ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2806
Танай Чолханов: Сирия и Донбасс - это один и тот же фронт
Призывы исламистов находят понимание, потому что люди не находят справедливости в повседневной жизни, а видят лишь боль поражения   5 января 2016, 09:00
 
Отсутствие государственной идеологии как в России, так и в молодых республика Донбасса, значительно облегчает работу радикальным исламистам по установлению своих порядков

Угроза распространения в России и в сопредельных государствах радикального исламизма возникла давно, однако события 2015 года сделали её очевидной не только для специалистов, но и для абсолютного большинства населения РФ. В ситуации кризиса идеологии и полного игнорирования государством проблемы идентичности, секты, не имеющие ничего общего с собственно исламом, продолжают набирать силу. Под их влияние попадают не только выходцы из исламских семей, но и бывшие христиане, и даже люди вовсе без религиозной идентичности. Своим видением складывающейся в этой области ситуации с порталом «Евразия» поделился находящийся в данный момент на территории Донецкой Народной Республики крымскотатарский общественный и религиозный деятель, сотрудник Таврического муфтията Танай Чолханов.

«Братья-мусульмане» с подачи Реджепа Тайипа Эрдогана всегда дружественно относились к действиям ДАИШ. Хотя турецкий лидер и пытается сейчас от этого откреститься, но понятно, что у него были общие цели с этой «организацией».

- Ходят слухи, что в Донбассе появились вербовщики ДАИШ (арабская аббревиатура ИГИЛ). Насколько эта информация соответствует действительности?

- Я наблюдал развитие этой ситуации ещё в Крыму...

- Насколько, на Ваш взгляд, активны в Крыму сети ДАИШ?

- Там до сих пор сильны связи с украинскими функционерами, в частности, с Саидом Исмаиловым, майданным муфтием, который призывал народ закидывать «Беркут» «коктейлями Молотова». Он всегда был плотно связан с господином Эмирали Аблаевым, который сейчас почему-то при полной поддержке власти стал главным муфтием Крыма, и которому открыта зелёная улица, несмотря на то, что он неоднократно ездил в Турцию и до сих пор поддерживает связи с турецкими исламистами. Их сателлит - «Альраид», который также активно поддерживался в Крыму Аблаевым и многими другими функционерами. В частности, и Крым, и Украину курирует Сейран Арифов.

«Альраид» некоторые эксперты, такие как Роман Силантьев, например, откровенно называли филиалом «Братьев-мусульман». «Братья-мусульмане» с подачи Реджепа Тайипа Эрдогана всегда дружественно относились к действиям ИГИЛ. Хотя турецкий лидер и пытается сейчас от этого откреститься, но понятно, что у него были общие цели с этой «организацией». В СМИ всё чаще появляется информация, что и блокадой Крыма в Херсонской области вместе с «Правым сектором» занимаются некие люди, которые больше похожи на турок, они же, скорее всего, стоят за обрывом ЛЭП.

То есть, это не татары, это граждане чужой страны - турки, которые приехали вместе с «правосеками», и целенаправленно проводят там свою агрессивную политику по отношению к Крыму. Скорее всего, это люди, имеющие отношение к спецслужбам Турции.

- А в Донбассе какая ситуация?

- Здесь также процветают филиалы «Альраид» и, к сожалению, время тоже упущено. Уже начали приходить сведения, что они работают как с ополчением, так и с мусульманами - местными мусульманскими общинами. Местные общины разрознены, есть донецкий муфтият, который до этого относился к украинскому муфтияту под руководством Ахмада Тамима. У него позиция не ярко выраженная, нельзя сказать, на чьей он стороне. Периодически он делает заявления о том, что поддерживает процессы, происходящие на Украине, и что Крым был узурпирован, но тут же людям из числа крымских татар, помогавших Русской весне, говорит: «Ну, вы поймите, что на меня оказывают большое давление, иногда за меня эти заявления делают журналисты, а если я это опровергну, у меня возникнут очень большие трудности». У него нет чёткой позиции, потому что ему понятно, что с ним церемониться никто не будет, а конкурент у него сейчас очень сильный - это радикал Исмаилов.

Есть ещё группа татар в Макеевке, которая объединена в плотную пророссийскую общину, но их слишком мало и у них нет мечети.

