ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/409
«Как провожают пароходы - совсем не так, как поезда»
«С одной стороны встретились два уходящих президента, но с другой мы понимаем, что один-то никуда не уходит»   8 апреля 2008, 09:26
 
Смена президентов в России и Америке носит принципиально разный характер для внешнеполитических линий стран

В воскресенье 6 апреля президент США Джордж Буш прибыл в столицу будущих Олимпийских игр Сочи, где состоялась его встреча с действующим президентом России Владимиром Путиным. С самого начала эта встреча преподносилась СМИ как «последняя» для Буша и Путина в статусе президентов своих стран, ведь обоим предстоит в этом году сложить с себя полномочия.

 

Целью визита было заявлено обсуждение проблем сотрудничества двух стран по важнейшим международным вопросам, на первом месте среди которых стоит вероятное размещение элементов американской ПРО в Чехии и Польше. Также президенты вознамерились составить «дорожную карту» стратегического сотрудничества государств, призванную некоторым образом закрепить преемственность линии российско-американских отношений на будущее.

Вопрос о прерывности линии российско-американских отношений действительно не является праздным. Сегодня мы хотя бы фиксируем конфликт, когда говорим, что Америка лезет туда, где до неё распоряжалась Россия. Но давно ли мы об этом заговорили?

Некоторые наблюдатели связывали с этим визитом определённые ожидания и даже называли его «продолжением саммита НАТО». Но сегодня, не рискуя ошибиться, можно констатировать, что важным политическим событием сочинская встреча не стала. В первую очередь это связано с тем, что практически ничего нового в вопросе американской ПРО в Восточной Европе ни с той, ни с другой стороны не прозвучало. Не считая того, что негативная позиция России по данной проблеме была документально зафиксирована, обсуждение с мёртвой точки не сдвинулось.

 

Директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов, комментирующий итоги встречи для портала «Евразия», признаёт, что её результаты не носят принципиального характера. «Нет никаких сенсаций», – говорит политолог, – «это своеобразный визит вежливости, фиксация того, что отношения США и России не безнадёжны, хоть в целом и плохи – не более того».

 

По мнению эксперта это связано не только с тем, что на пути решения разногласий не произошло существенного продвижения, но главным образом с тем, что фигура уходящего Буша уже практически ничего не значит в дальнейшем развитии двусторонних отношений: «С одной стороны встретились два уходящих президента, но с другой мы понимаем, что один-то никуда не уходит. Путин скоро будет премьером. А Буш – хромая утка».

 

Господин Симонов уверен, что основные векторы международного процесса со стороны США уже чётко определены: «ПРО в Чехии и Польше будет в любом случае», - и рассчитывать на то, что визит американского президента может каким-то образом повлиять на их пересмотр, бессмысленно. При этом эксперт обращает внимание на то, что данная внешнеполитическая линия США есть общее магистральное направление, мало чувствительное к колебаниям, связанным с тем или иным персональным составом органов власти и фигурой президента в частности.

 

«Личностный фактор в американской политике минимализирован», - говорит он. – «Поэтому кто бы ни избирался, для России мало что изменится». В этой ситуации личность Буша тем более теряет своё значение - результаты предстоящих выборов повлияют лишь на нюансировку, но не на общий конфликтный характер процесса.

 

По мнению политолога, конфликт между Россией и США объективно обусловлен «стремлением политических и экономических элит США к расширению зоны своего влияния». «Они заинтересованы в Центральной Азии, потому что там находятся ресурсы – естественно, они туда лезут. То же самое с Украиной, которая представляет из себя важную транзитную территорию, – естественно, что они лезут и сюда. А Россия традиционно присутствует в этих регионах – отсюда конфликты, отсюда разногласия», - поясняет эксперт.

 

То, что США представляют из себя высоко интегрированную политическую силу – не новость. В этом отношении соображения господина Симонова не вызывают никаких возражений. В глаза же бросается разительное отличие в этом смысле положения России. Для последней всё единство внутре- и внешне-политического вектора было неразрывно связано с одной-единственной фигурой. По аналогии с формулой Симонова можно сказать, что в России личностный фактор в политике, наоборот – максимализирован. И хотя по мнению эксперта уход Путина нельзя назвать уходом в полном смысле слова, объективно он будет иметь гораздо более серьёзные последствия.

 

В России нет интегрированной национальной элиты, которая воплотила бы в себе волю к отстаиванию глобальных интересов страны – это тоже общеизвестно. Поэтому вопрос о прерывности линии российско-американских отношений действительно не является праздным. Сегодня мы хотя бы фиксируем конфликт, когда говорим, что Америка лезет туда, где до неё распоряжалась Россия. Но давно ли мы об этом заговорили? Нет – вопрос о противоречии между американской внешнеполитической линией и интересами России поставлен совсем недавно. И его постановкой российская политическая действительность целиком обязана Путину.

 

Уход Буша для США и уход Путина для России – это действительно несопоставимые вещи. В первом случае конкретная и насыщенная политическая реальность лишь меняет свой интерфейс. Во втором случае разверзается фактическая, ничем не заполненная пустота. К этой пустоте прилагается набросанная в Сочи невнятная и ничего принципиального нам не сообщающая «дорожная карта».

 

Что будет дальше – совершенно неясно.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/409