ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/480
Схрон в особо крупном размере
«Слово «ваххабизм» абсолютно неправильно применяется в рамках Российской Федерации, особенно в устах политиков это звучит как что-то негативное»   25 мая 2008, 10:10
 
Прикрываясь борьбой с этно-конфессиональной враждой, религиозно-политические сектанты еще больше разжигают ксенофобию

Жилые комплексы для национальных меньшинств России предложил на минувшей неделе создать сопредседатель Совета Муфтиев России (СМР), глава Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМ АЧ) Нафигулла Аширов. По словам муфтия это позволит мусульманам и представителям нацменьшинств чувствовать себя в безопасности перед лицом угрозы этно-конфессиональной вражды, исходящей от отдельных представителей коренного населения.

Нафигулла Аширов является единственным духовным лицом в России, кто фактически одобрил разрушение талибами буддийских святынь и иных культурных памятников в Афганистане в 2001-м году.

«Обсуждается вопрос о создании инвестиционного фонда или компании для строительства жилого комплекса, где была бы вся инфраструктура, детские сады, школы, торговый центр, охрана, чтобы там могли поселиться люди, которые боятся подвергнуться нападениям со стороны фашистов, которых сейчас немало в Москве и Санкт-Петербурге», – заявил Аширов. В качестве примера для подражания муфтий привёл европейские страны, где, по его словам, «мусульмане живут в своих кварталах, у них там есть свои школы, куда они ходят».

 

Данное предложение сразу же подверглось критике со стороны как мусульман, так исламоведов и этнологов. «Я даже не воспринимаю такое высказывание Аширова», – заявил, в частности, полпред Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Шафиг Пшихачев. – «Это совершенно никем не воспринимается, и мусульмане не воспримут такое заявление». Учёный-исламовед Роман Силантьев назвал инициативу Аширова попыткой «загнать мусульман в резервацию».

 

Безусловно, проблема проживания национальных меньшинств и взаимоотношений на религиозной почве очень сложна, и те случаи проявления этно-религиозной вражды, которые имеет в виду господин Аширов, действительно имеют место. Но прежде чем рассуждать об уместности внесённого им предложения, давайте посмотрим, из чьих, собственно, уст оно исходит, какое положение занимает муфтий в исламской среде и чей голос представляет. Оказывается, в этой сфере дела обстоят крайне настораживающим образом.

 

Возглавляемое Ашировым ДУМ АЧ, а также СМР, высокопоставленным членом которого он является, представляют из себя отколовшиеся части Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ). Причём ДУМ АЧ учреждено непосредственно самим Ашировым и объединяет на сегодняшний день не более двух-трёх десятков бедных общин. Опирающаяся преимущественно на выходцев из бывших советских республик, организация пользуется недоверием со стороны остальных мусульман Сибири и Дальнего Востока. При этом многие авторитетные представители ислама в России вообще сомневаются, что Аширову когда-либо присваивался сан муфтия.

 

Деятельность ДУМ АЧ, равно как и ДУМ Европейской части России, возглавляемого начальником Аширова по СМР Равилем Гайнутдином, финансируется, по их собственным признаниям, из-за рубежа. Наиболее опасными представляются симпатии данных господ к ваххабизму, что, кстати, косвенно указывает и на возможные источники финансирования. Эти-то источники, по соображениям исследователей вопроса, и явились в своё время причинами раскола в ЦДУМ. Верховный муфтий ЦДУМ Талгат Таджуддин публично свидетельствует о причастности своих бывших подчинённых к распространению ваххабизма в России.

