ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/690
Пакистанский флюгер под ветром перемен
Соединенные Штаты не учли, что слабый политик у руля может вести себя как флюгер, если на него оказывают серьезное давление другие внешнеполитические акторы.   15 октября 2008, 12:51
 
Соединенные Штаты отчаянно борются за контроль над Пакистаном, но их могущества уже не хватает управлять геополитической ситуацией в Центральной Азии

Территория Пакистана и Центральной Азии всегда представляла собой интерес не только для континентальных геополитических акторов данного региона - России, Индии и Китая, но и для талласократических держав, будь то Британская Империя в XIX веке или Соединенные Штаты в XX и XXI веках.

Зардари, за которым тянется шлейф обвинений в коррупции, психическом расстройстве и тесных связях с американцами, казался идеальной фигурой на роль марионетки.

Напомним, что Пакистан и Индия непосредственно входили в состав британского доминиона Индия. «Жемчужину британской короны» называли так не только из-за ее богатств, но и из-за важного геостратегического положения этой территории. Особая ценность Пакистана после обретения им независимости заставила США и Великобританию до последнего бороться за этот лакомый кусок, превратив его в опорный пункт атлантизма в Центральной Азии.

Пакистан  - это страна, отделяющая Ближний Восток от Южной и Центральной Азии. В то же время справедливым будет и толкование, согласно которому Пакистан – это регион, через который можно выйти как в Южную и Центральную Азию, так и на Ближний Восток. В этом плане Пакистан является ключевой страной мусульманского мира.

Кроме того, это единственная исламская страна, обладающая ядерным оружием. Таким образом, для США жизненно важно держать Пакистан под своим контролем, тем более, что в соседнем Афганистане Америка и ее союзники по НАТО проводят военную операцию, успех которой во многом зависит от обстановки в Пакистане.

При президенте Мушаррафе Пакистан впервые за много лет отклонился от строго проамериканского курса во внешней политике. Страна была принята в качестве наблюдателя в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, продемонстрировав тем самым, что не прочь улучшить отношения с ведущими государствами этого союза - Россией и Китаем.

Впрочем, данный сигнал был обращен не только к России и Китаю, что само по себе вызвало нервозную реакцию американского руководства, но и к другим странам, имеющим статус наблюдателей в ШОС – прежде всего к Ирану и Индии. В 2005 году руководители этих государств вместе с Мушаррафом договорились о строительстве газопровода Иран-Пакистан-Индия. Как и следовало ожидать, реакция Белого дома была довольно жесткой, что не помешало начать строительство газопровода даже после отставки Мушаррафа.

В свете этих событий становится понятно, почему долго поддерживаемый США генерал Мушарраф вдруг в одночасье становится «кровавым диктатором», а в страну возвращаются поддерживаемые из-за океана лидеры оппозиции. Убийство Беназир Бхутто, и последовавшие за этим события, приведшие в конечном итоге к отставке президента Мушаррафа, до боли напоминают уже набившие оскомину «цветные» революции в странах бывшего СССР и Восточной Европы.

Впрочем, в сложившейся ситуации Вашингтон скорее заинтересован в прямом военном контроле над Пакистаном, что связано с нежеланием США пускать дела в столь важном регионе на самотек. Ведь кроме самих США на пакистанское руководство, кто бы там не пришел к власти, всегда будет влиять и позиция таких сильных игроков как Иран, Индия и Китай.

Кроме того, существует и Россия. Поэтому при непосредственной поддержке американцев в качестве лидера Пакистана был фактически пропихнут Асиф Зардари, единственной заслугой которого было его вдовство – он был супругом убитой при невыясненных обстоятельствах Беназир Бхутто. Зардари, за которым тянется шлейф обвинений в коррупции, психическом расстройстве и тесных связях с американцами, казался идеальной фигурой на роль марионетки.

Может быть, так бы и было в любой другой стране, но Соединенные Штаты не учли, что слабый политик у руля может вести себя как флюгер, если на него оказывают серьезное давление другие внешнеполитические акторы. Лучшая марионетка – это военный диктатор, который следует единожды выбранным курсом, но и такое происходит далеко не всегда. А что уж говорить о человеке, личные интересы которого, равно как и интересы его страны и ее крупных финансово-промышленных групп зачастую ближе к интересам Ирана и Китая, а не США. За короткий период президентства Зардари проникновение в Пакистан китайского капитала и сотрудничество в энергетической области с Ираном и Индией только возросло.

Вопрос в том, смогут ли американцы удержать Пакистан в условиях ведения войн в Афганистане и Ираке.

Так,  недавно состоялся визит министра иностранных дел Индии в Исламабад, в ходе которого стороны договорились о расширении сотрудничества по поводу строительства газопровода Иран-Пакистан Индия. Пропускная способность проектируемого газопровода ИПИ составит 21,1 миллиарда кубометров природного газа в год. Пакистан и Индия планируют делить этот объем поровну. Протяженность газопровода составит 2,3 тысячи километров, а стоимость - около 7,5 миллиарда долларов. Как ожидается, газ начнет поступать в трубу в 2012 году.

Создание этого газопровода крайне важно для Индии, которая стремится обеспечить свою бурно растущую экономику энергоносителями. Не менее остро нуждается в природном газе для заводов и электростанций и Пакистан, где продолжительные отключения электроэнергии мешают развитию экономики. Индия и Пакистан находятся под жестким прессингом Вашингтона, который добивается от этих стран аннулирования договоренностей с Тегераном в нефтегазовой сфере, стремясь изолировать Иран на международной арене. Однако, страны-участницы проекта неоднократно заявляли о решимости его реализовать.

Активизировался и Китай. Не случайно первым планируемым  визитом Зардари в качестве президента страны станет поездка в Китай. В ходе встречи с послом КНР в Пакистане Ло Чжаохуэем, состоявшейся в резиденции президента, Асиф Али Зардари отметил, что он с нетерпением ожидает предстоящего на следующей неделе визита в Китай. По его словам, основные цели предстоящего визита - продвижение двустороннего сотрудничества в таких областях, как экономика, торговля, финансы и энергетика, расширение сфер сотрудничества и повышение уровня сотрудничества.

В таких условиях удержать столь значимый для себя регион США могут только в условиях военной интервенции. Возможно, этот вариант они также просчитывали, когда ставили у руля государства слабого Зардари. Именно после его инаугурации состоялись первые налеты американской авиации на Пакистан и нападения армии США с территории Афганистана. В случае успеха американского плана, важнейший геополитический центр – Иран будет отделен от стран-членов ШОС и ОДКБ территорией контролируемого США Пакистана и фактически будет взят в американские тиски. ШОС лишится перспектив на расширение и приобретение статуса центра евразийской интеграции, нового центра силы альтернативного американскому. Кроме того, это значит, что американские базы приблизятся к нашим границам и границам стран ОДКБ.

Однако, вопрос в том, смогут ли американцы удержать Пакистан в условиях ведения войн в Афганистане и Ираке. Единственный реальный вариант предлагают демократы, заявляя о необходимости выведения войск из Ирака и введения их в Пакистан. Республиканская позиция более непреклонна – наращивание везде американского присутствия без каких-либо уступок. Перегреется ли американская военная машина, и какую роль в разрастающемся пакистанском конфликте будут играть Россия, Иран, Китай и Индия – вот главные вопросы, на которые мы, возможно, уже скоро получим ответы.


Александр Бовдунов  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/690