ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2861
Кровь и почва русского социализма
Социализм как чувство появился гораздо раньше, чем все теоретики, называющие себя социалистами, в том числе хорошо известный всем Карл Маркс в их числе.   25 мая 2016, 09:00
 
«…легче верблюду пройти, через игольное ушко, чем богатому в Царство Небесное…»

Русское понимание социализма и его формирование в сознании русского человека

Социализм как чувство появился гораздо раньше, чем все теоретики, называющие себя социалистами, в том числе хорошо известный всем Карл Маркс в их числе.

Идея братства и общности жила всегда в сознании человека, и, как показывает история, лежит в самом сердце менталитета русского народа.

Жертва – это акт любви, а не акт отчаяния или принуждения

На формирование русского общества значительно влияли условия ведения хозяйства. Особую роль играла сильная и крепкая сельская община, которая значительно мешала формированию феодальных отношений на территории Древней Руси. Большая часть земельного фонда находилась в руках государства, боярин же получал основные доходы от «кормлений» при управлении государственными землями, а не от собственного хозяйства. Да и само изъятие прибавочного продукта составляло большие сложности. Эти условия способствовали формированию централизованного хозяйства. В древнерусском обществе 12 века не было таких феодалов, как на западе Европы, которые захотели бы отказать в повиновении центральной государственной власти.

Так же явление «государственного феодализма», когда члены деревенских соседских общин несли все повинности напрямую князю, имевшее место быть в 11-12 веке, говорило о том, что коллективная собственность и коллективное хозяйство преобладало в древнерусском обществе и в дальнейшем навсегда укоренилось в сознании русского человека.

Неблагоприятные природные условия Восточной Европы благоприятствовали формированию особых отношений взаимопомощи членов общин, что являлось необходимым условием для сохранения отдельного крестьянского хозяйства.

С принятием христианства стало утверждаться представление, что существующий общественный порядок есть создание людей, то есть является несовершенным и нуждается в улучшении. И именно под влиянием христианства у правителей Древней Руси стало складываться представление, что княжеская власть не только должна защищать интересы дружины, но и заботиться обо всех своих подданных.

Летопись о Владимире Мономахе писала о том, что князь не только кормил всех убогих и нищих на княжеском дворе, но и велел возить телеги с пищей по Киеву, для того, что бы накормить всех тех кто туда дойти не мог.

В «Поучении», адресованном сыновьям, Владимир Мономах писал: «убогих не забывайте, но елико могущее по силе кормите, и придайте сироте и вдовице, оправдите сами, а не вдавите сильным погубите человека».

Русский социализм по своей природе патерналистичен. Община воспринимается в русском сознании, как семья, а верховная власть, как глава этой семьи. И как мы видим, не только простолюдины считали так, княжеская власть так же пыталась соответствовать этому идеалу.

В христианском сознании человек ни в коем случае не один, человек троичен, подобно Святой Троице. Человек существо коллективное, он член семьи – отец, мать или ребёнок, а один он только в аду, когда лишается самого ценного в своём существовании – любви ближних, за то, что сам не давал её…

Исходя из теории марксизма, способ производства, который основан на общинной собственности и централизованном управлении экономической системой, называется азиатским способом производства.

Азиатский способ производства, основывается на общине, как производственной ячейке. Община обеспечивала обработку земли, которая при том уровне развития производственных сил, была крайне тяжёлой и требовала усилий большого количества людей. Государство в свою очередь распределяло полученные блага и организовывало труд.

Конечно, есть споры насчет достаточной аргументированности этой теории, и в принципе излагается она часто в негативной проекции, как аргумент в пользу отсталости тех обществ, на историческом пути которых преобладала данная экономическая модель. Это неудивительно, ввиду того насколько сейчас возведён в культ индивидуализм и частная собственность, а все формы общественного труда представляются чем-то отжившим и не имеющими права на своё развитие в будущем.

Но, так или иначе, коллективное владение хозяйством и общий труд оставили свой глубокий след в русской цивилизации и в психологии русского человека, и по сей день являются цивилизационными ориентирами нашего общества.

Русский социализм, он не настолько антропоцентричен, как он выглядит в марксисткой теории и программах социалистических партий Западной Европы. Наш социализм – это сплошная метафизика, он не разъединяет человека и Творца и не противопоставляет его Ему, как это есть в современной философии и теории социализма, где человек отделил себя от Бога, объявил себя одиноким на этой земле и борьбу за экономическое и юридическое равенство. Современный человек восхищается собой за то, что подчинил себе природу, достиг технического прогресса объявлять высшей ценностью в этом мире.