 

С целью отвлечения внимания от тенденциозных связей своей организации с арабскими центрами ваххабизма, Нафигулла Аширов предпочитает вообще обходить тему экстремистского потенциала ваххабизма и стремится размыть соответствующую проблематику. «Слово «ваххабизм» абсолютно неправильно применяется в рамках Российской Федерации, особенно в устах политиков это звучит как что-то негативное. Ваххабизм – это было историческое, возрожденческое течение, которое исполнило свою миссию, создало государство Саудовская Аравия, заложило его основы, нравственные, религиозные основы. Но Мухаммед Абдуль аль Ваххаб ничем не руководствовался, кроме Корана и сунны пророка. Он не выдумал ничего нового», – охарактеризовал Аширов учение исламского ересиарха в интервью Первому каналу.

 

Не менее тревожны и детали биографии самого Аширова. Дважды судимый за грабёж, хулиганство и нанесение тяжких телесных повреждений, он проходит по милицейским досье как уголовник-рецидивист. Помимо этого он также подозревался в попытке изнасилования и связях с различными криминальными группами. Обратившись в ислам, Аширов прошёл обучение в известном центре исламского радикализма – алжирском Университете имени Амира Абель-Кадира. Уже в процессе активной религиозной деятельности двое подчинённых Аширову имамов были арестованы за распространение наркотиков и подготовку терактов при покушении на Ислама Каримова.

В конце концов, желая оградить мусульман от произвола скинхедов, мы создадим предпосылки для закрепления за ними определённых территорий, которые станут потенциальными очагами-рассадниками этнической мафии и других негативных явлений.

Однако, от тёмного прошлого и внутриконфессиональных разборок перейдём к общественно значимым фактам. Нафигулла Аширов является единственным духовным лицом в России, кто фактически одобрил разрушение талибами буддийских святынь и иных культурных памятников в Афганистане в 2001-м году. «Афганистан - моноконфессиональное государство, там живут только мусульмане, там нет буддистов, и решение, должны ли находиться в мусульманской стране памятники языческого прошлого, - внутреннее дело Афганистана. Западная истерика по поводу уничтожения афганских будд имеет исключительно политическую природу», – заявил он в том же году в интервью «НГ-Религии».

 

Также Аширов известен как ярый противник укрепления позиций Православия, в частности – введения изучения основ Православия в школах. «Это очень опасная тенденция, которая сегодня грозит основам стабильности нашей страны как светского государства. Мы неоднократно говорили о том, что в российском обществе не только христиане живут, они, может, даже и не большинство абсолютно, потому что есть атеисты, есть коммунисты, есть монархисты, есть мусульмане, есть буддисты, есть другие конфессии, есть католики. И такое бессовестное нарушение конституции, беспардонное лоббирование интересов только одной узконациональной конфессии никого не может оставлять равнодушным».

 

Далее критика Аширова и вовсе приобретает характер нападок на РПЦ: «РПЦ уже по самому своему названию объединяет только часть русских. Это даже не христианство, это какая-то национальная религия, которую сегодня пытаются навязать всем остальным народам России».

 

На протяжении уже нескольких лет высказывания Аширова носят столь скандальный характер, что даже его товарищ по расколу Гайнутдин вынужден от него открещиваться. И вот очередной перл этого религиозного авантюриста – организация районов проживания по этно-конфессиональному признаку. Что сулит российскому обществу такая инициатива? То, что глубинные причины этнической вражды, а именно – слабое усвоение приезжими социальных нормативов, укоренённых на территории проживания, только усилятся. В результате отчуждение и социально-культурное разделение будет углубляться, давая обильную пищу для ксенофобии. В конце концов, желая оградить мусульман от произвола скинхедов, мы создадим предпосылки для закрепления за ними определённых территорий, которые станут потенциальными очагами-рассадниками этнической мафии и других негативных явлений.

 

Критика в адрес Аширова совершенно справедлива. Только широкий общественный диалог и глубокая интеграция приезжих в окружающий социо-культурный контекст могут стать залогом для сглаживания противоречий и ослабления этнических конфликтов. А таких в высшей степени сомнительных деятелей, как Нафигулла Аширов, давно уже пора лишить права голоса по столь важным и тонким вопросам, и всю его общественную активность рассматривать как провокационную.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/480