Но есть и «Альраид». Это - очень сильная организация, там есть на данный момент и турки, и арабы. «Альраид» всегда имел большой финансовый потенциал - его финансируют Турция, также средства идут и из Саудовской Аравии. Он плотно был связан с концерном ВАМИ - Всемирной Ассоциацией Исламской молодёжи. Под прикрытием этой организации, якобы благотворительной, финансировались обе чеченские кампании, разумеется, не пользу России - осуществлялась поддержка боевиков ресурсами, людьми, деньгами.

Поэтому, когда появились сообщения, что здесь работают эти вербовщики, то я не удивился. Мы, группа «Самум», всегда говорила о том, что фронт один! Начинается некий «энергообмен».

- Зачем их вербуют?

- Ну уж точно не для того, чтобы они погибли где-то в пустыне. Там они должны пройти боевую подготовку и вернуться обратно уже обстрелянными бойцами. А вот этот фактор будет очень опасен, потому что сюда приедут уже профессиональные головорезы.

- Что заставляет тех, кто попадает под влияние вербовщиков, ехать в далёкую Сирию с Донбасса, где тоже идёт война, и есть за что воевать?

- Республика молодая. Экономическая ситуация - сложная. Многие люди устали искать правду, они начинают терять веру в то, что происходило и ради чего всё делалось. Возник идеологический вакуум, потому что идеологии здесь, к сожалению, пока не предложили. Ну нет у нас здесь никакой идеологической основы! К сожалению, не ощущается её и в России... Люди ищут идеологию, а природа не терпит пустоты. У ИГИЛ идеология жуткая, людоедская, кошмарная, убийственная, но это идеология. И так как ИГИЛ над всем этим кровавым хаосом провозглашают идеи справедливости, то люди ведутся на них, особенно мусульмане, которые здесь всегда были.

Ислам - это религия в первую очередь справедливости. Я говорю, как есть: если ценности православных - это ценности милосердия, то ценности ислама - это ценности справедливости. Призывы исламистов находят понимание, потому что люди не находят справедливости в повседневной жизни, а видят лишь боль поражения. Такое у многих складывается впечатление - после минских форматов, после всего, что переживает сейчас республика. Идёт ценностное замещение. Очень много людей принимают ислам, так же как в Германии и в России. Появляются русские общины мусульман. Я не утверждаю, что это плохо или хорошо, я лишь говорю, что к ним приходят не те люди, которые могут обучить религии.

- Здесь, в Донбассе, принимают ислам?

- У меня были случаи, когда люди говорят: «Мы хотим принять ислам». Вполне русские, либо армяне, совершенно разные люди, которые изначально были христианами. Это - разочарованные люди. Нет ничего плохого в том, что люди принимают ислам, наоборот, мусульмане должны это приветствовать. Но они принимают не ислам, а то, что им предлагают псевдоисламские проповедники и радикалы! В Донбассе не была поставлена хорошая, качественная работа по проповеди религии, а у этих вербовщиков есть все возможности - и финансовые, у них есть хорошо обученные люди, которые знают, на какие психологические моменты воздействовать, поэтому они выигрывают.

Сейчас этот процесс только начинается, дальше может быть хуже.

- А какая у них перспектива? Завербовали людей, те уехали в Сирию, прошли там обучение, потом вернулись сюда…

- ИГИЛ - это сеть. Они работают по классической сетевой схеме, как секты типа гербалайфа - «приведите нам ещё трёх человек, и вы получите какие-то бонусы». Каждый приведёт по два, по три, по пять человек, следовательно, очень скоро надо будет это умножать на пять. Ранее завербованные и отвоевавшие, возвращаясь, станут «узлами» сети, которая будет расти в геометрической прогрессии. Возникает внутренняя опасность, которая будет культивироваться, поддерживаться постоянно.

Сейчас Турция стала России откровенным врагом - сбивают самолёты, делают заявления, что могут захватить Россию за семь дней. Недавно, насколько я помню, премьер-министр Турции позволил себе такие слова, что совместно с НАТО они могут перелопатить Россию за семь дней. Поэтому, разумеется, они сейчас будут делать всё, чтобы ослабить позиции России, создавая хаос, где это возможно. Разумеется, что интересы России - в Донбассе, и мы не будем это отрицать, поэтому создание здесь хаоса и нестабильности играет на руку Турции и они не поскупятся на средства.

Как так получается, что человек, откровенно говоря, сочувствующий переворотам «Арабской весны», который горит желанием сделать переворот в России, ездит в Москву?

