ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2871
Эффект сжатой пружины
В Горловке идёт Война! По состоянию на середину лета 2016 года стакан наполовину полон горя. Оставшееся нам предстоит ещё испить. Постараюсь вкратце описать, как прошла первая половина лета. Всю весну к границам Донецкой народной республики стягивались в   21 июля 2016, 16:52
 
План «Летней карательной кампании 2016 года на Донбассе» разработан и утверждён

Стакан наполовину пуст или наполовину полон — общеупотребимое выражение, используемое как риторический вопрос, позволяющий определить мироощущение человека в целом, либо отношение его к той или иной ситуации как пессимистическое (стакан наполовину пуст) или оптимистическое (стакан наполовину полон). (Википедия)

В Горловке идёт Война! По состоянию на середину лета 2016 года стакан наполовину полон горя. Оставшееся нам предстоит ещё испить. Постараюсь вкратце описать, как прошла первая половина лета.
Не нужно забывать об эффекте сжатой пружины! На этой земле всегда проживали люди с обострённым чувством справедливости, а война всё только усугубила

Всю весну к границам Донецкой народной республики стягивались в огромном количестве военная техника и личный состав ВСУ, и с началом лета вся эта «махина» начала движение. Весенний штурм Ясиноватского блокпоста к лету перерос в настоящую битву. Стрелковые «кинжальные» бои, снайперские дуэли и ураганные артобстрелы всё это можно поставить в один ряд с самыми масштабными сражениями в Войне на Донбассе. С первых чисел июня увеличилось количество попыток прорыва обороны позиций ВСН. Помимо увеличения частоты, также кардинально изменился и масштаб применения танков, САУ, гаубиц и миномётов. Точнее сказать, война перешла в новую фазу, и это не смогло не сказаться на общей картине происходящего, как на фронте, так и в жизни мирных граждан ДНР.

Некоторые дни стали напоминать самые страшные моменты, которые мы пережили летом 2014 года. Поделюсь с вами одной неделей из дневника моей подруги из города Ясиноватая:

Ясиноватая: неделя августа

Август 2014 года был, как всегда, знойным – ясное небо и полное отсутствие облаков, пыль столбом от проезжающих машин и редкое чириканье птиц.

Только в этом году добавилось что-то новое – тревога: звенящая в воздухе тревога и неопределенность.

Война стоит на пороге – это чувствовали все, от мала до велика. Уже во всю полыхали Горловка, Донецк, Авдеевка.

Особенно страшила Авдеевка – город обстреливали без остановки несколько дней так, что в Ясиноватой тряслись высотки, а ночью в воздухе слышался запах гари, и видны были отблески выстрелов.

В общем, к середине августа 2014 года Ясиноватая подошла с четкой уверенностью в неотвратимой катастрофе.

15 августа. Пятница

Мы привыкли жить по расписанию: побудка в 5.30-6.00 не со звонком будильника, а от канонады тяжелого оружия. Удивительно, но за какой-то месяц активных боев любой ясиноватец – будь то седовласый старец или сопливый пацан – могли безошибочно сказать «из чего щас лупанули».

Сегодня были танки. Танки били по Ясиноватой!

А чему-то удивляться? Три дня назад градами накрыли рынок в разгар дня – появились первые жертвы в большом количестве. Язык не поворачивается считать людей единицами… Первые погибшие не на улице, а в своих квартирах. Спросите, что я почувствовала тогда? Ничего! Ступор и неприятие произошедшего.

Как ни странно, все блага цивилизации в Ясиноватой присутствовали – и электричество, и вода, и Интернет, и даже кабельное телевидение.

Три дня назад моя семья окончательно перебралась с «голубятни» ближе к земле, наивно полагая, что подвал может спасти от судьбы.

На семейном совете принято решение – одни остаются, другие выезжают на запад. В общем день сумбурный выдался.

