ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/665
Искусство после августа
Именно культура, будучи самым иррациональным проявлением Запада, достигла у нас необыкновенного, волшебного расцвета   28 сентября 2008, 09:22
 
Творческие люди не могут оставаться в стороне от происходящих в стране политических процессов

«Человек искусства должен быть вне политики» - существует такой стереотип, прижившийся в так называемой «культурной» среде. Появился он неспроста и, очевидно, истинного положения вещей совершенно не отражает. Практически все персоналии из школьного учебника литературы, имена которых так любят смаковать представители интеллигенции, были людьми политизированными. Часто – до крайности. До ссылки, до каторги. В любом случае, если взять XVIII-XIX века, то не найти среди живших тогда писателей людей аполитичных. Соответствующие шаблоны появились позже, и они – тема для отдельного исследования, потому как корни имеют очень серьезные.

«Впервые после катастрофы 90-х годов Россия проявила себя как великая суверенная держава, защищающая своих граждан».

Личная позиция, прямо или исподволь находящая отражение в творчестве – большая ответственность. И если в более или менее спокойное время автор еще может спрятаться за паутину красивых фраз, то в переломные, определяющие жизнь периоды заставляет отвечать на неудобный, некорректный вопрос: «С кем же вы, мастера культуры?»

Такой точкой отсчета стало 8 августа. Всем памятны дикие выходки Вахтанга Кикабидзе и Нани Брегвадзе. Это – совершенно нормальный процесс поляризации личных мнений вслед за обозначением позиций руководства ведущих мировых держав. Есть наши друзья и враги во внешнем мире, есть наши и ненаши писатели, поэты, музыканты.

Свою позицию в связи с событиями 8 августа озвучил корреспонденту портала «Евразия» писатель, наиболее яркая фигура в жанре «метафизический реализм», автор культового романа «Шатуны» Юрий Мамлеев. Это не просто автор, не просто уважаемая и востребованная личность. Мамлеев породил своим творчеством целую вселенную, в которой живут политики, музыканты, художники. В этом мире все очень странно - это измерение общих снов, измерение ужаса и восторга, в котором твари и предметы предстают в своем истинном виде.

«Думаю, что события 8 августа – переломный момент в истории XXI века. Впервые после катастрофы 90-х годов Россия проявила себя как великая суверенная держава, защищающая своих граждан, - считает Мамлеев, - Хотя, в сущности, этот поворот к суверенности произошел еще в начале XXI века, когда Путин стал президентом Российской Федерации. Все это означает, что наступило время многополярного мира. Мечты США о мировом господстве – это полное безумие, вредное для самих Соединенных Штатов. Насколько я помню, бывший президент США Никсон высказал такую мысль, правда, за точность цитаты не ручаюсь: Россия всегда была, есть и будет великой державой, какие бы трудности она ни переживала. Поэтому от отношений между двумя сверхдержавами США и РФ абсолютно зависит будущее человечества.

«Единственно реальная возможность, если мы не хотим гибели этого мира, это путь искреннего сотрудничества между Россией и Западом».

Я думаю, он прав. Поэтому Россия готова к сотрудничеству со всеми теми странами, которые искренне открыты для сотрудничества. И эти августовские события вовсе не означают новой конфронтации, если только такой конфронтации не захотят сами США, но такая конфронтация бессмысленна. Россию нельзя покорить или тем более уничтожить. Поэтому, если мы хотим сохранения этой планеты, этого мира, тогда в первую очередь Европа должна нас понять, должна понять, что мы великая держава и что у нас есть собственные национальные интересы и собственный путь развития, но одновременно мы открыты для создания демократического плюралистического многополярного мира на Земле. И то же самое пожелание относится и к США».

Если и были у творческих людей иллюзии относительно США, то они улетучились вместе с перестроечным угаром. Что же касается отношения к Западу – к его реакции, его мнению, то это тема гораздо более сложная. Не будем забывать, что в русском, как и в любом другом традиционном обществе не было «культуры» в устоявшемся понимании этого слова. Была сакральность, пронзавшая все бытие и небытие, а культуры не было. Культура пришла вместе с началом озападнивания, упадка, десарализации. Именно культура, будучи самым иррациональным проявлением Запада, достигла у нас необыкновенного, волшебного расцвета.

Очарование Западом только-только начинает у нас проходить. Однако, если говорить о Мамлееве, то его позиция однозначна и бесконечно далека от оглядки на «цивилизованный мир».

«Западу следует понять, что агрессивность по отношению к внешнему миру – не в национальных интересах России, ибо мы имеем все для собственного суверенного развития. Но в то же время мы должны защищать свои национальные интересы, - полагает автор «Шатунов», - Думаю, что, говоря откровенно, Запад это и сам понимает, но некоторых западных политиков преследует мысль о 90-х годах, когда Россия была в ослабленном и униженном состоянии. Но им следует знать, что такое состояние больше никогда не повторится. Из всего этого следует, что единственно реальная возможность, если мы не хотим гибели этого мира, это путь искреннего сотрудничества между Россией и Западом. И это - единственный путь. Что касается Грузии и ее, народа, то я надеюсь, что, несмотря на этот конфликт, рано или поздно традиционная дружба между нашими народами восстановится раз и навсегда. Мы (русские) всегда уважали и любили грузинский народ».

Портал «Евразия» будет продолжать знакомить читателей с точкой зрения людей искусства на политические процессы. С мнением, которое не все и не всегда разделяют, которое может вызвать ворчание в пронизанных западными сетями фондах и творческих союзах. С мнением, раздражающем таких «аполитичных», а на деле – либеральных коллег по перу.


Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/665