К сожалению, в регионе ни у кого нет такого опыта работы с такими проявлениями. Если раньше СБУ ничего не могло с этим поделать, да, собственно, и не старались, проявляя полное бездействие, которое довело до майдана, то сейчас у молодых республик просто нет опытных кадров. Но это не значит, что надо сидеть, сложа руки! Надо учиться и заново налаживать работу с этими угрозами! Я не думаю, что с этим смогут справиться спецслужбы молодых республик, потому что прежде всего корень происходящего - идеологический. Если будут толковые проповедники, то проблему можно контролировать, как это делается, например, в Чеченской Республике. Там же не только спецслужбы методично уничтожают ваххабитов, там очень сильно работает чеченский муфтият. Без чеченского муфтията, без традиционных суфиев, муфтиев эта борьба была бы обречена на поражение. Они там делают всё, чтобы контролировать ситуацию, нести те традиционные ценности ислама, которые были заложены изначально, поэтому эти неопсевдоисламисты в Чечне оказались в затруднительной ситуации. Распространять своё влияние им сложно - с одной стороны спецслужбы, с другой - настоящий, традиционный, ислам. Но здесь пока нет ни того, ни другого.

- Как Вам кажется, с вербовщиками, которые действуют в Донбассе, работают украинские спецслужбы?

- С учётом того, что Украина сейчас начала активно работать с Турцией, я думаю, работают, хотя турки сами по себе гораздо сильнее, чем украинские спецслужбы. Главное, чем они им помогают, это предоставляют туркам коридоры и не мешают им обрабатывать людей. И всё. Больше здесь Турции ничего и не требуется, так как сами СБУшники - это абсолютно беззубые, неспособные к какой-либо работе, бездари…

- А кто-то из тех, кто был завербован, уже возвращался оттуда?

- Я не знаю. Я знаю, что люди туда уезжали. Многие религиозные деятели об этом говорят, не скрывая, открыто. Это не закрытая информация, они говорят: «Посмотрите, что же творится, у нас тоже всё это начинается».

- Вторая тема, которую хотелось бы обсудить, касается шейха Карадаги. Как часто он бывает в РФ?

- Карадаги ездит в Россию постоянно.

- Вообще, что он из себя представляет?

- Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги - генеральный секретарь т. н. Всемирного совета мусульманских учёных. Главная заслуга этих «мусульманских учёных» - события в Египте. Сейчас один друг и соратник Карадаги признан виновным в совершении преступлений и, насколько я помню, приговорён заочно к смертной казни в Египте.

Карадаги, позиционируя себя мусульманским богословом, предлагает весьма интересную вещь! Он совершенно этого не скрывает, он говорит, что в России ислам, с его точки зрения, подвергается угнетению, и в то же время не может прямо выступить против существующей власти. А это, по его словам, означает, что «угнетённые» мусульмане должны действовать другими путями и откровенно поддерживать любые протестные акции внесистемной оппозиции, какие бы они ни были - «оранжевые», «белоленточные» - какие угодно.

Этого господина председатель Совета муфтиев Равиль Гайнутдин и его заместитель Дамир Мухетдинов постоянно привозят в Россию. Надо сказать, что эти ребята тоже достаточно либерального толка, хотя сами себя позиционируют активными мусульманскими деятелями. Они всегда неразрывно были связаны с турецкими деньгами, особо этого не скрывая. Сам Карадаги тоже всегда пользовался поддержкой Эрдогана. Очевидно, что Эрдоган заинтересован в этих процессах.

Куда смотрят спецслужбы России, как они хотят контролировать происходящее, или они уже контролируют - сказать трудно. Я знаю, что и руководство Республики Ингушетия, куда приезжал недавно Карадаги, и многие серьёзные богословы вообще Кавказа, откровенно говоря, не в восторге. Они считают, что вышеуказанному персонажу лучше сидеть в Катаре или в Саудовской Аравии и делать там свои революции, что ему не надо лезть сюда. Здесь не место таким вещам, особенно когда Россия переживает достаточно тяжёлые времена.

Для меня вообще загадка, как так получается, что человек, откровенно говоря, сочувствующий переворотам «Арабской весны», который горит желанием сделать переворот в России, ездит сюда… Он приезжает периодически в Москву, передвигается по Кавказу, читает лекции мусульманам России.

Я считаю, что всё это от излишнего либерализма российских властей, которые хотят угодить всем, даже если приехал, откровенно говоря, враг.


Беседовали Наталья Макеева и Дмитрий Павленко  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2806