16 августа. Суббота

Проводы близких всегда боль. Проводы родных перед войной – трагедия. Мама в слезах причитает «мы не увидимся уже, пока война не кончится»…

В общем, отправив родных подальше, начинаем готовиться к встрече с судьбой.

Новости с фронта одна тревожней другой: техника в Верхнеторецком, в Васильевке, в Авдеевке в огромном количестве. Знакомые с «той» стороны говорят: «вас будут убивать, уезжайте из города».

Качество обстрелов заметно увеличилось, как ни жестоко это звучит: стреляют, гады, все точнее попадая по жилым кварталам. Во всю прилеты на окраину города – Первомайка и 18 Партсъезд разбирают завалы.

В городе по-прежнему многолюдно. Пока ещё работают магазины. Народ торопиться запастись чем попало на случай «пригодится».

В этот день я купила хлеб – душистый, мягкий, ещё теплый – таким и запомнился мне.

К вечеру обстановка накалилась. Залпы в Авдеевке – прилеты в многоэтажных районах города – микрорайон «Центральный», «Третий», улица Свободы.

Стена «В контакте» ясиноватской группы пестрит сообщениями: «люди в подвалах; в убежищах; падает».

Слышен звук движущейся техники. Много техники, и никакой четкой информации!

Одно сообщение вынесено отдельно «СЕГОДНЯ ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮТ СПУСТИТЬСЯ С ЭТАЖЕЙ И ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭВАКУАЦИИ».

Вечер был тихий, как ни странно и совершенно красный, скорее кровавый закат – на все небо. Наверное, такой был закат 21 июня 1941 года.

Ровно в 22.00 залп из танка.

20 секунд – и мы в подвале, с бьющимися сердцами в полной неизвестности.

Через 20 минут ещё один залп – и тишина.

В общем, на этом наши испытания и закончились в тот день.

17 августа. Воскресенье

По прошествии времени мне было интересно, что такого замечательного происходило 17 августа в истории. Оказывается, в 1648 году произошло сражение революционной армии Кромвеля с роялистами.

А в 2014 году в этот день началась показательная казнь Ясиноватой.

В 5.30 начался обстрел города. Вернее – его уничтожение.

Сразу же пропала мобильная связь, электричество и вода.

Сидим в подвале, слушая входящие, вдыхаем запах плесени и смотрим дружно на иконку Николая Чудотворца, стоящую у горящей свечи.

Тревожусь за отца – он должен вернуться. Звоню в другой город с домашнего телефона, он отвечает: «Ясиноватая блокирована, въезда нет, идут колонны на вас». Это был последний звонок – и этот вид связи приказал долго жить.

Ближе к полудню стук в дверь – родственница возвращалась с работы, попала в мясорубку.

Падения без конца, звук битого стекла и раздираемого железа.

Секунда – и мы в подвале. Уже не важно, сколько нас там – два, три, пять. Места хватает всем.

Первая новость – в городе наци.

БТРы, танки, люди в камуфляже устроили показательный въезд в город и сейчас рисуются возле исполкома под развивающимися биколорами на фоне горящих жилых домов. Твари!

Стрельба не прекращалась 18 часов.

18 часов в подвале, ползком в туалет – и обратно.

К вечеру звук боя сместился в железнодорожную часть города.

Рискнули выйти «на гора». В воздухе отчетливый запах гари и беды. Небо затянуто тучами – как оказалось, дождевыми.

Бегу в конец улицы посмотреть на свои окна – цела ли квартира.

Ошарашенные люди собираются небольшими группами.

Последние новости – уничтожена 9-этажка на «Зорьке», много погибших, обстреляны школа, больница, горят дачи.

Увидев целые окна, бреду обратно – квартира цела, хоть это радует.

Ночь пришла такая же тревожная. Стрельба не прекращается ни на минуту.

Жуткая картина в окне: черное небо и тысячи огоньков, опускающихся на землю. Район нашей «Брестской крепости» - бывший пост ГАИ – весь полыхает.

Не спали – ютились на полу у подвала, готовые в секунду ринуться вниз.

