ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/370
Заклятый сосед
Варшава просчиталась в вопросе первичного противника, когда армии вторглись в Польшу не с востока, а с запада – из Германии   20 марта 2008, 17:27
 
Польша никогда не изменяла своему геополитическому предназначению в противостоянии России

Ещё в начале прошлого века одним из отцов-основателей геополитики Хэлфордом Макиндером была предложена концепция так называемых «буферных зон» - контролируемых «морем» территориальных образований, отделяющих Россию от Европы и препятствующих стратегическому объединению континента. Появление на географической карте суверенных восточноевропейских государств, таких как Польша и её соседи, стало фактическим воплощением данной концепции, а их поведение на международной арене полностью соответствует отведённой им роли.

«Подходы ко многим национальным вопросам формируют общественное мнение так, что во всех конфликтах есть виновный. Армянская сторона, которая якобы «проявила агрессию», преподносится в качестве виновника Карабахского конфликта».

История польской геополитики чётко делится на два периода: первый – с момента образования польского государства до Второй Мировой Войны и второй – с момента прекращения действия Варшавского договора вплоть до наших дней.

Сотрудник ереванского аналитического центра «Митк» Эдуард Абрамян, совершая пространный экскурс в историю польской политики на евразийском пространстве, показывает, что Польша никогда не изменяла своему геополитическому предназначению. При этом особое внимание он уделяет важнейшему вектору рассматриваемого явления – кавказскому.

«За свою кратковременную независимость за последние 100 лет польское государство в своей внешнеполитической доктрине безопасности преследовало цель нейтрализовать опасность от традиционного противника – России - путем реорганизации ее общества и раздробления на мелкие национальные государства», - сообщает аналитик. – «Создаваемые небольшие республики между Польшей и Россией должны были стать буферными зонами безопасности. После достижения этого польское руководство с подачи Великобритании активно помогает Турции в деле дестабилизации Кавказа для его дальнейшего отторжения и тюркизации.

Глубоко осознавая, что Кавказ в своей этногеографической сущности является своеобразным ключом к географическому сердцу России, где проживают тюрко-язычные народы, и богатой энергоресурсами Средней Азии, Варшава с начала 1920-х начала активно поддерживать в начале скрытую, а затем и открытую антироссийскую политику Анкары».

В период между образованием СССР и началом Второй Мировой Войны Польша активно борется за отторжение Кавказа от России, идя этим путём рука об руку с Турцией. С целью выполнения поставленной задачи польским военным штабом была разработана полноценная стратегия по всестороннему давлению на «кавказскую мозоль» России. Важной её частью стало создание сети из эмигрировавших из Союза представителей крупнейших кавказских народов. На базе антисоветски настроенных диаспор в Европе под непосредственным надзором Польши был создан общественно-политический союз «Прометей».

С учётом многосложных противоречий между геополитическими устремлениями различных кавказских народов, главная ставка турецко-польского тандема была сделана на протурецки настроенный Азербайджан и отчасти Грузию. Однако, очевидный пантюркистский характер планов Анкары не мог устраивать армян. Результатом обнаружения этого противоречия стал раскол «Прометея» и переориентация Армении на фашистскую Италию. С целью найти разрешение этой геополитической головоломки Турция и Польша использовали все средства. Конечной же целью данного проекта было вторжение Турции на Кавказ. Естественный предел данной активности положила начавшаяся война.

«Варшава просчиталась в вопросе первичного противника, когда армии вторглись в Польшу не с востока, а с запада – из Германии», - подводит Абрамян итог первому периоду истории независимой Польши.

Как только необходимые предпосылки были снова созданы, польский фактор был немедленно включён в игру по новой: «После распада Варшавского договора, исходя из традиционного государственного антагонизма в отношении России и ее союзников, руководство Польши совместно с западными государственными организациями, фондами и международными структурами начало активно заниматься вопросами урегулирования конфликтов на территории бывшего СССР. Методы осуществления польских проектов в конфликтных регионах подверглись трансформации с учетом причин этнических и экономических конфликтов, а также с учетом методов воздействия на конфликты Москвы.

Так идеи «Прометея» – новое, но хорошо забытое старое, снова актуализировались в общественно-политических кругах кавказских республик. В политическом плане Варшава активно начала сотрудничать с ГУАМ. В общественном секторе активно действует так называемый «Кавказский дом Польши», по некоторым данным, получающий финансовую поддержку из британских и турецких фондов, финансируемых общественно-молодежные проекты по Кавказу».

И снова эти проекты проводятся под знаком «высвобождения» Кавказа из-под Российского влияния. Причём Армения опять-таки оказывается выключена из игры – на этот раз в качестве «главного союзника» России. Выключена из проекта реорганизации региона, но отнюдь не из программы по обработке общественного сознания. Здесь армянская молодёжь, напротив, становится мишенью для наиболее усиленной обработки.

«Постоянные встречи представителей молодежных организаций и журналистов Армении, НКР и Азербайджана преследуют цель не только способствовать конструктивному диалогу, но также создать дружественную атмосферу при полном усыплении национальной бдительности в общественно-политической плоскости», - рассказывает специалист. – «Многие национальные вопросы постепенно начинают рассматриваться в этом контексте, формируя общественное мнение так, что во всех конфликтах есть виновный. Армянская сторона, которая якобы «проявила агрессию», преподносится в качестве виновника Карабахского конфликта. Параллельно с этой идеей внушается, что подобный образ мышления во всем мире считается приемлемым и свободным, что для основной массы молодежи может стать объектом подражания и верности.

Таким образом, молодые армянские участники в подобных мероприятиях фактически становятся с одной стороны альтернативными информаторами внешнеполитических и общественных процессов, с другой стороны – «проповедниками» тех идей, которые постоянно становятся объектами обсуждений в период подобных встреч, где приветствуются всевозможные уступки и безграничная толерантность во всех аспектах, прежде всего с армянской стороны. С этой точки зрения, молодая и перспективная армянская молодежь превращается в инструмент турецкой политики на Кавказе».

Нам остаётся только добавить, что всё вышесказанное особенно важно в контексте происходящего сегодня – а именно обострения обстановки в районе карабахского конфликта и предпринятой по этому поводу Азербайджаном дипломатической авантюры. Надеемся, что после столь исчерпывающего анализа, сомнений в том, какая из сторон по праву заслуживает российской поддержки, не останется.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/370