ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/519
Красная сила, что в России живет
В СССР красный цвет увязывался с Россией вполне сознательно   20 июня 2008, 12:52
 
Метафизика красного цвета – от фольклора до Путина

Недавно опубликованная на портале "Евразия" статья «Красный путь Владимира Путина» обосновала утверждение, что Красный цвет в традиционной цивилизации постоянно соотносился с женским началом. И не просто с женским началом, но с внутренней, скрытой, «спящей» силой, пребывающей внутри героя и посвященного. Такова кундалини индийских йогинов-тантристов, изображаемая в традиционной иконографии, как свернувшаяся красная змея. Джон Вудроф, английский исследователь традиции тантры, приводит в своей работе «Змеиная сила» следующий тантрический текст:

Этимологов часто ставит в тупик вопрос: каким образом греческая или еврейская форма имени превращается у русских в нечто совсем иное? Видимо, дело в соответствии звучания новой формы имени глубинным архетипам русских.
«Мы взываем к Парадэвате, соединенной с Шивой; к той, сущность которой - ни с чем не смешанный нектар блаженства, ярко-красный, подобно киновари, подобно юному цветку гибиска, подобно небу в час заката; к той, которая прокладывает свой путь сквозь массу звуков, возникающих от столкновения ветров в Сушумне; к той, которая поднимается, сверкая блеском дести миллионов молний. Пусть она, Кундалини, быстро восходя к Шиве и возвращаясь от него, одарит нас плодами Йоги. Пробужденная, она - корова изобилия для тех, кто поклоняется Кула, древо Калпа для тех, кто поклоняется Ей». (Шарада Тилака, XXXV, 70)

«Змеиная Сила» интересна не только тем, что является одной из немногих работ, адекватно описывающих феномен кундалини, но и тем, что ее автор - европеец и пишет ясным для европейцев языком. Впрочем, ценность книги заключается именно в исследовании метафизических, «философских» аспектов тантры (в отличие от «практических пособий», заполонивших сегодняшний книжный рынок и не имеющих к тантре особого отношения). Стоит отметить, что Джон Вудроф сотрудничал с «Группой УР», предоставляя в их распоряжение свои переводы и редкие тексты.

Тем не менее, красный цвет, цвет киновари как видимая характеристика внутреннего женского начала героя - отнюдь не прерогатива только индийской, тантрической традиции. Русский сказочный образ «красной девицы» - та же самая идея, только помещенная в контекст фольклора. Напомним, что французский исследователь Рене Генон при всем своем скептическом отношении к «народной мифологии», считал ее тем не менее вместилищем сакрального знания, помещенного в подобный контекст в незапамятные эпохи для последующего необходимого востребования. Схожей точки зрения придерживались и ариософы.

Русская «красна девица» - мотивирующая и движущая сила героя. Именно ради нее (и благодаря ей) герой совершает подвиги, ведущие к священному браку, т. е. достижению цельности и царскому могуществу. Постоянен в русских сказках и сюжет змеиного обличья красной девицы. Напомним, что спящая кундалини - это тоже «красная змея», которая, пробудившись (т. е. покорившись герою-адепту), поднимается в параллельной физиологии вдоль позвоночного столба к головному мозгу и дарует йогину-тантристу царское достоинство.

Интересно, что имена красных девиц русских сказок несут в себе прямо или косвенно отблеск красного цвета и его вариаций. Сестрица Аленушка, преобразующая братца Иванушку из козлиного (т. е. животного, раздвоенного) состояния в человека, носит нецерковную форму имени «Елена», и это не случайно, т. к. Алена - это в первую очередь «алая», багряная, пламенеющая. Этимологов часто ставит в тупик вопрос: каким образом греческая или еврейская форма имени превращается у русских в нечто совсем иное? Видимо, дело в соответствии звучания новой формы имени глубинным архетипам русских.

Красный цвет девицы указывает на ее огненную природу, а ее непостоянство, вечное стремление отдалиться, опуститься (известно, что даже великие практики тантры в крайне редких случаях могут удерживать кундалини в поднятом состоянии долгое время) - на ее причастность «падению», т. е. превращению в «падшую женщину». Заметим, что в традиционных обществах сам факт подобного «падения» не рассматривался однозначно негативно. Симон Волхв видел в этом, скорее, трагедию женского начала, преследуемого мстительной демиургической силой. Именно поэтому свою спутницу, свою Софию (внешнее выражение его внутренней «красной змеи») он нашел именно в доме терпимости.

Язык древности был прост (но не «примитивен»): одна руна, один звук несли в себе колоссальный блок смыслов. Постепенно, по мере распада изначальной целостности, возникали новые термины: одно и то же слово, некогда сочетавшее в себе всевозможные значения, начинало обозначать вещи чуть ли не противоположные. Возможно, за красотой и красным цветом стоял некий прото-термин «красное», корень «кр», указывавший и на красоту и на определенный цвет и на многое другое.

