ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2813
С чего начинается евразийская родина
К сожалению, на современном этапе евразийская научная мысль является достоянием лишь узкого круга специалистов, в то время как для современной России чрезвычайно актуальна евразийская политическая стратегия   13 января 2016, 09:00
 
Чтобы евразийская политическая стратегия была реализована и не стала просто набором формальных документов, необходимо формирование евразийской ментальности

Евразийская геополитическая стратегия для современной России является одним из наиболее значимых перспективных проектов развития. Уникальность нашей страны заключается в том, что она - не европейское и не азиатское государство. Она - евразийская держава. Другого такого трансконтинентального государства в мире нет [1]. Доминантой развития России является ее евразийское направление. По мнению некоторых экспертов, в настоящее время интересы России концентрируются не в Европе, которая уже постепенно становится периферией мировой политики и экономики, а в Азии.

В современных условиях Россия стремится участвовать в освоении новой многополярной мировой политической системы, что требует освоения своего стратегического и культурного потенциала.

Актуальность обращения к проблеме евразийства определяется следующими обстоятельствами:

1) В связи с проводимыми на протяжении двух последних десятилетий реформами большинство сфер жизни российского общества сильно изменились. Из-за этого возникает необходимость по-другому осмыслить социальное, политическое, а также культурное своеобразие России. Именно из-за этого евразийская концепция обращает на себя внимание ученых и исследователей в наше время.

2) В современных условиях Россия стремится участвовать в освоении новой многополярной мировой политической системы, что требует освоения своего стратегического и культурного потенциала, и как раз евразийские взгляды могут быть одним из источников обоснования современной геополитики Российского государства.

3) Современные исследователи пытаются решить важнейшую проблему истории как науки: разработать новую методологию, новые подходы к изучению истории. В соответствии с актуальным в настоящее время цивилизационным подходом к изучению истории все культурно-исторические миры - равноценны. А если обратиться к евразийской концепции, то именно в ней Россия рассматривается как особая евразийская цивилизация.

Кто же такие евразийцы? Евразийцы - люди, понимающие Россию не как Европу, не как Азию, а как особую, своеобразную, славяно-тюркскую цивилизацию, которая развивается в своеобразном географическом ареале. Евразийская идея, возникшая в кругах русской эмиграции, в последнее десятилетие рассматривается многими представителями социально-гуманитарной науки стран евразийского пространства как основная теоретическая модель, раскрывающая возможности и пути объединения субкультур Евразии [2].

Евразийство - это социальное и философское учение, идейно-политическое движение русского зарубежья, которое очень активно проявило себя в 1920-1930 годы. Свое начало евразийство берет в основополагающей работе Николая Трубецкого «Европа и человечество», которая была написана в 1920 году. Эту работу можно назвать началом евразийского учения. Если говорить о духовном объединении приверженцев евразийской теории, то она закрепляется спустя год, в связи с выходом коллективного труда «Исход к Востоку».

В 1921 году в Болгарии группа ярких личностей - Николай Трубецкой, Петр Савицкий, Николай Алексеев, Георгий Флоровский, Мстислав Шахматов - приняла манифест «Исход к Востоку». Само по себе учение о евразийстве представляет русскую идею, которая захватывает самые разнообразные научные, религиозные, философские концепции, в центре которых - идея России как самобытной цивилизации. Само название движения говорит за себя. Таким образом, евразийство - это культурно-историческая концепция, в которой Россия рассматривается как Евразия, то есть особый этногеографический мир, которые занимает срединное пространство Европы и Азии.

Возникнув как «порыв», движение было прообразом будущего зрелого евразийства, выстраданного соборным опытом разных народов. Участники движения считали своими предшественниками старших славянофилов - братьев Аксаковых, Николая Страхова, Николая Данилевского. О том, что евразийцы - наследники славянофилов, считали многие критики и исследователи евразийства. В то же время современные авторы считают, что евразийство имеет существенные отличия от славянофильства. Так, например, евразийцы отрицали существование славянского культурно-исторического типа и считали, что культуры туранских народов ближе к русской культуре, чем культуры западных славян.

Первые евразийцы жили культурой и философскими исканиями духовной атмосферы 1920-х годов, они видели послереволюционный трудовой энтузиазм народа в советской России, провозглашали своими идеалами Православие и выступали против частнособственнических ценностей и «буржуазных» демократических свобод. Они поддерживали укрепление советской властью российской государственности вплоть до установления однопартийной системы. Одновременно евразийцы демонстрировали отказ от евроцентризма, проявляли определенную неприязнь к Западу и огромный крен в сторону Азии, даже отодвинув идеи славянского братства.

Евразийцы исходили из того, что в древности на территории Евразии в районах нынешней Центральной и Средней Азии, Южной Сибири, Причерноморья, Кавказа и Юга Европейской России существовали крупные государственные образования ряда народов. Именно в этом евразийском ареале находятся исторические прародины индоевропейцев (к индоевропейским народам принадлежат славяне, армяне, осетины, таджики и т. д.), тюрков (казахи, киргизы, татары, узбеки и др.) и финно-угров (карелы, мордвины, удмурты, марийцы, коми и пр.). На пространстве Евразии свои государства-империи создавали скифы, сарматы, гунны, тюрки, хазары, монголы. С XVI века крупнейшим государством на евразийском пространстве стала Россия (в XX веке - Советский Союз).