Настоящий социализм в его органическом варианте предлагает, поклониться человеку не за созданные им скоростные магистрали или огромные небоскрёбы, социализм поклоняется тому, что есть лучшее в человеке, что есть у него от Творца - потребность в единении и любви с окружающими его людьми, желание разделить с ними блага, имеющиеся у него, и это единственное, перед чем человеческим можно поклониться, и через это преклонение поклониться и Творцу.

Священное писание и отцы церкви о собственности

Христианство, как учит священное писание, это религия любви и самоотверженности, это радостная весть всем униженным и оскорбленным и обездоленным в этом мире.

Слово Божье ни в коем случае и нигде не возводит в культ право частной собственности. Так называемое «священное право» не существовало в христианской доктрине никогда.

Как говорит священное писание, только Господь есть собственник в этом мире и ничто, что даётся человеку не принадлежит ему абсолютным образом.

«Моя земля, - говорит Господь народу, который Он вывел из рабства для священной миссии явить в себе миру Спасителя, - вы пришельцы и поселенцы у меня» [1].

Таким образом Ветхий Завет говорит, о том, что право собственности является богодарованным правом человека, но никак не абсолютным.

«Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял» [2]

Собственность есть временное явление, которое предназначено не для постоянного накопления, а для того, что бы уйти из рук человека. Человек приобретает собственность, но в конце концов с ней полностью расстаётся и об этом не стоит жалеть, это естественный процесс. Вещь не ценность, вещь это средство, которое может участвовать в спасении души, если её использование будет служить исполнению воли Божьей.

Новый завет так же продолжает определять материальным ценностям второстепенную роль.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль не ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там и будет сердце ваше…»

Сокровище христианина конечно же не на земле и земные сокровища это вовсе не сокровища, и поэтому Господь призывает не накапливать их, не посвящать этому жизнь.

Так же Климент Александрийский в своём известном произведении «Кто из богатых спасётся?» даёт указание о назначении собственности в жизни христианина.

«По природе своей всякое богатство, каким бы кто ни владел, не составляет прямой собственности того, но возможно из всей неправоты создать дело правое и спасительное» [3]. Отыскивать нуждающихся и не запирать друг от друга того, что скоро огонь пожрёт и не удерживать того, что принадлежит этому миру, что собой представляет нечто нищенское, чуждое, бренное [4].

Богослов в данном контексте имеет ввиду идею обобщения имущества, призывает не замыкаться на личных потребностях и разделить своё имущество с нуждающимся.

Более чётко Климент выразил эту мысль в другом своём сочинении «Педагог».

«Бог создал человека – пишет философ, - человечество для братского общения, сам в первую очередь пожертвовав своим сыном и Логосом, всё доставляя всем, даровавши в общее достояние для всех».

Подобным образом смотрит на назначение собственности и св. Василий Великий.

Познай, человек, Даровавшего. Вспомни себя самого: кто ты, к чему приставлен, от кого получил это, за что предпочтен многим. Ты служитель благого Бога, приставленник подобных тебе рабов; не думай, что же приготовлено для твоего чрева; о том, что у тебя в руках, рассуждай, как о чужом. Оно не долго повеселит тебя, потом утечёт и исчезнет; но у тебя потребуют строгого в этом отчёта» [5].

Идея братства и общности жила всегда в сознании человека и лежит в самом сердце менталитета русского народа

Как мы видим из текста священного писания и трудов святых отцов, сакральное назначение собственности – это служение общему благу, служение жертвой для ближнего. Жертва – это акт любви, а не акт отчаяния или принуждения.

С точки зрения богословия и христианской морали, имущества – это Божий дар, переданный в пользование человеку, и соответственно, как и всё, что мы получаем от Бога должны использовать во слову Его, и не осквернить жадностью и сребролюбием.

И так говорит вера отцов русским людям на протяжении нескольких веков, на этом выросла русская цивилизация. Ничего человеку в этом мире не принадлежит. И главное помнить «…легче верблюду пройти, через игольное ушко, чем богатому в Царство Небесное…» [6]


[1]Лев. ХХV. 23.

[2]Иов I, 21; сравни: Еккл. V, 14.

[3] Гл. 31, рус перевод Климент Александрийский. Кто из богатых спасётся и Увещевание к эллинам. С греч. Перевод Н. Корсунского. Ярославль. Тип. Губерн. Земской Управы. 1888 г.

[4] Гл.37

[5] Беседа VI «На Лк. XII,18», т. IV, стр. 87.

[6] Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24


Валентин Кротов  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2861