Красный цвет связан с солнцем, огнем, теплом, жаром, весной, утренней зарей. Юная девушка Весна-красна несет с собой тепло и жар... Кундалини - это жар, поднимающийся от нижней чакры к верхней, где и происходит слияние божественных супругов Шивы и Шакти.

Но страны и государства - те же живые существа. «Красная сила» живет в России. И не только в фольклоре - она живет везде. Интересно, что с началом истории СССР красный цвет увязывался с Россией уже вполне сознательно: Красный Октябрь, Красная Армия, Красный Пролетарий, Красный день календаря … Все эти термины, пронизывая советскую реальность снизу доверху, были постоянно на слуху и, несмотря на некоторое усечение смысла (вследствие частого повторения), вполне осознанны.

Женская по своей природе «красная сила» восходит в адепте-мужчине. Поэтому неудивительно, что самым главным воплощением «красной силы» в СССР являлась, конечно, сугубо мужская Красная Армия, советские вооруженные силы и их «нервный центр» - ГРУ.

Подъем «красной силы» недолог - советская империя исчезла, нашу армию более не называют красной, более того - идет процесс устранения доминации красного цвета в государственной символике. В таком случае задача каждого «доброго молодца» - вновь поднять «красную силу» на достойную высоту.

Русская «Красна Девица» - нематериальна и неуловима. Полагать, что она раз и навсегда пребывает в каком-то теле - означает никогда не познать ее. Она везде и нигде.
Мы уже отмечали тесную связь между «красной силой», ее блужданием (восходом и спуском) и Владимиром Путиным. В этой связи интересен недавний инцидент с «женитьбой» Путина на Алине Кабаевой. Формально происхождение этих слухов списывается на буйно разыгравшуюся фантазию вполне конкретных журналистов. Однако, некоторые аналитики при этом указывают, что факт подобных слухов, скорее, на руку самому Владимиру Путину, т. к. только укрепляет его сугубо мужской, вирильный имидж.

С другой стороны, отмечается, что Александр Лебедев, учредитель газеты «Московский корреспондент», где впервые появилась скандальная информация, сам был в юности причастен к организации, занимавшейся в т. ч. распространением направленных слухов (вспомним, к примеру, многочисленные кухонные разговоры о «брежневских бриллиантах» в середине 80-х - лишь много лет спустя выяснилось, для чего распространялась подобная информация). Мы далеки от того, чтобы предположить, что Лебедев - одна из фигур «Проекта Суахили» (термин Александра Проханова), в приказном порядке ушедший «в бизнес» в начале 90-ых, но по-прежнему выполняющий задания «проекта». Интересно совсем не это.

Ключевым фактором этой истории являются общеизвестные факты об Алине Кабаевой: то, что знают абсолютно все. А именно - ее имя (Алина) и род занятий, принесший ей известность (гимнастика). Гимнастика ассоциируется у рядового гражданина с гибкостью, т. е. с подвижностью, что же касается имени Алина, то мы уже указывали на связь подобных имен с алым (т. е. красным) цветом. Интересно, что фактом «женитьбы» на Кабаевой подчеркивается не только вирильность Путина, но и его взаимосвязь с образом «Алой Дамы».

Была ли эта ситуация искусственно создана теми, кто прекрасно представляет себе механизмы национального мышления русских? Не исключено. Но можно сказать и иначе - базовые архетипы русского народного мышления управляют и самим гипотетическим «Проектом Суахили».

Итак, Президент выходит в отставку, но, остается у власти в качестве премьера и лидера крупнейшей русской партии. Более того, премьер работает с новым Президентом в столь тесной связке, что ряд аналитиков говорит о проблеме «двоевластия» в сегодняшней РФ. Все это, в свою очередь, порождает ряд версий о скором конфликте между Медведевым и Путиным.

В предыдущих публикациях по теме мы уже указывали на взаимосвязь между Дмитрием Медведевым и архетипом «Большого Медведя». Далее указывалось, что подобный типаж проявляется в мировой истории не в одиночку, но исключительно со своим провожатым. Теперь мы подробно разобрали вопрос взаимосвязи образа провожатого, той самой «красной силы» и Владимира Путина.

Итак, Путин оставляет пост Президента (перестает быть «Большим Медведем»), однако перемещается к полюсу вечного спутника «медведя» - к «красной силе». С нашей точки зрения, подобный союз может оказаться весьма долговечным и прочным. Или же нет. Люди приходят, люди уходят. Но надвременные архетипы остаются. Русская «Красна Девица» - нематериальна и неуловима. Полагать, что она раз и навсегда пребывает в каком-то теле - означает никогда не познать ее. Она везде и нигде. Она едина со своим спутником - Большим Медведем, и разлучена с ним навсегда. Она проявляет себя во множестве обличий. Она - Россия. Она готовится восстать.


Герман Светозаров  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/519