ЕВРАЗИЯ | http://evrazia.org/article/3033 | ||||
Че Гевара: его боялись США
Че Гевара и его идейное наследие по-прежнему под пристальным вниманием людей всего мира 14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте, в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Кубой и другие. Ранее ими же были организованы мероприятия, посвященные идейному наследию Фиделя Кастро. Как было отмечено выступающими, Че не просто стал героем плакатов, фильмов, песен, он стал кумиром нескольких поколений молодежи, вызывая особую симпатию своим обаянием и харизмой. По словам представителя кубинского посольства в Москве Адриана Риваса Гутьерреса, Гевара был образцом для подражания для поколения его родителей, и для его поколения тоже. Он отметил, что и для новых поколений девиз «Быть как Че!» до сих пор является актуальным. Педагог Анна Степанова рассказала, что в детстве у неё были другие кумиры — российские патриоты, однако в университете она столкнулась с идеями Че, оказавшими на неё большое влияние. Степанова отметила особую важность объяснить молодежи, что Гевара — это не просто красивый мужчина на футболке, но ещё человек великой мысли, огромной глубины и огромного потенциала, который шел к своей цели, несмотря на сопротивление и, даже уйдя в другой мир, остался навечно живым. В качестве демонстрации способов донесения этих идей до молодежи она продемонстрировала клип на песню в исполнении Иосифа Кобзона «Памяти Че Гевары» о тщетных попытках чилийской хунты стереть память о революционере Участникам мероприятия также зачитали последнее письмо Че Гевары родителям. «Считаю, что вооруженная борьба — единственный выход для народов, борющихся за свое освобождение, и я последователен в своих взглядах. Многие назовут меня искателем приключений, и это так. Но только я искатель приключений особого рода, из той породы, что рискуют своей шкурой, дабы доказать свою правоту», — говорится в нём. Кроме того, собравшимся был показан большой отрывок из снятого Первым каналом российского телевидения документального фильма «Че Гевара. Я жив и жажду крови», который подробно описывает биографию знаменитого аргентинца. Его детство, юношество, учеба и нереализованные желания стать врачом, первая любовь, зародившая в нём ненависть к аристократии, путешествие по Латинской Америке, переворот в Гватемале, первое знакомство с кубинцами, участие в кубинской революции, партизанская борьба в Конго и Боливии, где Гевара и встретил смерть. В фильме также подробно показано идеологическое становление Че. Собравшиеся также попытались разобрать эту тему. По словам первый вице-президента РОДК Михаила Макарука большое влияние на взгляды и Гевары и его уход в революционную борьбу оказали события гражданской войны в Испании, содействие его родителей комитету помощи и дружба с представителями этой страны. Именно тогда были посеяны важные зерна, которые привели к зарождению в его сознании идей всеобщей справедливости. По словам председателя правления Фонда имени Фиделя Кастро Леонида Савина, сложно однозначно определить идеологическую принадлежность Че Гевары, поскольку он впитывал в себя множество идей. Эксперт отметил, что, среди книг, которые читал этот человек, была и классическая марксистская литература, и военный теоретик фон Клаузевиц и даже Ницше. По мнению Савина, ключевой момент идеологического становления Чепроизошел накануне поездки в Гватемалу, когда он написал свое знаменитое письмо, в котором рассказал о том, что поклялся перед портретом Сталина уничтожать «спрутов капитализма». После, уже в Гватемале он познакомился с братьями Кастро и другими кубинскими революционерами, уже после, в Мексике, началось сближение идей Фиделя с разработками Че, которые он описывал в своей книге о социальном переустройстве мира. Че был идеалистом, далеким от практической политики, что сразу отразилось в его деятельности на Кубе после революции, когда не все его идеи оказалось возможным воплотить в жизнь. Впрочем, именно его идеализм и смелая критика власти (Че критиковал и СССР, куда он ездил перенимать опыт) – это то, что так импонирует современной молодежи. Разногласия с Кастро стали одной из причин того, что он уезжал из Кубы сначала в Конго, потом в Боливию. Согласно теории Че – т. н. «теории очага», боевой авангард должен получать поддержку и опору крестьян и распространять очаги революции, это чем-то напоминает маоизм. Однако надеждам революционера не суждено было оправдаться ни в Конго, ни в Боливии. Савин отметил, что при этом американцы боялись и ненавидели Гевару, боялись распространения его идей (сегодня его называют «Бен Ладен 60-х годов») и с облегчением вздохнули, когда им удалось его ликвидировать. Однако его идеи продолжили свое движение по всему миру: в Африке, и Латинской Америке и в Юго-восточной, в частности, они воплотились в деятельности выдающегося деятеля освободительного движения Верхней Вольты (Буркина Фасо) Томаса Санкары, которого прозвали «африканским Че».
Дмитрий Родионов
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/3033 |