ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/496
Рынок свободы
Ориентация Абхазии и Приднестровья на Россию вовсе не является чем-то гарантированным и само собой разумеющимся   4 июня 2008, 10:00
 
Непризнанные республики не удовлетворены темпами решения Россией вопроса своего признания и готовы пойти на сотрудничество с Западом

В ситуации с непризнанными гособразованиями на территории бывшего СССР Россия оказалась зажата как в тисках. С одной стороны лидеры самих непризнанных республик, а также ряд представителей российского гражданского общества называют политику Кремля в данном отношении непоследовательной. С другой стороны страны Запада, не говоря уже о самих Молдове и Грузии, в составе которых формально находятся Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, уже обвиняют Россию не просто в «ползучей аннексии», но прямой агрессии – вплоть до военной.

Высокие европейские стандарты контроля за соблюдением прав национальных меньшинств делают вариант вступления Приднестровья в Евросоюз привлекательным в глазах приднестровцев, уставших от нерешительности Москвы.

Ситуация на обоих флангах на сегодняшний день накалилась до такой степени, что излюбленная российским руководством позиция баланса по принципу «и нашим, и вашим» уже, похоже, объективно не срабатывает. А попытки удержаться в половинчатом положении грозят крахом на обоих направлениях. Так, в последнее время из самых разных источников стали поступать сигналы о том, что признание, по крайней мере, Абхазии и Приднестровья вполне может произойти со стороны Запада без участия России.

 

Вряд ли стоит специально уточнять, каким колоссальным геополитическим и моральным поражением обернётся этот вариант для России. А предпосылки для его реализации зреют буквально на глазах. И если ещё несколько месяцев назад догадка о такой перспективе развития событий казалась невероятной, то сегодня об этом почти открыто говорят и в самих непризнанных республиках, и на Западе, и внутри России.

 

Так, что касается Приднестровья, то бывший глава Верховного совета республики, генеральный секретарь Парламентской ассамблеи Содружества «За демократию и права народов» Григорий Маракуца заявил недавно о том, что в целях обретения независимости Приднестровье работает на всех направлениях, отнюдь не ограничиваясь российским. «А что нам остается делать, если Россия фактически оставила нас один на один с Молдовой? И что плохого в том, если Приднестровье возьмет курс на интеграцию с Евросоюзом, что нам активно в последнее время и предлагают?» - заявил политик.

 

Известно, что структуры Евросоюза сегодня активно работают на приднестровском направлении. На прошлой неделе было заявлено о создании специального евросоюзного фонда по приднестровскому урегулированию. По словам некоторых представителей парламента непризнанной республики, на предварительном этапе разработки уже находятся предложения по вступлению Приднестровья в Евросоюз – как в составе Молдовы, так и в суверенном качестве. При этом высокие европейские стандарты контроля за соблюдением прав национальных меньшинств делают в том числе и первый из двух вариантов привлекательным в глазах приднестровцев, уставших от нерешительности Москвы, чья поддержка, по их мнению, носит по большей части декларативный характер, а гарантии не отличаются надёжностью.

 

Не менее тревожно обстоят дела и в Абхазии. В прошлом месяце активно обсуждался визит в Грузию и Абхазию помощника заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза, который во всеуслышанье настаивал на проведении между Сухуми и Тбилиси «прямых переговоров без посредников», явно имея в виду роль России в данном процессе. Известно, что абхазские власти фактически объявили бойкот Грузии и настаивают на проведении переговоров только в том случае, если грузинские войска покинут Кодорское ущелье. Однако, после визита Мэтью Брайза стали активно распространяться слухи о том, что всё же контакт между Сухуми и Тбилиси состоялся – посредством представителя Грузии в ООН Ираклия Аласании. Всё это указывает на то, что США готовы более активно вмешаться в процесс грузино-абхазского урегулирования. Ряд же заявлений американских представителей, сделанных в последнее время, свидетельствует о том, что американцы всерьёз рассматривают возможность предоставления Абхазии независимости.

Максимального влияния на политику непризнанных республик добьётся только тот, кто найдёт в себе силы пойти им навстречу в главном, принципиальном для них пункте, касающемся закрепления независимого статуса.

В качестве примера достаточно привести слова бывшего спецпредставителя генсека ООН по вопросам урегулирования грузино-абхазского конфликта Дитера Бодена, который заявил следующее: «Правомерно ли отказывать абхазам в том, что косовары уже получили». Отсылка к косовскому прецеденту здесь носит принципиальный характер. Учитывая опыт Косово, можно предположить, что при таком раскладе Вашингтону ничего не будет стоить наплевать на Грузию, которую он до поры до времени выгораживает и всячески поддерживает перед лицом своего главного конкурента в кавказском регионе – России.

 

«Думаю, что, поскольку непризнанные республики не удовлетворены темпами решения вопроса о признании со стороны России, они дают понять, что могут испытать и другие технологии решения своих проблем, обратившись на Запад», - говорит независимый российский политолог Дмитрий Орешкин. И, хотя господин Орешкин не считает, что признание их независимости со стороны Атлантики может стать делом ближайшей перспективы и рассматривает соответствующие заявления на данном этапе скорее как «страшилки для России», он обращает внимание на то, что ориентация Абхазии и Приднестровья на Россию вовсе не является чем-то гарантированным и само собой разумеющимся. По мнению эксперта, в случае с непризнанными республиками мы имеем дело с рациональной политикой, направленной на достижение их собственных целей, и в этом вопросе следует воздержаться от склонности к идеализации.

 

«Их политика отличается от того, как это часто преподносится у нас на уровне общественности, через СМИ. Они хотят независимости, а не зависимости от России. Абхазия вовсе не хочет подчиняться Москве, она будет преследовать свои интересы, поочерёдно улыбаясь то России, то Европейскому Союзу. То же – в Приднестровье. Когда Москва дала Смирнову понять, что надо мириться с Молдавией, он как будто сделал шаги в этом направлении, но потом сказал, что ничего не получается и потянулся в сторону ЕС», - заявил эксперт в ходе беседы с корреспондентом портала «Евразия».

 

Здесь мы касаемся ещё одного крайне важного обстоятельства, а именно того, что авторитет России в глазах властей непризнанных образований падает с течением времени из-за её нерешительности и отказа пойти напрямую к признанию. В этом смысле положение о доверительном характере наших отношений подвергается испытанию на прочность с обеих сторон.

 

Вне зависимости от того, насколько оправдано говорить о разочаровании в России со стороны Приднестровья или Абхазии уже сегодня, совершенно ясно одно: максимального влияния на политику непризнанных республик добьётся только тот, кто найдёт в себе силы пойти им навстречу в главном, принципиальном для них пункте, касающемся закрепления независимого статуса. Сегодня это уже поняли на Западе, поэтому, несмотря ни на какую риторику, борьба за влияние между Россией и Западом в дальнейшем скорее всего будет протекать именно в этом русле.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/496