ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/675
Дело тонкое
Бывший премьер-министр Израиля Эхуд Олмерт хочет быстро решить все проблемы по принципу «вы – нам, мы – вам»   4 октября 2008, 14:00
 
Запутанный узел проблем на Ближнем Востоке невозможно разрешить старыми методами, а разрубить его еще опаснее – необходим принципиально новый подход к ситуации

На протяжении столетий Ближний Восток привлекал мировые державы, и все это время регион сотрясали конфликты. Нынешняя ситуация остается напряженной и каждый сдвиг во внутренней или внешней политике ближневосточных государств зачастую чреват далеко идущими последствиями. В последние недели в этом регионе произошли определенные изменения.

К вопросу создания единой системы безопасности Ливана эксперты относятся со скепсисом.

Ушедший в отставку премьер-министр Израиля Эхуд Олмерт на днях заявил, что для того, чтобы реализовать долгожданное мирное соглашение с палестинцами и Сирией, Израиль должен будет покинуть «почти все» земли, которые он захватил в войне 1967 г. и, кроме того, разделить Иерусалим. Это радикальное наставление появилось в израильской прессе после отставки премьера, перед еврейским новым годом.

Олмерт продолжает отвергать обвинения в коррупционной деятельности, которая ему приписывается. Кроме того, бывший премьер был раскритикован и за неадекватные по мнению израильской общественности действия во время войны с Ливаном в 2006 г. Понятно, что его реплика в отношении Голанских высот вызвала бурную реакцию в Сирии. Как сказал Олмерт, возврат захваченных территорий возможен лишь после прекращения контактов руководства Сирии с «Хамас» и Ираном, - президент Сирии Башар Ассад в ответ на это категорически заявил, что отношения и с «Хамас» и с Ираном будут сохранены, несмотря на то, будет ли возобновлен с Израилем мир или нет.

Новый премьер Израиля - бывшая глава МИДа, Ципи Ливни обещала форсировать вопрос с Голанскими высотами, но гипотетическая военная угроза Израилю отразилась усилением в этой стране американского военного присутствия. Как сообщило 28 сентября 2008 г. израильское радио, США установили в стране противоракетный радар, который должен будет отслеживать появление возможных ракет со стороны Ирана. Ливанская газета «Daily star» поспешила назвать статью, посвященную этому событию, «Оккупация Иерусалима». Газета пишет, что радар имеет радиус действия две тысячи километров, а за его обслуживанием будут следить 120 американских военных.

Не обошлось без казусов: на вопросы международной прессы представитель израильского Минобороны заявил, что «ничего не знал об этом развертывании». Ситуацию дежурно прокомментировал Роберт Гейтс, объяснив, что США «помогают Израилю строить противоракетную оборонную систему, которая будет способна защитить от любых видов угроз с ближнего и дальнего расстояния».

Еще один казус – ведь текущая помощь администрации США Израилю позиционировалась исключительно в рамках продвижения дорожной карты, которая была направлена на урегулирование мирного процесса между Израилем и палестинцами. В реальности оказалось, что США имели в виду совершенно другое – старую idee fixe об иранской ядерной программе. Но ради чего тогда затевалась установка радара в Чехии, если Израиль под боком у Ирана и, кроме того, является давним партнером США?

В самой Палестине дела тоже обстоят не гладко. Попытки четверки (США, Россия, ЕС и ООН) перевести затянувшийся в регионе арабо-израильский кризис не увенчались успехом. С одной стороны, палестинцы оказались заложниками цепной реакции всей ближневосточной проблематики, с другой - неудачные попытки урегулирования кризиса со стороны свидетельствуют о глубинном недопонимании ситуации в регионе. Если американцы видят все в черно-белых тонах, а ЕС и ООН пытаются вывести проблему в гуманитарное русло, то Россия страдает от нехватки экспертов и полноценной информации, видя лишь верхушку айсберга и не вдаваясь в такие мелочи (а на Востоке любая мелочь является важной), как семейно-клановые отношения, принятие решений старейшинами и т. п.

В соседнем Ливане тем временем планируется встреча лидера «Хезболлы» Саида Хасана Насраллы с лидером парламентского большинства Саадом Харири. Представитель ливанского парламента Мохаммад Раад прокомментировал репортерам, что цель встречи – это обсуждение будущего Ливана и «создание единства, которое защитит страну от агрессии со стороны Израиля». Представители двух влиятельных политических групп встречались 16 сентября, где по словам представителя «Движения Будущего», «было открытое и откровенное обсуждение, в котором произошел обмен различными мнениями... Наши политические разногласия не отрицают тот факт, что мы - братья в одном доме».