Минуты, переходящие в часы ожидания, когда же кончится этот ад.

18 августа. Понедельник

Из беспокойной ночи сделала вывод – бои за город продолжаются, значит нас не «освободили» ещё. Значит, Ясиноватая никому не принадлежит.

Утро было прекрасное. Ближе к рассвету пошел дождь – мягкий, долгий, тихий.

Солнце встало яркое.

И тишина. Полная тишина – даже птицы не поют.

Пьем чай и гадаем, какая власть в городе – белые или красные.

К 10 утра за родственницей пришел муж. От него и узнали все – Ясиноватая под контролем ДНР.

Город разбит, центр разрушен, жилые дома горят.

Много убитых и раненых среди мирных – точное число никто не озвучивает до сих пор.

Много погибших среди ополченцев и ВСУ. Наших бережно укладывают в транспорт, чтобы отдать последние почести, «тех» просто сбрасывают в грузовик.

К обеду опять начинается массированный обстрел города. Не хаотично, а планомерно, квадрат за квадратом, улица за улицей, район за районом.

Отец прорвался в город – и это главная новость для меня. Никогда не видела, чтоб у взрослого мужика так тряслись руки и дергалась челюсть.

Шел пешком через весь город – ОЧЕНЬ МНОГО погибших ополченцев, преимущественно кавказцев. Потом узнала, что это были большей частью осетины из первой волны «Востока».

В перерывах между обстрелами варим картофель в кожуре и доедаем запасы из холодильника: жара, электричества нет и не предвидится.

Обстрел продолжается. И бои за Ясиноватую тоже.

19 августа. Вторник

Новость утра – разбита 9-этажка на поселке «Северном». Как обычно обстрел велся в любимое фашистами время 5.30-6.00.

Принято решение окончательно перебраться в дом.

Асфальт изрыт гусеницами, усыпан осколками стекла и обломками оконных рам.

У подъезда толпятся жильцы. На первом этаже у почтовых ящиков – ящики, стулья, коробки. Здесь люди прятались от обстрелов.

Никогда не забуду взгляды этих людей – спиной ощущаю зависть от того, что нам есть куда съехать. Мороз по коже.

Идем с отцом в квартиру, собираем все – вплоть до зимней обуви. На 9 этаже есть связь – звоню сказать своим, что живы. Успеваю сказать только это, как обстрел начинается по новой.

Хватаем сумки – и бежим. Благо недалеко.

С этого дня у нас началась размеренная военно-прифронтовая жизнь.

20 августа. Среда

Обычный день войны. Местами тихо, чаще – стрельба. Попадания в соседние дома: кому в крышу, кому в летнюю кухню, кому – в гараж. Нам повезло больше – попало в хозпостройку. Не смертельно.

В период тишины бредем на огород, полить грядки.

На соседней улице – колодец-говорун со скрипучей цепью. Раз скрипит – можно выбираться из подвала.

Ночью была жуткая перестрелка в парке, дорога залита кровью.

Из новостей – власть в городе окончательно в руках ДНР.

Из неприятного – в городе началось мародерство или что-то близкое к этому.

Вскрываются магазины, алкоголь прилюдно уничтожается, продукты раздаются людям. Народ превращается в стадо, и это отвратительно!

Есть такие, которые клянут новую власть, но при этом стоят в очереди за пайком. Большинство настороженно молчат.

Берегу батарейку мобильника – если сядет, связи не будет вовсе.

21 августа. Четверг

Короткая экскурсия по прилегающим районам.

Дом напротив – недавно отремонтированный, с красивым забором и кованными воротами весь изрешечен осколками, окна выбиты. Орех у наших ворот безжалостно разрублен миной и повис сломанными ветвями на проводах.

У «Брусницы» вьются мухи и витает стойкий запах разбитого накануне алкоголя. Магазин заблокирован, у входа – солдаты в камуфляже с характерным выговором раздают подпорченные овощи. Мне привалила капуста – большая, килограмма 4 головка с подгнивающей кочерыжкой. Да разве это важно? И за то спасибо.

