ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/619
Как и ожидалось
В отношении кавказской политики России саммит ШОС и заседание Совбеза ООН живописали почти идентичные картины   30 августа 2008, 09:22
 
Политический мир не торопится перестроиться под новый формат взаимоотношений с воспрянувшей Россией

С момента признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии прошло всего несколько дней. За это время успело произойти, пожалуй, два основных события, являющихся индикаторами международной реакции на ее начальном этапе.

Переговоры Дмитрия Медведева с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, а также присутствие на саммите президента Афганистана в качестве гостя – все это несмелые знаки того, что организация готовится перерасти свой формат.

Состоявшийся в Душанбе саммит ШОС и прошедшее позже в Нью-Йорке заседание Совбеза ООН вкупе с некоторыми дополнительными жестами западных стран можно условно назвать «голосом Азии» и «голосом Европы» соответственно. В обоих случаях ситуация складывается для России нелегкая, но верные приметы указывают те пути, по которым может вестись дальнейшая работа.

Если Россия и рассчитывала на консолидированную позицию ШОС по поддержке независимости опекаемых ею республик, то эти расчеты не оправдались. Члены ШОС ограничились общей декларацией, в которой за напластованиями пресных и малосодержательных формулировок сдержанно отмечается положительная роль России во всем процессе. Что же касается конкретно независимости Абхазии и Южной Осетии, то Китай высказался вполне однозначно в том смысле, что практика нарушения территориальной целостности любых государств настораживает его, как страну, имеющую соответствующие проблемы.

«Мы понимаем сложность прошлого и настоящего Южной Осетии и Абхазии», - говорится в заявлении представителя МИД Китая. – «В то же время, мы придерживаемся обычного для Китая в таких ситуациях мнения, что стороны смогут разрешить противоречия путем диалога и консультаций. Китай и Россия поддерживают длительные дипломатические и экономические отношения, однако, имея в виду Тайвань и другие свои спорные регионы, Пекин выступает против разделения любого государства на меньшие части».

На сегодняшний день о готовности поддержать Россию в вопросе признания независимости Абхазии и Южной Осетии заявил только один союзник РФ по интеграционным проектам – Белоруссия. В лице своего посла в России Василия Долголева Минск заверил Москву в поддержке ее действий на данном направлении. Кроме того, в четверг Александр Лукашенко направил Дмитрию Медведеву письмо, в котором изложил свою точку зрения на то, что по данному вопросу всему ОДКБ следует выработать консолидированную позицию.

Однако, вернемся к саммиту ШОС. Важнейшим итогом мероприятия стало решение о создании специального органа по подготовке принятия в организацию новых членов. Это касается прежде всего Ирана, а также Монголии, Индии и Пакистана, которые уже несколько лет состоят при организации в качестве наблюдателей. Напрямую это событие не касается российско-грузинского конфликта, но обозначает очень важные перспективы в плане долгосрочной интеграции евразийского пространства.

«Работа с государственными наблюдателями при ШОС - Индией, Ираном, Монголией и Пакистаном - будет переведена на качественно новый уровень и строиться с учетом их соображений», - сообщается в коммюнике, подписанном по итогам прошедшего саммита.

Как и предполагалось, война людей и машин на территории получила свое продолжение в дипломатической войне. Нет никакой гарантии того, что на этом этапе успех России будет таким же уверенным, как до сих пор.

До сих пор вопрос о расширении ШОС пробуксовывал, во-первых, из-за того, что такой процедуры вообще не было предусмотрено при его создании, во-вторых, страны-участницы не имели консолидированного мнения относительно целей, перспектив и геостратегических ориентиров организации. Переговоры Дмитрия Медведева с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, а также присутствие на саммите президента Афганистана в качестве гостя – все это несмелые знаки того, что организация готовится перерасти свой формат и заняться коллективной безопасностью более плотно и на более четких принципах. И очень многое в этом смысле будет зависеть от России, которая в этом году вступает в права председательницы ШОС.

Тем временем на другом конце мира тема российско-грузинского конфликта и независимости Абхазии и Южной Осетии в частности обсуждалась прицельно. Несмотря на это, никакого итогового решения Совбез ООН принять не смог. Оно и понятно, поскольку инициатива России, как и следовало ожидать, натолкнулась на неприятие со стороны лидеров Запада. Ранее один из форматов реагирования был осуществлен от лица семи восьмых «Большой восьмерки», которые осудили действия России на Кавказе и потребовали немедленно убрать из зоны конфликта все российские войска. Известно также о работе, ведущейся по данной проблеме в ЕС, со стороны которой, впрочем, пока никаких определенных сигналов не поступало.

В ООН же неутомимому бойцу дипломатического фронта Виталию Чуркину снова пришлось отражать шквал предвзятой критики в адрес России и платить недоброжелателям их же монетой.

В целом можно сказать, что ситуация не выходит за пределы ожидаемого. Как и предполагалось, война людей и машин на территории получила свое продолжение в дипломатической войне. Нет никакой гарантии того, что на этом этапе успех России будет таким же уверенным, как до сих пор. Но одно то, что российское руководство нашло в себе мужество вступить в этот процесс, говорит уже о многом. И сегодня оно как никогда нуждается в гражданской поддержке своих международных инициатив. Поистине, сегодня мы вступаем в период серьезнейших изменений в структуре политической ситуации в мире. И то, насколько успешно проявит себя в этих процессах Россия, зависит, в том числе, от каждого из нас.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/619