ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2817
Межгосударственная интеграция: организационно-правовые формы
В рамках интеграционных объединений появляются признаки и элементы «права интеграции», обладающего определенной автономией как по отношению к внутреннему праву, так и к международному праву   20 января 2016, 09:00
 
С образованием Евразийского экономического союза повышается актуальность и других форм межгосударственной интеграции стран-участниц этой международной организации

Многозначный термин «интеграция» (от лат. integration - восстановление, восполнение, от integer - целый, полный) в государственно-правовом смысле подразумевает совокупность политико-правовых, экономических и социо-культурных процессов, ведущих к координации деятельности и взаимодействию, а в некоторых случаях к объединению различных политических единиц, государственных образований, структур, сил [1, 427-428].

Противоречивость межгосударственной интеграции проявляется, с одной стороны, в стремлении стран к самостоятельности и независимости, с другой, - в тенденции к взаимодействию по самому широкому спектру вопросов.

Основой межгосударственной интеграции является единство государственно-национальных интересов, интернационализация политической, хозяйственно-экономической, социальной и культурной жизни, взаимозависимость развития стран и осознание общности потребностей, целей и ценностей. Именно на такой основе и проходят интеграционные процессы и создаются интеграционные структуры на Евразийском пространстве [2, 4-6]. При этом Евразийское пространство в его геополитическом значении включает в себя территории России, других стран СНГ и части прилегающих к ним с запада и с юга территории вне пределов СНГ, находящиеся в процессе выбора определенной государственно-правовой и социально-экономической ориентации [4, 185-187].

Для понимания межгосударственной интеграции вообще, и интеграции в Евразийском контексте в том числе, необходимо иметь в виду и учитывать тот факт, что международная интеграция - явление чрезвычайно противоречивое. Отражая, как правило, объективные тенденции общественного развития, международная интеграция в отдельные моменты может приводить к усилению регионализма и тем самым к обострению международных противоречий. Страны, не входящие в те или иные интеграционные объединения, могут видеть угрозу своим интересам и национальной безопасности в усилении интеграционных объединений других стран, как, например, воспринимают некоторые государства создание Евразийского экономического союза.

Кроме того, противоречивость межгосударственной интеграции проявляется, с одной стороны, в стремлении стран к самостоятельности и независимости, с другой, - в тенденции к взаимодействию, сотрудничеству и консолидации по самому широкому спектру вопросов жизнедеятельности и обеспечения безопасности. К примеру, документально зафиксированный момент роспуска СССР, обусловленный непреодолимым желанием советских республик к государственной независимости и полному национальному суверенитету, практически совпал с подписанием Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) 8 декабря 1991 года. Так, Преамбула Беловежского соглашения от 8 декабря 1991 года, получившего свое название по месту его заключения главами России, Белоруссии и Украины, констатировала, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Одновременно статья 1 Соглашения утверждала: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств».

Соглашение заявляло о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. При всей неоднозначности политических и юридических оценок этого правового акта, процедуры его принятия, противоречивости отдельных проводимых в его контексте мероприятий, очевидным и неоспоримым фактом является признание неизбежности и необходимости сохранения не просто связей, а тесного взаимодействия между странами, ранее входившими в единый союз.

В целях организационно-правового и программно-ресурсного обеспечения интеграция получает закрепление в тех или иных организационно-правовых формах, отражающих структурные особенности и степень межгосударственного взаимодействия, уровни и виды отношений между государствами, направления совместной деятельности, механизмы принятия решений, характер регулирующего воздействия. Иными словами, организационно-правовая форма означает определенную и конкретную организацию юридически закрепленных межгосударственных интеграционных отношений, которая выражает степень, содержание и характер взаимодействия и сотрудничества государств. Институциональными основами интеграции выступают органы с наднациональными функциями и компетенцией субординационного порядка. В рамках интеграционных объединений появляются признаки и элементы «права интеграции», обладающего определенной автономией как по отношению к внутреннему праву, так и к международному праву [2, 34-38].

В зависимости от поставленных целей, способов их достижения, а также регионально-географических характеристик формами межгосударственной интеграции могут стать союз (политико-стратегический, экономический, таможенный, социо-культурный), содружество, ассоциация, организация, союзное государство, сообщество, общий рынок, зона свободной торговли, общее экономическое пространство и др. Организационно-правовой характер интеграции проявляется в легитимном оформлении межгосударственного взаимодействия, выборе законных средств и методов реализации договоренностей, направленных на достижение целей и задач, отвечающих национальным интересам и соответствующих принципам и нормам международного права и национального законодательства. Этого требует, к примеру, ст. 79 Конституции Российской Федерации, согласно которой РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в Конституции Республики Беларусь в ст. 8, которая гласит: «Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них».

Согласно Уставу СНГ от 22 января 1993 года, Содружество Независимых Государств - региональная международная, межправительственная и межпарламентская организация, не имеющая статуса государства, функционирующая на добровольной основе, призванная регулировать отношения между независимыми государствами, бывшими республиками СССР, пожелавшими войти в СНГ. Сегодня СНГ - это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Содружество насчитывает 11 участников. Это Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина, Туркменистан (на правах ассоциативного члена) [7]. Созданная более двадцати лет назад организационно-правовая форма СНГ продолжает свою интеграционную деятельность в политической, экономической, экологической, гуманитарной, научно-технической, культурной, информационной и иных областях.

Отличительными особенностями интегративной формы СНГ являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества, позволяющая учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляющая возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам. Любое государство-участник СНГ может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что никоим образом не рассматривается в качестве препятствия для принятия взаимно удовлетворяющего решения.