Вырисовалась новая партия – «Партия любителей раздач». Одни и те же граждане умудряются поучаствовать в раздаче товаров во всех прилегающих районах. Противно и мерзко. Короче – контра.

Чувствуется отсутствие хлеба – несколько дней подряд жарим дрожжевые пышки, только аппетита нет вовсе.

Вот и можно подвести первые итоги курса выживания. Что необходимо в первую очередь:

• Растительное масло – в большом количестве (и для еды, и для освещения);

• Спички и свечи – в любом случае мало не бывает;

• Мука;

• Сахар и соль;

• Консервы – лучше иметь разные;

• Чай;

• Туалетная бумага и салфетки столовые (нос тоже чем-то нужно вытирать).

День проходит по накатанной – до обеда вялая перестрелка, ближе к вечеру начали работать «Грады».

Я уже научилась легко определять из чего стреляют, направление выстрелов и приблизительную траекторию полета.

Самое страшное – «Грады». Раз, два, три, двадцать…

Двадцать залпов. Через 40 секунд 20 разрывов.

15 минут перерыв – и по новой.

Час ада и тишина.

Так и живем – в аду между тишиной.

Утром 29 июня 2016 года, украинские карательные подразделения, при поддержке бронетехники и артиллерии предприняли попытку прорыва в направлении Дебальцево и смогли пробиться вглубь территории ДНР. По разным данным были захвачены стратегические высоты, позволяющие вести обстрелы Углегорска и Дебальцево с более выгодного положения. Сообщают, что противник смог углубиться на расстояние 4 километра, но закрепиться так и не сумел. Подоспевшие основные силы ВСН, смогли выбить нацистов на исходные позиции. Противник, неся большие потери в личном составе и технике, был обращён в бегство. Я не буду писать масштабы потерь, так как цифры разнятся, но с уверенностью можно говорить, что они значительны.

Нужно понимать – Донецк, Макеевка, Ясиноватая, Горловка и всё что находится вокруг, подвергается артиллерийским ударам ежедневно!

В ночь на 10 июля артиллерия карателей накрыла ураганным огнём Никитовский район моего города Горловка. Были повреждены школа и около 40 домов. Я прекрасно слышал и видел, что там творилось. Находясь в нескольких километрах от секторов обстрела, складывалось впечатление, что мой дом прыгает, а небо в районе артудара озарялось от вспышек. В тот момент там были мирные горловчане.

Днём 10 июля, наблюдатели миссии ОБСЕ приехали «фиксировать» последствия ночного кошмара, жители моего города по счастливому для «наблюдателей» стечению обстоятельств, не разорвали их на куски. В Интернете есть много роликов с этой беседой, приводим один из них в конце данного материала.

Вот ещё текст жительницы Донбасса, с которым автор попросила меня поделиться с читателями:

Два года тревоги и ожиданий, два года ежеминутного прислушивания к малейшему шороху и стуку, громкому говору и визгу тормозов. В июле 2014 мы не догадывались о том, что с нами будет через месяц, неделю, год…

Мы слышали артиллерийскую канонаду и видели в ночном небе кровавые отблески пожарищ. Мы слышали стон земли от разрывов снарядов и рокота гусениц. Мы только слышали, не предполагали, что это надолго. Два года изо дня в день мы научились жить по соседству с войной. С войной странной, непонятной, больше похожей на компьютерную игру, когда профессиональный геймер в самый напряженный момент нажимает клавишу «Пауза». Жизнь состоит из двух половинок: утром бегу на работу, прихорашиваясь перед зеркалом и улыбаясь случайным прохожим, стою в очереди за продуктами и обсуждаю с друзьями новую серию любимого сериала…

Вечером накатывает тревога. Сжимает сердце тисками и в голове один вопрос: будут стрелять или нет…

Чаще стреляют… Стреляют ночью, подло, часто в предрассветный час, словно боясь глаз людских.