К вопросу создания единой системы безопасности Ливана эксперты относятся со скепсисом. Евроатлантически настроенные политологи полагают, что «Хезболла» не захочет сдавать свои прочные позиции и будет привлекать к диалогу своих союзников. Антисирийская коалиция, куда входит и партия Харири (сунниты), скорее всего попытается воспрепятствовать этим попыткам.

За последние два года выработать общие правила игры для всех сторон разворачивающегося в Ливане конфликта так и не удалось. Противоречия проявляются как в области религии, так и в реализации политического дуализма «друг-враг». Огромное количество политических движений, внутри которых существуют оппозиционные течения и попытки установления внешнего влияния (Маронитская Лига, которая недавно заявила о желании достичь межхристианского урегулирования, традиционно подозревается в обслуживании интересов Израиля, хотя некоторые марониты-христиане стоят и на стороне Сирии), требуют явно иного подхода к проблеме.

«Если будет найдено решение между Турцией, Сирией, Ираном и Саудовской Аравией, то мир в регионе станет возможен. Вопрос в другом – какой он будет, и какая сторона получит больше влияния».

Убийство друза Шейха Салеха Ариди, примирившего Джумблата и Арслана (Прогрессивная социалистическая партия Валида Джумблата является антисирийской, а Демократическая партия Талаля Арслана занимает просирийскую позицию) и недавний теракт против группы ливанских солдат (предыдущая атака на представителей армии была предпринята 13 августа 2008 г.) могут оказаться как проявлением недовольства антиизраильских и антиамериканских сил, как и провокацией против «Хезболлы» и их союзников, устроенной агентами атлантизма – ваххабитами, заинтересованных в сохранении нестабильности в регионе накануне парламентских выборов в Ливане. Сирийский резидент Башар Ассад уже поспешил заявить, что с севера Ливана исходят угрозы и для безопасности самой Сирии.

Американское лобби в Ливане остается довольно сильным. В Бейруте действует Американский Университет, на базе которого функционируют различные think tank, выстраивающие выгодную для Вашингтона региональную геополитику и имплицитно подразумевающие в своих исследованиях и заявлениях связи «Хезболлы» с террористическими ячейками. Хотя профессор политических наук Американского Университета Ахмад Мусалли и винит в терактах в Северном Ливане радикальные группы «новых салафитов», «новых джихадистов» (которые, по его мнению, просачиваются в страну, потому что альянс 14 марта направил все усилия на нейтрализацию военных структур «Хезболлы»), в его явно неоднозначном высказывании виден намек на то, что джихадисты помогают «Хезболле», что само по себе невозможно, но для общественности, не владеющей информацией, может сойти за чистую монету.

Если же к проблеме подходить объективно, следует критиковать недостаточно организованную по этому вопросу работу правительства. Сходная ситуация, кстати, наблюдается на Украине – испугавшись последствий своего бездарного управления и столь явной в последнее время зависимости от Вашингтона, Президент Украины спешит все списать на работу российских спецслужб.

В попытках встать на объективную позицию «Аль-Джазира» отмечает, что в Ливане длительное время «существует напряженность между армией и различными экстремистскими группами». Однако, ответственность за последние теракты никто на себя не берет.

Все же урегулирование ситуации в регионе возможно. Особым посредником в этом могла бы выступить Россия, взглянув на вещи по-новому, учтя геополитические реалии и всех игроков в регионе с их интересами, и выработав долгосрочную стратегию по Ближнему Востоку, завязанную на отношениях с Турцией, Ираном и Сирией. Проблемным местом будут оставаться Израиль и Саудовская Аравия - традиционные партнеры США, которые могут задействовать свои ресурсы и влияние как на Ближнем Востоке, так и в самой России.

Но этот вопрос тоже разрешим, если руководителям этих стран продемонстрировать все преимущества от установления многополярной модели в регионе. Как считает руководитель Санкт-Петербургского Центра Исследования Культуры Леванта Али Мухиэддин, «если будет найдено решение между Турцией, Сирией, Ираном и Саудовской Аравией, то мир в регионе станет возможен. Вопрос в другом – какой он будет, и какая сторона получит больше влияния».


Леонид Савин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/675