ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/461
Авторитет против администрации
Движение, руководимое шейхом Хасаном Насраллой, не просто пользуется стабильной поддержкой более чем 40 % ливанского населения   14 мая 2008, 09:57
 
«Вооруженный путч» в Ливане демонстрирует, что идея легитимации власти меняет свое содержание

В Ливане продолжаются столкновения между боевиками шиитского движения «Хизбалла» и сторонниками действующего правительства. По оценкам наблюдателей такого масштабного кровопролития республика не видела со времён гражданской войны 75-го года. По причине небывалого обострения внутриполитической напряжённости в стране в очередной раз отложены президентские выборы.

«Сегодня «Хизбалла» и в некоторой степени «Хамас» говорят не о государственной власти, но о создании зоны независимости общинной жизни от внешних политико-правовых систем».

Напомним, что «Хизбалла» пошла на применение силы после того, как 6 мая решением правительства телекоммуникационная сеть в международном аэропорту Бейрута, принадлежащая организации, была признана незаконной, а начальник аэропорта был снят со своей должности за пособничество радикалам. В результате кровопролитнейших боёв «Хизбалла» фактически одержала верх над сторонниками режима и добилась отмены принятых решений. В субботу захваченная боевиками часть Бейрута была передана действующей армии на том условии, что начальник столичного аэропорта останется на своём посту, а сеть видеонаблюдения продолжит функционировать.

 

Премьер-министр Ливана Фуада ас-Синьора охарактеризовал действия «Хизбаллы» как «вооружённый путч». «Мы всегда думали, что основной угрозой Ливану является Израиль. Однако, нынешние события показывают, что нашему дому и нашей демократии угрожают братья, верящие в вооруженное насилие», - заявил он. Впрочем, несмотря на то, что по мнению Синьоры нынешний статус организации является неоправданным, «объявлять «Хизбалле» войну и разоружать её» он не собирается.

 

Позиция официальных ливанских властей объяснима. Ведь движение, руководимое шейхом Хасаном Насраллой, не просто пользуется стабильной поддержкой более чем 40 % ливанского населения. В ходе недавней войны с Израилем «Хизбалла» проявила себя как могучая сила, способная обеспечить внешнеполитическую безопасность государства. Несмотря на крупнейший со времён гражданской войны внутриполитический кризис, премьер по-прежнему считает Сирию, наряду с Ираном поддерживающую «Хизбаллу», союзницей Ливана перед лицом главного внешнеполитического врага – Израиля.

 

Естественно, события внутри страны не могли оставить равнодушными внешнеполитические силы. Тем более, что в ходе столкновений подвергаются угрозе мирные жители, более того – гости из-за рубежа. Как известно, в дни боёв группа российских туристов была лишена возможности покинуть территорию государства.

 

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал противоборствующие стороны к немедленному прекращению огня и выразил «свою солидарность с народом и правительством Ливана и другими легитимными структурами Ливана, включая ливанские вооруженные силы». Аналогичную позицию занимают и представители так называемой «Группы друзей Ливана», в которую входят представители МИДов США, ведущих европейских и некоторых арабских стран, а также ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ).

 

Президент США Джордж Буш, отправляясь в рабочую поездку по Ближнему Востоку, заявил: «Я осуждаю усилия группировки «Хизбалла» и ее иностранных спонсоров в Тегеране и Дамаске использовать насилие и запугивание для того, чтобы подчинить своей воле правительство и народ Ливана. США продолжат полностью поддерживать правительство Ливана».

 

Иначе смотрит на ситуацию председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. «На мой взгляд «Хизбалла» доказала, что она является главной политической силой в стране, и можно сказать, что она одержала очередную победу», - заявил он в интервью порталу «Евразия». По мнению эксперта ситуация, наблюдаемая сегодня в Ливане, является «типической и в некотором роде футуристической» с точки зрения пересмотра формата взаимодействия легального и легитимного уровней власти: «Действуют два параллельных уровня власти. Первый связан с юридическим субъектом – формальной государственной властью, второй идёт снизу и связан с идеологией, с мусульманской общиной. Эти два уровня находятся в непримиримом противоречии, поскольку действующее правительство Ливана попадает под влияние американского проекта Ближнего Востока, и его действия во многом продиктованы США».

