ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/686
Лоскутное одеяло Грузии
Вполне объединенной Грузия стала только при царице Тамаре и ее муже, осетинском князе Давыде Сослане. Впрочем, ненадолго, так как вскоре после ее смерти все пошло наперекосяк   13 октября 2008, 09:11
 
Территориальная «целостность» Грузии в свете исторических фактов и этнографии

Одним из самых любимых доводов у сторонников Саакашвили был и остается довод о «территориальном единстве Грузии», якобы «грубо попранном» Российской Федерацией. Взглянем на это «единство» с исторической точки зрения.

Большая часть грузин живет за пределами государственных границ Грузии - около шести миллионов в Турции, не менее, если не свыше, миллиона в России и от пятидесяти до ста тысяч в Иране.

До ХVII века так называемая Грузия не воспринималась самими картвелами (грузинами) как отдельная единая страна. В любом случае, то, что Грузия как правило не имела государственного единства - исторический факт. Даже такие выдающиеся цари как Вахтанг I Горгасал, Ашот Куропалат, владетель Тао-Кларджети, Давыд III Великий, Баграт III, Георгий V Блистательный, Александр I Великий, Алесандр II царь Кахетинский, Ираклий II Картли-Кахетский и Соломон I Имеретинский, не говоря уже про Симона I Картлийского, не были царями единой Грузии и не властвовали надо всеми грузинскими землями и племенами.

Пожалуй, весьма близки к власти над всеми грузинскими землями были Давыд IV Строитель и Георгий III Великий, но вполне объединенной Грузия стала только при царице Тамаре и ее муже, осетинском князе Давыде Сослане. Впрочем, ненадолго, так как вскоре после ее смерти все пошло наперекосяк.

Грузинские племена и земли постоянно тяготели к разным политическим центрам: сначала к Тао-Кларджети и Картли, а затем к так называемым трем царствам. В 1466 г. Грузия окончательно утратила политическое единство. Постепенно оформлялись три царства Картли (центр Грузии), Имеретия (Западная Грузия) и Кахетия (Восточная Грузия), княжества Мингерелия, Рачи, «княжество Сванетия», Триалетия и другие, а также территории горных племен вольная Сванетия, Хевсуретия, Тушетия, Пшавия и Мтиуле.

Все эти царства (три царства), княжества и исторические области, например Аджария, входили в разные империи, принадлежали разным державам: так, Картли и Кахетия были зависимы от Персидской империи, Ирана, а царство Имеретия и княжество Мингрелия от Османской империи, Турции. Вольная же Сванетия не была зависима ни от кого. Некоторые княжества, например Рачи и Гурия, от Имеретии, были зависимы от царств, другие, например Мингрелия, были самостоятельны.

Во многих из этих образований у власти были ответвления династии Багратиони, но далеко не во всех. Так, в Мингрелии правили князья Дадиани, в Гурии - Гургиели, в Аджарии - Абашидзе, а в княжестве Сванетия - князья Дадекашквили. В Российскую империю все эти земли и области входили по частям: в 1800-1801 гг., объединенные в одно царство при предпоследнем их царе Ираклии Картли и Кахетия, в 1801 г. Борчалы, в 1803 г. на правах внутренней автономии (упразднена в 1867 г.) Мингрелия, в 1804 г. также на правах автономии (упразднена в 1829 г.) Гурия, а в 1811г. Имеретия, Месхетия в 1829 г., в 1833 г. княжество Сванетия, а в 1840 г. вольная Сванетия.

Аджария же оставалась в Османской империи и только в 1878 г. была передана России в результате военной победы 1877-78 гг. Почти вся Лазика и Тао (Тайк) и Кларджети так навсегда и остались в Турции. Историческая грузинская область Саингило - с 1920-х гг. в Азербайджане. Лори, населенная по большей части армянами - с 1923 г. в Армении.

Так что о так называемом «территориальном единстве Грузии» не приходится говорить и без Абхазии и Южной Осетии.

О нем не может быть и речи еще и потому, что большая часть грузин проживает вне Грузии. Если имеретин можно с натяжкой считать картвельским (грузинским) субэтносом, так же как и мтиулов, то до сих пор ведутся споры, являются ли сваны и мингрелы, хевсуры и тушины, грузинскими субэтносами или же они - картвельские народности, близкие грузинам.