С приходом России в Евразию стало возможным объединение этого важнейшего геополитического региона на основе земледельческого хозяйства и промышленного производства, при этом евразийские традиции скотоводческого и кочевого хозяйства во многом были сохранены. Дезинтеграция СССР в 1990-х годах нарушила выстроенные экономические связи, что привело к глубокому и длительному социально-экономическому кризису, из которого некоторые постсоветские государства так до сих пор и не вышли [3].

В соответствии с теорией евразийцев, огромная часть современного Российского государства - место, ранее заселенное в основном народами, которые обычно объединяют под именем «туранских». Туранские народы играли в истории данной географической области изначально более высокую роль, в сравнении с восточно-славянскими и русскими племенами. Поэтому в истории России отчетливой красной нитью проходит сожительство русских и туранцев. По мнению евразийцев, совокупность восточного славянства и туранства - это главный факт русской истории; для правильного национального самопознания русским необходимо учитывать наличность в себе туранского элемента и изучать туранских братьев.

Евразийское движение можно разделить на три этапа:

1) 1921-1923 годы - формирование философского и культурологического обоснования самобытности и антизападничества.

2) 1924-1929 годы - переориентация деятельности движения под воздействием чекистской дезинформации о якобы возникшем в СССР подпольном евразийском движении, влиятельном в армии и комсомоле: - происходит структурирование евразийской идеологии, ее упрощение, чтобы она была доступна народу; - составляется политическая и социально-экономическая программа мирного преобразования советского государства в государство евразийско-идеократическое; - сходит на нет религиозная проблематика и подчеркивается культурная и психологическая совместимость народов, живущих в СССР.

3) 1930-1939 годы - медленное угасание движения и подведение итогов.

Концепция, которую сформулировали евразийцы, возникла на основе положения о самобытном характере русской культуры, уходившей своими корнями в различные культуры. Евразийцы утверждали, что это уже само по себе обеспечивало русскому народу жизнеспособность, которая, в сравнении с западными обществами, сильно разнилась. Россия из-за своего положения между Востоком и Западом исторически и геополитически была призвана выполнять роль некоего культурного синтеза, который бы объединял оба начал. Именно в этом и следует искать основу и значение евразийской идеи. Евразийцы были правы, когда указывали на особенности геополитического положения России при отстаивании самобытности отечественной истории. Заслуживает внимания и утверждение об огромном значении Востока в истории России, ведь ни одна страна Европы не была так связана в экономическом, политическом, духовном отношении с Азией и со всем Востоком, как Россия.

Пафос и содержание мировидения Льва Гумилева отвечает сокровенным импульсам духовно-интеллектуальной атмосферы нового рубежа столетий.

В то же время исследователи обращают внимание на удивительное сходство евразийской концепции с советской геополитической концепцией, которая рассматривала Россию в качестве центральной силы, противостоявшей капиталистическому Западу. В обоих случаях предполагалось, что колониальные народы будут рассматривать Россию как себе подобную, неевропейскую, угнетенную и поднимающуюся нацию, которая не хочет иметь ничего общего с эксплуататорской Европой [4].

Оценивая революцию 1917 года в России, евразийцы рассматривали ее не как крушение России, а как крушение Европы в России, как стремление народа скинуть с себя чужие и чуждые формы и привилегии не своей культуры, навязанной ему реформами Петра I. Большевизм оценивался не только как необходимый итог европейской культуры, о чем говорили евразийцы в своих первых выступлениях, но и как широкое, подлинно народное стихийное движение, восстание народа против романо-германского ига и европеизированной интеллигенции [5].

В наше время у разных слоев населения, у людей разного возраста и разных специальностей сильно возрос интерес к евразийству и, в частности, к наследию Льва Гумилева (его книги входят в пятерку наиболее читаемых книг среди молодежи). Пафос и содержание мировидения ученого отвечает сокровенным импульсам духовно-интеллектуальной атмосферы нового рубежа столетий. Через его наследие человек непосредственно возвращается к естественной, родной природе, от которой он был оторван десятилетия господствующими технократизмом и вульгарным социологизмом [6].

Подводя итог, необходимо отметить главную заслугу евразийства, а именно: разработку оригинальной историософской концепции, которая внесла много нового в осмысление прошлого России и стремилась отразить сложность и своеобразие русской национально-государственной проблемы. Евразийская концепция имеет огромное значение и с практической точки зрения. К сожалению, на современном этапе евразийская научная мысль является достоянием лишь узкого круга специалистов, в то время как для современной России чрезвычайно актуальна евразийская политическая стратегия. Чтобы евразийская политическая стратегия была реализована и не стала просто набором формальных документов, необходимо формирование евразийской ментальности - в первую очередь посредством изучения философии евразийцев и в школе, и в вузе [1].

Использованная литература

1. О евразийской геополитической стратегии России.

2. Сережкина Т. В. Взаимовлияние тюркской и русской культур: евразийская версия.

3. История российской интеграции.

4. Омельченко Н. А. Евразийство и его критики.

5. Шатохин С. Современное евразийство - политическая демагогия.

6. Сугакова Л. И. Л. Н. Гумилев и современное евразийство.


Москалионов И. Д.  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2813