 

При этом специалист по исламскому миру обращает внимание на одну в высшей степени интересную деталь: «Впервые община не ставит себе задачу пройти наверх и стать юридическим субъектом. Сегодня «Хизбалла» и в некоторой степени «Хамас» говорят не о государственной власти, но о создании зоны независимости общинной жизни от внешних политико-правовых систем, они оказывают влияние на принятие общественных решений и реализацию политических проектов, не трансформируясь при этом в административную, аппаратную структуру».

Для многих политических экспертов уже очевидно, что грядёт масштабный переформат всей системы регулирования политических отношений.

Гейдар Джемаль указывает на то, что данная тенденция получает распространение не только в исламском мире. В качестве примера он указывает на Непал, где противостоящие государству маоистские вооружённые группировки фактически создают ситуацию двоевластия. По его мнению, это – объективная тенденция политического процесса, которая со временем будет только набирать силу. Причём исходит она не только снизу. Благодаря процессам глобализации, при которых государственный суверенитет подвергается размыванию, идея легитимации власти меняет своё содержание. В результате на сегодняшний день во многих случаях имеет место «сложносоставная легитимность».

 

Констатируя наличие означенных тенденций, Гейдар Джемаль отмечает, что принятие их в расчёт и взаимодействие с их представителями является отличительной чертой ответственных геополитических игроков. Соглашаясь с тем, что слабым местом современной российской власти является установка на взаимодействие исключительно с действующими на легальной основе режимами стран, господин Джемаль подчёркивает, что так было не всегда. «В первую половину истории СССР работа на данном направлении лежала в основе внешнеполитических усилий страны. Напрямую эту задачу выполнял Коминтерн, а после его распада под давлением США в 1943-м году – Международный отдел ЦК, специализировавшийся на поддержке национально-освободительных движений по всему миру. Тем же самым занимались и США – поддерживали «Контрас» в Никарагуа, «Унитас» в Анголе. Такая практика есть!» - говорит эксперт.

 

Более того, Гейдар Джемаль считает, что активизация усилий на данном направлении есть «единственный шанс России резко повысить политическую валентность». Возрождение традиции поддержки подобных «Хизбалле» организаций за рубежом позволят России «компенсировать слабые места и проседания по иным общепризнанным направлениям», как то: слабость военно-промышленного комплекса, ненадёжность СНГ, незначительный вес ШОС - и многим другим. «Единственный путь для России – возрождение старого советского опыта по работе с неформальными движениями и общественным мнением зарубежных стран», - убеждён эксперт.

 

Теперь, если мы сопоставим высказывания господина Джемаля и реакцию международно-правовых институтов на происходящее, нам станет очевидно: идея и нормы политической легальности в том виде, в котором мы привыкли их воспринимать, переживают кризис. При этом на политическом поле действуют как силы, заинтересованные в сохранении статус-кво, так и силы, настроенные на его пересмотр. Третьи же, подобно США, орудуют, что называется, обеими руками, и в зависимости от конкретного интереса становятся то на сторону права, то на сторону конкретики политической стихии.

 

Россия до сих пор аккуратно придерживалась легалистского подхода – во всяком случае, подчёркивала свою принципиальную позицию по данному вопросу во всех международных дискуссиях. Однако, ряд внешнеполитических процессов, в том числе протекающих в непосредственной близости от российских границ, требуют более сложного подхода. Эффективность этого подхода будет зависеть от того, насколько грамотно в нём будут учтены те реалии, специфику которых анализирует господин Джемаль.

 

Общемировой кризис политической легальности налицо – и не только события в исламском мире свидетельствуют об этом. Для многих политических экспертов уже очевидно, что грядёт масштабный переформат всей системы регулирования политических отношений. Причём отдельные субъекты мировой политики – прежде всего США – имеют последовательный проект такой трансформации и уже давно успешно проводят его в жизнь. В этой ситуации перед каждым политическим субъектом встаёт вопрос – станет ли он пассивным заложником данного процесса – или, сохранив и приумножив свою субъектность, сумеет «оседлать» пробуждающиеся энергии и тенденции.

 

Вот реальный контекст, в котором, как и все другие страны, сегодня находится Россия. Контекст, в котором она имеет смелость говорить о перспективах «глобального лидерства». И вероятнее всего, что без его учёта претензии на лидерство останутся пустой болтовнёй.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/461