Поэтому для СНГ характерна множественность форм интеграции с участием как одних и тех же, так и разных государств-участников. Например, на постсоветском пространстве было создано, кроме СНГ, несколько интеграционных объединений, существующих в определенных организационно-правовых формах - Союзное государство России и Белоруссии; Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС); Таможенный союз; Единое экономическое пространство (ЕЭП); Евразийское экономическое сообщество, упраздненное в 2014 году в связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Все эти формы региональной интеграции объединяют от двух и более государств, имеют свои цели, задачи и функции, реализуемые различными организационно-правовыми механизмами.

С точки зрения политико-правовой эффективности и социально-экономической пользы показателен пример интеграции России и Беларуси. Процесс усиления двухсторонних связей российского и белорусского народов шел внутри СНГ, начиная с 1992 года. В целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств 2 апреля 1997 года в Москве президенты Республики Беларусь и Российской Федерации подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Организационно-правовыми механизмами реализации целей и задач Союза стали: принятие Устава Союза, образование его высших государственных органов (Высшего совета, Исполнительного комитета, Парламентского Собрания), формирование общего бюджета, разработка и реализация союзных программ, образование Пограничного и Таможенного комитета, Комитета по вопросам безопасности, подписание Договора о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России, принятие Договора о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. 8 декабря 1999 года в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора. После ратификации Договора парламентами двух стран 26 января 2000 года он вступил в силу [8].

Союзное государство, в соответствии со ст. 3 Договора, базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Цели Союзного государства охватывают самые разные стороны как в политико-правой сфере, так и в социально-экономической жизнедеятельности двух стран и народов. Получило закрепление в Договоре и стремление двух государств на формирование единой правовой системы (ст. 2 Договора), что достигается посредством постепенной гармонизации и унификации национальных правовых систем.

Существование Таможенного Союза и Единого экономического пространства позволяет сделать процесс евразийской интеграции более гибким.

Среди функциональных межгосударственных взаимодействий на Евразийском пространстве наибольшее распространение получила экономическая интеграция. В зависимости от объекта экономической интеграции и организационных средств ее реализации, выделились и получили правовое закрепление следующие организационно-правовые интегративные формы:

- таможенный союз, начавший свою деятельность с июля 2010 года,

- организационно-правовая форма торгово-экономической интеграции Беларуси, Казахстана, России, Армении и Киргизии, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле отменяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера (с некоторыми возможными исключениями). При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами;

- зона свободной торговли СНГ, образованная Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, который предусматривает сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины;

- единое экономическое пространство, функционирующее с 2012 года - форма экономической интеграции, позволяющая достичь высокую степень либерализации внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП выступает обеспечение так называемых «четырех свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр. [6];

- Евразийское экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) (2001-2014) - международная организация, начавшая и воплотившая процессы Евразийской интеграции созданием Таможенного союза, а затем Единого экономического пространства, и трансформированная в 2014 году в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на основании Договора о Евразийском экономическом союзе [3].

Для обеспечения решения поставленных целей и задач предусмотрены длительные переходные периоды, что связано с рисками больших потерь бюджетов в случае полной либерализации рынков. Для России таким критическим товаром является нефть, обнуления пошлин на которую предложила Белоруссия. Казахстан же опасается либерализации банковского, страхового, финансового и строительного рынков, считая работающие на них российские компании более конкурентоспособными. Поэтому с учетом объективных и субъективных обстоятельств единый рынок лекарств и медицинской техники предполагается создать до 2016 года, электроэнергии - до 2019 года, нефти и газа - до 2024 года, а общий доступ к газотранспортным, нефтетранспортным и нефтепродуктовым системам будет обеспечен до начала 2025 года [9].

Что касается целесообразности сохранения Таможенного союза и Единого экономического пространства после создания Евразийского экономического союза, начавшего свою деятельность с 1 января 2015 года, то они продолжают существовать как предшествующие ему формы экономической интеграции. Целесообразность такого подхода подтверждается сохранением СНГ, которое, несмотря на то, что уже выполнило большинство возлагавшихся на него функций, тем не менее, продолжает функционировать в виде целого ряда заключенных соглашений. Вместе с тем существование Таможенного Союза и Единого экономического пространства позволяет сделать процесс евразийской интеграции более гибким. Будущие кандидаты, выразившие готовность к интеграции, могут, например, присоединиться только к Таможенному союзу, воздержавшись от более глубоких форм объединения.

Более того, с образованием Евразийского экономического союза повышается актуальность и других форм межгосударственной интеграции стран-участниц ЕАЭС, так как накопленный ими бесценный опыт будет распространяться и на Евразийское экономическое пространство [10, 16-17].

Использованная литература:

1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 11. М.: БРЭ, 2008.

2. Гусейнов О. Р. Международная экономическая интеграция в сфере международного права/ / Евразийский юридический журнал. № 1 (80), 2015.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. От 23.12.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации, 16.01.2015.

4. Дугин А. Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. М.: Арктогея, 2004.

5. Исингарин Н.К. Пути развития, формы и механизм интеграционных процессов в СНГ: Автореф. дис. д-ра экон. наук. - М. 1999

6. Кофнер Ю. Единое экономическое пространство (ЕЭП).

7. Официальный сайт Содружества Независимых Государств.

8. Портал Союзного государства.

9. Соков К. Этапы евразийской интеграции.

10. Чумаков В. Без Союзного государства не было бы Евразийского проекта // Союзное государство. 2015. № 1-2 (95-96).


Кулешова Л. И., канд. юрид. наук, Колонтаевская И. Ф., доктор. пед. наук, Мегрелидзе М. Р. канд. юрид. наук  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2817