Тем более этот вопрос стоит и в отношении лазов: турки склонны считать их отдельной народностью картвельского происхождения, а грузины картвельским субэтносом и самобытной частью картвельского народа в общем. Кстати, говорят лазы, так же как и сваны, и мингрелы на отдельных от общекартвельского языках, хотя и картвельской языковой семьи, причем лазы и сваны на языках цанской, а не картвельской отдельной языковой группы. Впрочем, среди лазов и особенно месхов и чвенебури распространен турецкий язык.

Но в данном случае мы согласимся в этом вопросе с грузинскими историками и этнологами. Численность лазов оценивается самими лазами в пять миллионов человек и практически все они или, по крайней мере, почти все, мусульмане. В Турции проживает также от пятисот тысяч до полутора миллионов чвенебури – понтийских грузин-мусульман. Есть и некоторое количество аджарцев. Например, премьер Турции Тонсу Чиллер была аджаркой по происхождению.

Из этих фактов легко сделать следующий вывод: большая часть грузин живет за пределами государственных границ Грузии - при примерно трех с половиной миллионах грузин собственно в Грузии, около шести миллионов в Турции, не менее, если не свыше, миллиона в России и от пятидесяти до ста тысяч в Иране.

В грузинских городах остается значительное количество русских, подвергающихся дискриминации со стороны грузин, а подчас и мингрелов.

Целые исторические грузинские области находятся вне границ и за пределами Грузинского государства: Кларджети, Тао (Тайк) и г. Артвин и Лазик - в Турции, а Саингило - в Азербайджане. Это не менее четверти, а, скорее всего, и до доброй трети всех исторических грузинских земель. Между прочим Тао и Кларджети справедливо считаются колыбелью грузинской государственности.

Этнографическая группа грузин ингилойцев (в Саингило около 15 тыс. человек) наполовину христианская, наполовину мусульманская. Кроме того, большая часть грузин (лазы, чвенебури, почти все месхи, за исключением месхов-«фрагов»- униатов, еще с раннего средневековья находящихся в унии с Римом, значительная часть- около трети аджарцев, ингилойцев и грузин-джавахетов) исповедует ислам.

Надо отметить, что мусульман-грузин было еще больше, но с начала 90-х гг. начался процесс рехристианизации аджарцев (до этого 70 % аджарцев было исламизировано, а остальные оставались христианами) и отчасти грузин-джавахетов, в результате чего наоборот, до 70 % аджарцев стало считать себя христианами, а мусульман осталось где-то до трети, в основном в горных районах, ну и конечно в Турции. Под давлением Католикоса и значительная часть грузинских (до дюжины сел по границе с Турцией) лазов «приняла христианство» - возможно, далеко не все искренне. Грузины любят позиционировать себя как народ христианский. Но, как мы видим, мусульман среди картвел все же больше.

Кроме того, существуют исторические области и края, где как автохтонные народности проживают нацменьшинства. Это Джавахети и отчасти Самцхе (армяне), Борчало (азербайджанцы) и Кахетия (азербайджанцы и бацбийцы - родственный ингушам и чеченцам вайнахский горский народ, раньше живший в Тушетии, но переселенный во второй половине ХХ века в Кахетию - интересно, что среди них есть христиане, что для остальных вайнахов в общем-то нехарактерно), а так же чеченцы-кистинцы в Панкисском ущелье. До недавнего времени (начала 1990-х) существовала и Триалетская Осетия, как район компактного с конца ХVIII-ХIХ вв. проживания осетин, южнее города Гори, где их число к 1990 г. достигало 40 тысяч, но в результате показательных убийств в одном из сел и сильного давления грузинских властей почти все осетинское население Триалетской Осетии бежало к середине 1990-х в Южную и Северную Осетии.

Наконец, в грузинских городах остается и значительное количество русских, подвергающихся дискриминации со стороны грузин, а подчас и мингрелов.

Подытожить наш очерк можем лишь утверждением, что весь юг исторической Грузии находится вне ее государственных границ, а нынешняя достаточно лоскутная Грузия обрела административное единство в Российской империи и СССР.

Жаль, что она этим единством не дорожит.


Андрей Езеров  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/686