ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/483
«Сиди, где сидишь»
От нового «царствования» либералы и правозащитники уверенно ожидают оттепели   27 мая 2008, 09:22
 
Западу не следует рассчитывать на смягчение отношения Кремля к бывшим олигархам

Было бы крайне самонадеянным считать, что мы знаем ответ на вопрос «Who is Mr. Medvedev?» после двух недель пребывания преемника Владимира Путина у власти. Для этого нужно, чтобы с момента инаугурации минуло хотя бы сто дней. Даже зная в деталях биографию нового обитателя Кремля и приблизительно догадываясь о стиле его работы, персональных качествах и «внутреннем нравственном законе», трудно судить о том, какое именно влияние президент № 3 окажет на российскую политическую реальность. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, какого шага, какого жеста и, в конечном счете, какой эволюции ожидают от умеренно-либерального питерского юриста, ставшего первым лицом государства, определенные силы - как на Западе, так и внутри России.

«Господин президент, начав свой президентский срок с помилования политических заключенных, вы откроете новую страницу российской истории», - обращаются подписанты к главе государства.

Бытует такое мнение, что русская история движется циклично, и в ней чередуются периоды заморозков, более или менее суровых, и оттепелей – более или менее мягких и продолжительных. Симптоматично, что от нового «царствования» означенные силы ожидают именно оттепели. Точнее, они дают понять, что их сердца требуют от Кремля вполне определенных перемен - пересмотра некоторых итогов путинского восьмилетия, возвращения «заблудшей» России на стезю либеральной демократии, и реабилитации олигархов, удаленных с политического поля. Некоторые признаки таких ожиданий налицо.

 

В минувший четверг группа ведущих российских правозащитников и западных публичных политиков направили Дмитрию Медведеву открытое письмо с требованием «дать свободу политзаключенным». Среди «подписантов» - руководитель Фонда имени Сахарова Сергей Ковалев, лидер движения «За права человека» Лев Пономарев, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, директор Музея и Общественного центра имени Сахарова Юрий Самодуров, глава Общественного комитета защиты свободы совести Глеб Якунин. Кроме того, свои подписи поставили лидер "Союза правых сил" Никита Белых и бывший президент Чехии Вацлав Гавел. Письмо было поддержано и рядом западноевропейских деятелей, не нуждающихся в дополнительном представлении – под обращением подписались философ Андре Глюксман, почетный член ПАСЕ, автор идеи Международного трибунала по Чечне Рудольф Биндиг и бывший специальный докладчик ПАСЕ по России и Чечне лорд Фрэнк Джадд.

 

«Господин президент! – говорится в письме – В период выборной президентской кампании Вы неоднократно говорили о том, какое важное значение для России имеет принцип верховенства права. Мы не могли не обратить внимание на эти Ваши слова, соответствующие и нашим представлениям о приоритетах… Именно поэтому мы призываем Вас помиловать людей, ставших, по нашему мнению, жертвами политически мотивированных преследований, сделать все от Вас зависящее, чтобы они вышли на свободу».

 

Кто попал в список жертв политических преследований? Помимо ученых, осужденных за шпионаж, а также троих граждан, проходивших по делам о терроризме (в их числе, например, Зара Муртазалиева, которая обвинялась в подготовке серии терактов на территории Москвы), в перечне, переданном Медведеву, присутствуют основные фигуранты «дела ЮКОСа».

 

Это сам бывший глава НК «ЮКОС» Михаил Ходорковский, и люди, занимавшие в нефтяной компании ключевые посты, в бытность Михаила Борисовича самым богатым человеком России: глава совета директоров группы МЕНАТЕП Платон Лебедев, вице-президент ЮКОСа Василий Алексанян, замначальника правового управления ЮКОС-Москва Светлана Бахмина, и глава отдела внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин. Напомним, что последний, в отличие от других участников «дела ЮКОСа», которым инкриминировалось мошенничество и уклонение от уплаты налогов, был осужден по обвинению в организации нескольких убийств. В том числе, по версии Генпрокуратуры, в 1998 году Пичугин, действуя по прямому указанию председателя правления ЮКОСа Леонида Невзлина, организовал «устранение» мэра Нефтеюганска Владимира Петухова.

 

По мнению авторов открытого письма Медведеву топ-менеджеры ныне не существующей крупнейшей нефтяной компании попали за решетку (или были вынуждены эмигрировать, как Невзлин) по политическим мотивом. Более того, как заявил изданию «Коммерсантъ» правозащитник Лев Пономарев, они являются «символом практики лишения свободы по политическим соображениям». «Господин президент, начав свой президентский срок с помилования политических заключенных, вы откроете новую страницу российской истории», - обращаются подписанты к главе государства.