Больше всего страдают жители окраин. Бедные люди, собирающие осколки ведрами, вынимающие пули из стен детских комнат.

У нас перемирие, передышка, перерыв – всё, что угодно, только не мир.

Мир не может измеряться килограммами осколков от мин разного калибра.

Так и живем, разделяя жизнь на «до» и «после».

Глядя в ночное летнее небо, я понимаю, что нам, оказавшимся в изоляции от родственников и друзей, оставшихся «по ту сторону» все равно – есть ли жизнь на Марсе или Юпитере.

Как говорят оптимисты, «индейцев, живущих в резервации, проблемы Вселенной не волнуют»…

Хочу показать лишь несколько примеров записей в твиттере жителей Донбасса:

  

  

Обратите внимание на даты и время публикаций. Могу с уверенностью сказать, что подобные тексты пишет подавляющее большинство пользователей Интернета на Донбассе, особенно во время ударов, в том числе и я.

Наша жизнь протекает в параллельных мирах. На моей земле идёт Война, но мало кому известно за пределами моего края, что творится в умах и душах моих земляков. Хочу поделиться своими наблюдениями и пониманием происходящего. Боевые действия, коренным образом изменили уклад жизни и быт. Одним из основополагающих моментов ежедневной «мирной» жизни, является разделение на до и после обстрела. Обстрелы происходят ежедневно, и это стало обыденностью, разница лишь в градусе накала и интенсивности. Самое интересное, с моей точки зрения, происходит ранним утром и вечером до захода солнца. Утро - это, наверное, самый показательный момент во всём происходящем. После ночных ударов, которые в лучшем случае прекращаются с рассветом, люди идут на работу и по своим делам. Женщины ухожены и опрятно одеты, дети - как обычно, мальчики с пистолетами, а девочки с плюшевыми мишками. Уму непостижимо, как такой Народ можно сломить. Ночью был ад, а утром, как ни в чём и не бывало. Вечер - это отдельная история. Спадает жара, и дворы заполняют мамаши с детьми и бабушки, все ждут своих мужчин домой.
Всю весну к границам ДНР стягивалась в военная техника и личный состав ВСУ, и с началом лета вся эта «махина» начала движение

Если посмотреть на общую картину происходящего, то можно понять то, что план «Летней карательной кампании 2016 года на Донбассе» разработан и утверждён. На это указывает то, что обстрелам подвергается вся линия фронта, но населённые пункты и места концентрированных массированных ударов артиллерии и пехоты с поддержкой бронетехники, ежедневно меняются. На мой взгляд обывателя, масштабных боевых действий следует ждать на время проведения Олимпийских Игр в Рио и тогда наступление начнётся по всем правилам ведения войны. А начнётся оно с очень мощной арт-подготовки по всей линии фронта одновременным штурмом всех направлений. Насколько я понимаю, сил и средств у украинских карателей хватит, но это только на один очень мощный прыжок. Я ошибаюсь в своих прогнозах, пусть и на этот раз так случится.

Донбасс живёт в войне уже третий год и со стороны может показаться, что мы все смирились с этой участью, но это не так. Я не совру, если напишу, что на жителей очень часто накатывает отчаяние и ощущение безысходности, особенно когда теряешь близких или родной дом. Но не нужно забывать об эффекте сжатой пружины! На этой земле всегда проживали люди с обострённым чувством справедливости, а война всё только усугубила. Шахтёры и до войны, ежедневно смотрели смерти в глаза, спускаясь в шахту, а теперь они видят её, находясь в окопе. Люди, которые сидя в кабинете, думают, что послав на Донбасс сто тысяч вооруженных до зубов карателей, смогут с их помощью покорить мой край, глубоко ошибаются. Нужно родится и вырасти здесь, чтобы это понять, но им это не дано. Но ведь мы это понимаем и Бог всё видит, поэтому мы победим…

Виталий "Жур" Захаренков, ДНР, Горловка  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2871