ЕВРАЗИЯ | http://evrazia.org/article/390 | ||||
Сетевой тупик плюрализма
Некритичное выдвижение на первый план идеологии сетевого принципа, зачастую поверхностно и излишне восторженно понятого, может быть неэффективным и даже довольно опасным До некоторых пор считалось, что постмодерн преодолел существовавшие до него полярные оппозиции в политической сфере. На деле оказалось, что он стал источником новых. Сегодня главной такой оппозицией является дуализм имперской интенции и принципа сетевой организации. Под первой понимается архетип централизованного, иерархически организованного общества, второй же представляет собой способ бытия с дисперсионным принципом властного распределения. Удобным иллюстрирующим символом второго принципа является мировая электронная сеть, однако она есть лишь частный случай сетевого сознания вообще. В сфере влияния империи информация контролируется и претерпевает концентрацию, тогда как в сетевом пространстве распределяется самым свободным образом.
Основным дифференцирующим признаком названных полярных принципов является способ распределения в них информации: в сфере влияния империи она контролируется и претерпевает концентрацию, тогда как в сетевом пространстве распределяется самым свободным образом. Также считается, что имперскому принципу свойственна сильная инерция ангажированности - в частности, по мнению крайне левой критики, каждый дискурс, соприкоснувшийся с теми или иными имперскими смыслами, тут же идеологизируется. Тогда как сетевое сообщество якобы защищено и защищает от этой опасности, создавая совершенно естественно функционирующую дискурсивную среду. Однако в реальности общество ангажируется уже самой идеей сети - притом, что остальные следствия сетевого циркулирования информации еще даже не изучены. Для оценки возникшей ситуации взаимоотношений империи и сети можно воспользоваться способом описания, привнесенным в политическую рефлексию современной философией истории. Этот способ включает в себя использование двух концептов - метафоры и метонимии. Метафора, т. е. субординирующее отношение по сходству, воплощает собой монистичный способ организации означающих монад, метонимия же (сочетание по смежности) выражает плюралистический принцип сосуществования независимых концептуальных монад. Россия имеет возможность с успехом избежать крайностей «зашкаливающего плюрализма» и выйти на свой способ реализации политической энергии.
Поначалу на пути деидеологизирующего движения от модерна к постмодернистским чаяниям метонимия выступала в качестве идеала. Однако современная философия текста оказалась разочарованной в возможностях «чистой метонимии» - в итоге она настаивает на необходимости переоценки роли метафоры. Ведь именно метафора с присущей ей интенсивностью и способностью концентрировать властную энергию обеспечивает возможность проявлению смысловой активности - например, совершения политического действия. Творчество в политике немыслимо без некоторого «применения силы» в дискурсах. И потому по меньшей мере наивна попытка использовать метонимию в качестве основного принципа построения идеологии сети, поскольку фатальная экстенсивность последней не позволит удержаться в ней никаким ценностям - в том числе самим сетевым. Таким образом, оппозиция централизации и сетевого распределения предстает совершенно ложной, а некритичное педалирование идеологии сетевого принципа, зачастую поверхностно и излишне восторженно понятого, может быть неэффективным и даже довольно опасным. Эта ложность в особенности пагубна для России, которая имеет возможность с успехом избежать крайностей «зашкаливающего плюрализма» и выйти на свой способ реализации политической энергии. Александр Егоров
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/390 |