 

Как уже было сказано выше, западная общественность также подает сигналы новому российскому президенту, напоминая о своей заинтересованности в судьбе опального олигарха. «Я думаю, что вполне возможна амнистия Ходорковского», - полагает директор программ «Россия / Евразия» Германского совета внешней политики (DGAP) Александр Рар. Свою уверенность эксперт объясняет тем, что Дмитрий Медведев, по его мнению – «во многом либерально мыслящий человек». Это, считает господин Рар, подтверждается фактами биографии третьего президента России: еще работая в мэрии Санкт-Петербурга в 90-е годы, Медведев проводил, в отличие от многих консерваторов, рыночную линию. «Медведев публично в 2003 году критиковал арест Ходорковского, хотя его никто, образно говоря, за язык не тянул, - замечает германский аналитик. - Тогда, в одиночестве, он не побоялся озвучить непопулярную для Кремля позицию». К тому же, напоминает Рар, начиная с февраля нынешнего года, преемник Путина «говорит Западу приятные вещи»: обещает провести децентрализацию властной вертикали, и изгнать силовиков из руководства крупнейших холдингов.

 

«Возобновление реформ будет крайне необходимо», - уверен другой видный западный «кремленолог» Андерс Аслунд, старший научный сотрудник американского Института международной экономики (Института Питерсона). К слову, заметим, что глава этой неправительственной организации Питер Джордж Питерсон одновременно является председателем «Совета по международным делам» (CFR) – весьма влиятельной закрытой структуры, которую некоторые считают едва ли не одним из прообразов «мирового правительства». О серьезности Института международной экономики, в котором ведет свои исследования специалист по России Андерс Аслунд, говорит тот факт, что в его совет директоров входят такие фигуры как Дэвид Рокфеллер, экс-гендиректор ВТО Ренато Руджиеро, президент Европейского центробанка Жан-Клод Трише, ряд крупных бизнесменов и бывших высокопоставленных чиновников из США, ЕС и Израиля.

Пересмотр отношения к Ходорковскому и другим бывшим магнатам не будет понят обществом, чье мнение, как правило, не совпадает с мнением либерально-правозащитной интеллигенции, страшно далекой от народа.

«Амнистирует ли Медведев российских политзаключенных, включая Михаила Ходорковского? – задается вопросом господин Аслунд. - Восстановит ли он свободу слова, средств массовой информации и собраний?». Ответ, по мнению эксперта, очевиден: «Законы на сей счет уже существуют, поэтому ему (Медведеву) остается лишь снова обеспечить их выполнение». «Сегодня судьба Ходорковского воспринимается как лакмусовая бумажка для Дмитрия Медведева», - вторит Аслунду обозреватель лондонской The Sunday Times Марк Франкетти.

 

Как известно, вопрос о судьбе бывшего владельца ЮКОСа был задан и во время первого большого интервью западному изданию, которое Медведев дал в качестве избранного президента. Представители ведущего британского экономического издания Financial Times поинтересовались: «Возможен ли в процессе установления верховенства закона в России пересмотр Вами в России некоторых особо важных дел, судебных дел, в частности, дела Ходорковского? Возможно ли, что будут сняты некоторые новые обвинения в его адрес или вообще он будет прощен?» Английские журналисты сослались на мнение швейцарского суда, который «полагает, что все дело Ходорковского носит исключительно политический характер».

 

В ответ, президент, в который раз подчеркнув, что он – «юрист по стилю мышления», дал юридически безупречный ответ: «Все процедуры, связанные с тем или иным уголовным делом, делом Ходорковского в том числе, могут и должны осуществляться исключительно на основе закона, а не на основе мнений тех или иных уважаемых людей, высоких должностных лиц или уж тем более, иностранных судов». Российский суд – независимый, и никто, даже глава государства, не вправе влиять на его решения, пояснил интервьюерам Медведев. Нельзя гарантировать, что западные журналисты остались удовлетворены этим объяснением, но ничего не попишешь: ответ был дан на том языке, на котором привыкла изъясняться просвещенная Европа – на языке формального права. Это вам не «мочить в сортире».

 

На наш взгляд Западу не следует уповать на то, что новый российский руководитель в обозримом будущем предпримет шаги, идущие вразрез с линией своего предшественника, который – и де-факто, и де-юре, - продолжает оставаться национальным лидером, обладающим полнотой властного ресурса и общенародной поддержкой. Очевидно, что сейчас не может идти речи ни об амнистии топ-менеджеров «ЮКОСа», ни о возвращении в Россию и какой-либо иной «реабилитации» олигархов-эмигрантов - Леонида Невзлина, Владимира Гусинского, и тем более Бориса Березовского. Такой шаг поставил бы под сомнение один из немногих неоспоримых результатов деятельности Путина на посту президента – равноудаление «героев» эпохи первоначального накопления капитала, и «зачистка» тех олигархов, которые не смогли понять, где кончаются их бизнес-интересы и начинаются интересы власти.

 

Пересмотр отношения к Ходорковскому и другим бывшим магнатам не будет понят обществом, чье мнение, как правило, не совпадает с мнением либерально-правозащитной интеллигенции, страшно далекой от народа. И, - что в нынешней ситуации куда важнее любого общественного мнения, - всякая попытка «восстановления демократических свобод» (читай - возвращения к олигархическому строю 90-х годов) будет воспринята в штыки большинством элиты: и конкурирующими кланами «силовиков», и ближайшим окружением самого Путина. Так что, вероятнее всего все останется по-прежнему: одним бывшим завсегдатаям рейтинга «Форбс» придется досиживать положенные сроки в Чите и на Ямале, а другим – доживать свой век в Лондоне или Тель-Авиве.


Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/483