ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/283
Здравствуй, черный понедельник
Если этот кризис ударит, то ударит прежде всего по социально незащищенным слоям   25 января 2008, 10:48
 
Рухнув, мировая экономика запросто может утянуть за собой и Россию

От рецессиик депрессии

 

Глобальный финансовый кризис, который привел к замедлению мирового экономического роста и сделал реальной перспективу рецессии в США, кроме всего прочего заставил вспомнить о Великой Депрессии, также начавшейся, как известно, с обвала на американских биржах. Но нынешняя, интегрированная и глобализированная постиндустриальная экономика существенно отличается от мирового хозяйства 20-х годов XX века.

 

Пока мир не стал «белым и пушистым», той его части, которая сейчас именуется постсоветским пространством, возможно, следует взять на вооружение некий «альтер-империализм».

В иной ситуации оказалась и наша страна. Если во время Депрессии Советский Союз был выключен из мирового капиталистического оборота и мог демонстрировать впечатляющие темпы промышленного роста, то сегодняшняя Россия – глобальная бензоколонка для стран «золотого миллиарда», чье положение непосредственно зависит от того, что происходит с экономикой этих стран.

 

«Фондовый рынок тесно связан с реальным сектором. Обычно при замедлении мирового экономического роста снижается и спрос на энергоресурсы, цены на них падают, - констатирует президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. - Это может негативно сказаться на экспортных доходах наших добывающих компаний».

 

Чем нам, при всей нашей суверенности и демократичности, может грозить обвал западной экономики?

 

«Мировой экономический кризис действительно возможен», - считает доктор экономических наук, координатор альтерглобалистского движения «Альтернатива» Александр Бузгалин. По его мнению, опасность связана с четырьмя факторами.

 

Во-первых, обвал может быть вызван переполнением финансовой системы различными «квазиденьгами». Это мыльный пузырь, который может лопнуть в любой момент, повторив в глобальном масштабе российский дефолт 1998 года.

 

Во-вторых, ситуация может быть связана и с завышенными ценами на энергоресурсы. В-третьих, вызвана процессами слияния транснациональных корпораций – этот процесс, который зашел очень далеко, подрывает основы сбалансированности мировой экономической системы. Четвертый фактор: фундаментальное противоречие беднейших и богатейших слоев общества, которое никуда не исчезло и создает огромную напряженность.

 

Соответственно, это очень сильно скажется и на нашей национальной экономике. «Естественно, для России мировой кризис может оказаться крайне значимым, поскольку подрыв международного стандарта евро и доллара ударит по огромному числу людей, которые держат деньги если не в кубышках, то в виде вкладов в той или иной валюте», - предупреждает профессор Бузгалин. От падения цен на энергоресурсы проиграют не только отечественные добывающие компании, но и те, кто зависит от доходов этих компаний – то есть все «дорогие россияне».

 

По-нашему и по-бразильски

 

«Если этот кризис ударит, то ударит прежде всего по социально незащищенным слоям, - считает эксперт. - Это не только беднейшие слои нашего общества, но и молодежь, которая хочет получить качественное образование, это и люди, которые нуждаются в качественном лечении, это те, кто не может получить квартиру, имея более или менее нормальный доход, которого тем не менее хватает только на питание и другие минимальные нужды».

 

К сожалению, политика у нас проводится так, что не является социально-ориентированной, при всех красивых заверениях. Национальные проекты, ставшие альфой и омегой программы Дмитрия Медведева, по словам Бузгалина, «составляют менее нескольких процентов от тех расходов, которые потребны современной стране – на образование, здравоохранение, жилье и т. д.» Доля расходов в госбюджете РФ, выделяемая на образование и социальную сферу – одна из самых низких в мире, ниже, чем во многих развивающихся странах. «Я приведу только один пример: в Бразилии расходы на образование превышают расходы на оборонные нужды, - замечает экономист. - А это огромная страна со множеством проблем на границах».

 

К тому же, после неминуемого избрания Преемника нацпроекты будут переформатированы в государственные программы с неясным статусом.

 

Глобализм, альтерглобализм и альтер-империализм

 

Что делать? На этот вопрос профессор Бузгалин ответов не дает. Он, так же как и его коллеги по левому, анти- и альтерглобалистскому движению, акцентирует внимание не на взаимоотношениях государств, а на тяжбе, которую ведет с этими государствами «мировое гражданское общество», борющееся за свои права и интересы.

 

Предельный случай такой борьбы – борьбы «множества» против «Империи», - описан в известной работе «новейших левых» Тони Негри и Майкла Хардта.

 

Собственно, альтерглобализм и ратует за более мягкую и приемлемую глобализацию. Основой альтернативного нового мирового порядка должна стать общая экономика, построенная не на либеральных, а социал-демократических принципах, и мировое пост-государство, управляемое не хозяевами транснациональных корпораций, а сетевыми структурами гражданского общества. Разумеется, такой «софт-мондиализм» пока имеет мало перспектив в сравнении с реально существующим либеральным мондиализмом. Но даже если предположить, что история будет развиваться по такому пути, неизвестно, подойдет ли он нам – не факт, что зависимость от «мировой Общественной палаты» лучше зависимости от «мировой плутократии».

 

Не претендуя на обладание универсальным рецептом, рискнем предложить собственный вариант. Пока мир не стал «белым и пушистым», той его части, которая сейчас именуется постсоветским пространством, возможно, следует взять на вооружение некий «альтер-империализм», обратившись к схемам, разработанным теоретиками нелиберальной экономики третьего пути. Например, выбраться из-под долларового гнета, введя собственную резервную валюту, и заняться обустройством собственного Большого Пространства, которое в случае чего (а это «в-случае-чего», как мы видим, весьма возможно) можно будет перевести в режим расширенной автаркии.

 

Впрочем, пока мы можем и не напрягаться – ведь цены на нефть по-прежнему высоки. Пока еще высоки.


Михаил Мошкин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/283