ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/293
Осторожно: смертельные газы!
«Кремлевская мантра холодной войны, продолжавшаяся очень длительное время, гласила, что если европейцы смогут быть нейтрализованы, то американское влияние в Европе будет сведено на нет»   30 января 2008, 21:25
 
Энергетическая экспансия России на Европу встречает сопротивление на грани русофобской истерии

Происходящее сегодня в сфере международной топливно-энергетической политики можно назвать войной России и США за Европу. Ключевым фактором этой войны является газ, роль которого в промышленности год от года возрастает. Европа как политический организм стремится к тому, чтобы, удовлетворяя свои ресурсные потребности, не стать политическим заложником поставщика. А ведь именно такую безотрадную перспективу рисуют европейским странам их заокеанские консультанты, справедливо усматривающие в газе угрожающе мощный рычаг влияния. Если Россия получит возможность жать на него, то американское влияние в Европе будет существенно подорвано, откроются перспективы двусторонней политической координации на газовой платформе. Естественно, что США, для которых такой поворот дела означает капитальное поражение, стремится представить всякое сближение Европы с Россией на почве энергетики как тёмную, злокачественную зависимость.

 

Даже если допустить поразительную синхронность европейских стран в энергетическом вопросе при полнейшей слепоте России, программа перехода на альтернативное энергообеспечение не может быть завершена быстрее, чем будут построены наши газопроводы.

Наиболее объемно позицию США по данному вопросу выразил аналитик американского центра Стрэтфор Питер Зейхан. В своей статье «Распутывание европейской политики России», написанной по случаю последнего визита Владимира Путина в Болгарию, он рассматривает российско-европейскую газовую стратегию с типично американской колокольни.

 

Вот как он видит подоплёку новейших проектов российских газовых поставок: «Путин стремился усилить энергетические рычаги посредством двух проектов трубопровода. Две линии природного газа - «Северный поток», который пролегал бы под Балтийским морем от Санкт-Петербурга до Германии; и «Южный поток», который шел бы под Черным морем из Новороссийска до Болгарии - увеличат европейскую зависимость от российского природного газа от 25 % до 35 % его полного потребления.

 

Экономически, ни один из этих проектов не имеет смысла. Прокладывать длинные подводные трубопроводы до Европы - региона, с которым бывший Советский Союз имеет сухопутные связи - просто глупо; наземные коммуникации обычно стоят менее чем на одну треть от их подводных эквивалентов. Кроме того, «Северный поток» был бы самым длинным подводным трубопроводом природного газа в мире, а «Южный поток» самым глубоким.

 

Но русские не планировали эти проекты, размышляя о прибыли - утраивая цены на экспорт природного газа с 2000 г, они и так имеют огромный доход. Вместо этого они думают об американцах. Кремлевская мантра холодной войны, продолжавшаяся очень длительное время, гласила, что если европейцы смогут быть нейтрализованы, то американское влияние в Европе будет сведено на нет. Следовательно, американские президенты, начиная с Рональда Рейгана выступали против любого расширения торговых и энергетических связей между Европой и Россией. Также есть еще один момент, - Россия особо не горит желанием вовлекать транзитные государства типа Белоруссии и Украины, которые могут откачивать российскую энергию на пути к европейцам, платящим в твердой валюте».

 

Данный пассаж довольно расплывчат и невнятен. Во-первых, не совсем понятно, каким образом конфигурация газопроводных маршрутов может повлиять на европейский спрос на газ. Во-вторых, экономическая сторона вопроса преподносится некорректно. С одной стороны, говорится о потерях на транзите и «твёрдой валюте», с другой – о заведомой убыточности проектов, разрабатываемых специально с целью решения этих проблем.

 

Естественно, автор старается затушевать американский фактор во всей этой истории, сведя его к «российской паранойе». На самом же деле вопрос о связи проблемы транзитёров с американским влиянием принципиален. «Санитарный кордон», протянувшийся через всю Восточную Европу как непосредственный результат усилий США, является тем болотом, в котором вязнут всякие перспективы плодотворного взаимодействия Европы и Евразии в энергетической сфере. С целью обогнуть эту «зону отчуждения» и были разработаны проекты, о которых идёт речь.

 

Но, что самое интересное, аналитик предрекает неминуемый крах российских начинаний. По его мнению, проекты «потоков», которые предлагает Россия, самой Европе не нужны. Во избежание политической зависимости, которая, как ему кажется, уже порядком напугала Евросоюз, он будет готов предпринять сверхусилия для максимального снижения потребления российского газа уже в ближайшее время.

 

Вот что он пишет по этому поводу: «Споры с Украиной по цене природного газа привели к кратковременной приостановке поставок в Европу. Россия попыталась усилить этот энергетический кризис, чтобы заставить европейцев повернуть Украину к пророссийскому вектору. Однозначно, Москва хотела, чтобы Европа отреклась от признания «Оранжевой» Революции Украины против привилегированного пророссийского правительства в Украине и признала российское владычество на просторах бывшего Советского Союза.

 

Стратегия имела неприятные последствия и привела к тому, что Европа заинтересовалась в диверсификации источников нефти и сокращении существующих запросов. Европейские государства и фирмы начали искать альтернативные источники поставок, были созданы терминалы для импорта природного газа, доставляемого танкерами в более дорогом, сжиженном состоянии, был дан заказ на строительство ядерных реакторов, а Европейский союз принял честолюбивые программы по альтернативной энергии и консервации. Формально цель европейцев состоит в том, чтобы уже сейчас уменьшить потребление всей энергии на 20 % - с 20 % остающегося от общего количества, поступающего из альтернативных источников - к 2020 г. Государства ЕС все еще ссорятся из-за того, кто должен перенести эти тяготы, однако нет никакого разногласия относительно цели или причин. Они стоят на первом месте».

 

Почему же тогда – возникает вопрос – европейские страны выражают заинтересованность в российских предложениях? Господин Зейхан даёт весьма оригинальный ответ: они тянут время, опасаясь, что прямой отказ может повлечь немедленные газовые санкции, которые сегодня вынести будет невозможно.

 

Весьма интересная, но в ещё большей степени надуманная конспирологическая версия. Даже если допустить поразительную синхронность – или это сознательный сговор, тайно заключённый в Брюсселе? – европейских стран в этом вопросе при полнейшей слепоте России, всё равно программа перехода на альтернативное энергообеспечение не может быть завершена быстрее, чем будут построены «потоки».

 

Да и неужели европейцы так невежественны в отношении реальных обстоятельств российско-украинских трений, чтобы до такой степени впасть в антироссийскую паранойю? Впрочем, Америка им в этом заметно способствует. Кстати говоря, рассмотреть статью господина Зейхана в качестве элемента программы по нагнетанию паранойи было бы, на наш взгляд, вернее всего.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/293