ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/540
Голодный край
«Речь идет и об экстренной продовольственной помощи и о долгосрочном пакете антикризисных мер»   10 июля 2008, 09:55
 
Россия поможет планете справиться с продовольственным кризисом, но кто от этого выиграет?

Одной из важнейших тем, обсуждавшихся на завершившемся в Японии саммите Большой Восьмерки, стал нарастающий мировой продовольственный кризис и, соответственно, поиск путей его преодоления. Наибольшей предприимчивостью в данном вопросе отличилась Россия – в лице дебютанта саммита президента Дмитрия Медведева.

Тон Медведева и его положительная оценка итогов саммита служат подтверждением тому, что российские предложения нашли отклик и понимание у партнеров.
«Для стабилизации ситуации нужны комплексные меры по укреплению продовольственной безопасности в мире. Речь идет и об экстренной продовольственной помощи и о долгосрочном пакете антикризисных мер», - отметил Медведев в ходе пресс-конференции по итогам саммита. «Долгосрочный вклад нашей страны в решение этой проблемы будет состоять, прежде всего, в существенном наращивании сельхозпроизводства и его поставок не только внутри страны, но и на мировой рынок», - заявил российский глава.

«На саммите президент Медведев сказал то, о чем давно говорят эксперты: в очень значительной степени последняя волна роста цен на зерно и продовольствие вызвана не только ростом потребления, но и тем, что из оборота производства продовольствия выведено довольно большое количество земли, которая отвлечена на производство биотоплива», - делится с корреспондентом портала «Евразия» своими соображениями по проблеме продовольственного кризиса сопредседатель Совета по национальной стратегии, доктор экономических наук Иосиф Дискин. – «Это важное обстоятельство, потому что нужны иные решения – все-таки надо увеличивать объемы производства. А если отвлекать земельные ресурсы, то увеличения объемов производства не будет.

И второе. Россия заявила то, о чем давно говорилось: наша страна является потенциально крупным, а может быть и одним из крупнейших экспортеров продовольствия, прежде всего зерна. Россия обладает самым большим объемом пахотных земель, и последние годы наращивает объемы зернового экспорта. Только в прошлый год в связи с введением запретительных пошлин объем экспорта приостановился. И, конечно, это заявление означает, что Россия готова и дальше наращивать объемы производства. Премьер Путин говорил о том, что с внутренними ценами на зерно нужно бороться, стимулируя производство зерна, эффективность птицеводства, свиноводства, и увеличивая таким образом объемы продовольствия. Птицу и свинину мы, конечно, вряд ли будем поставлять на экспорт, а зерно – безусловно».

Эксперт не сомневается в том, что при грамотном и ответственном подходе Россия сможет найти в себе силы для осуществления заявленного: «Поскольку при сегодняшних ценах доходность производства зерна приближается к двумстам процентам, то, конечно, в это производство пошли огромные инвестиции, и ясно, вопрос увеличения производства зерна является вопросом наведения порядка в сельском хозяйстве, использования современной техники и превращения сегодняшних мелких хозяйств в действительно мощных товарных производителей – путем объединения, путем инвестиций и так далее».

Тон Медведева и его положительная оценка итогов саммита служат подтверждением тому, что российские предложения нашли отклик и понимание у партнеров. Более того, российское руководство не скрывает своего оптимизма по поводу того, что мировая конъюнктура, похоже, дает нашей стране еще один шанс достойно проявить себя и использовать мировые тенденции к своей выгоде.

Однако, некоторые эксперты смотрят на складывающуюся ситуацию с гораздо меньшим оптимизмом. Возможно, что кризис продовольствия является лишь частью более сложного комплекса проблем. Здесь следует напомнить, что вторым товаром столь же высокой принципиальной важности, ведущим себя на сегодняшнем рынке схожим образом, является топливо. И, хотя между ситуациями на рынке сырья и продовольствия невозможно установить явной экономической взаимосвязи, – на что, в частности, указывает и господин Дискин, - некоторые эксперты рассматривают нефть и продовольствие в качестве двух составляющих единой новейшей общемировой экономической тенденции. Причем направленность этой тенденции и даже полнота ее предпосылок остается не до конца ясной даже для самых искушенных специалистов.

Получается, что предложение справляться с голодом сообща президент России направил тем самым силам, которые, согласно мнению эксперта, и являются его прямыми или косвенными инициаторами.
«Нам еще не совсем понятно, почему нефть и продукты питания ведут себя подобным образом», - пишет, в частности, в своей свежей статье ведущий эксперт американского центра «Стрэтфор» Джордж Фридман. – «Вопрос для нас заключается в том, какое влияние этот всеобщий рост нефтяных цен оказывает на товары потребления – особенно на энергию и продовольствие – и какое влияние он будет иметь на международную финансовую систему. Очевидно, что существует возможность резкого роста цен на обе эти категории. Безусловно, в обоих случаях имеет место спекулятивный элемент».

Загадочный «спекулятивный элемент», о котором говорит господин Фридман, и составляет роковую интригу текущего процесса, который по мнению отдельных экспертов на самом деле является управляемым в гораздо большей степени, чем принято считать. Пытаясь объяснить происходящее в обычном порядке, как правило, говорят о не спрогнозированном увеличении спроса на продукты питания со стороны азиатских стран – с одной стороны, и ожидании скорого оскудения источников природного топлива – с другой, - как о естественных предпосылках процесса. Некоторые специалисты считают эти объяснения явно не достаточными.

С наиболее радикальной позицией по данной проблеме выступает профессор Бейрутского государственного университета Дмитрий Поляков. По мнению знатока ближневосточного вопроса то, что сегодня мы знаем в качестве некоего не совсем понятного продовольственного кризиса, является спланированной хозяйственно-экономической акцией стран «богатого севера».

«Конечно, они будут говорить, что сами не знают, что делать с этим кризисом», - иронизирует господин Поляков. – «Но на самом деле рост цен на продукты питания и связанный с ним рост цен на нефть носит преднамеренный и заранее спланированный характер. Продовольственный кризис – это подготовка – наряду с войной – к великому мировому хаосу. Естественно, они будут все валить на Китай и упирать на увеличение потребления. Но достаточно посчитать, в каком отношении находится возрастание цен к возрастанию спроса, и мы увидим, что эти величины несопоставимы».

Сознательно готовящийся определенными мировыми силами большой голод пойдет, как считает эксперт, рука об руку с грядущей войной на Ближнем Востоке, которая в свою очередь обещает перерасти в Третью Мировую. В такой перспективе, которая многим, безусловно, покажется слишком экзотической, все, сказанное нашим президентом по итогам высокой встречи, теряет свой смысл. Получается, что предложение справляться с голодом сообща он направил тем самым силам, которые, согласно мнению Дмитрия Полякова, и являются его прямыми или косвенными инициаторами.

Однако, как бы там ни было, предложение Медведева принято и, возможно, «зерновой саммит» вскоре все-таки состоится. А то, насколько оправданы самые крайние опасения экспертов, и то, насколько свободно и эффективно сможет себя проявить в складывающейся ситуации Россия, покажет, пожалуй, только время.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/540