ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2745
Сирия, Ирак, далее везде?
Немало говорится об увеличении угрозы прямого военного столкновения с Западом, но она видится менее вероятной, потому что Запад всегда предпочитает воевать чужими руками   10 октября 2015, 09:00
 
Россия вступила в войну на Ближнем Востоке, оставив нерешенной украинскую проблему - но все говорит о том, что времени на раздумья о целесообразности данного шага не осталось

Операция российских Воздушно-космических сил против «Исламского государства» в Сирии стала неожиданностью даже на фоне поступавших в последнее время сообщений об усилении российской группировки в этой стране и возможности военных действий против исламистов. После выступления Владимира Путина в ООН в рекордно короткие сроки было получено разрешение Совфеда на применение вооруженных сил и российские штурмовики полетели бомбить позиции ИГИЛ.

Безусловно, военная операция в Сирии влечет за собой для России ряд существенных рисков. Недоброжелатели внутри страны и за рубежом предсказывают затяжной конфликт, который выльется во «второй Афганистан».

Удары российской авиации дали результаты, ряд объектов ИГ был уничтожен в первые дни. По сообщению Генштаба, боевики стали покидать свои позиции, стремясь попасть в Европу. При этом США обвинили РФ в бомбардировках «мирных граждан», а также «умеренной оппозиции». Интересно, что известный деятель от белоленточной оппозиции Антон Носик призвал «стереть Сирию с лица земли». Его нашумевший пост выглядит как зловещая провокация, перекликающаяся со словами западных кураторов о том, что Россия в Сирии убивает мирных жителей.

Крупнейшие региональные игроки также «не ждали» самостоятельной российской игры. Саудовская Аравия потребовала от России прекратить военную операцию. Москва требование проигнорировала. Одновременно Турция несколько раз обвиняла Россию в нарушении воздушного пространства. Эрдоган заявил, что в связи с последними событиями Россия рискует дружбой с Турецкой Республикой. Ранее он говорил об «ошибочности» российской операции, утверждая, что она приведет к ее изоляции в регионе. Решение «Газпрома» вдвое сократить мощность «Турецкого потока» в контексте сложившейся ситуации видится неслучайным.

Хотя еще в марте Путин заявлял на прямой линии, что «Исламское государство» не несет непосредственной угрозы России, в настоящий момент Россия объявила исламистам войну, сплотив вокруг себя шиитские страны - Сирию, Иран, Ирак, а также ливанскую «Хезболлу». В целом российское вмешательство вызвало негативную реакцию суннитского мира, и по прогнозам ряда аналитиков способно в дальнейшем серьезно обострить отношения России с этими странами. Хотя на заседании Совбеза ООН Путин и призывал весь исламский мир объединиться против радикалов, получилось, что Россия встала во главе шиитского мира против гораздо более многочисленных суннитов. Тем более, что ИГИЛ пестовался и финансировался именно Саудовской Аравией и Турцией, изначально возникнув как ответвление иракских суннитов.

Еще один, если не главный покровитель новоявленного «Исламского государства» - Соединенные Штаты - восприняли российское вмешательство как прямой вызов своей гегемонии в регионе. В самом начале операции министр обороны США Эштон Картер подчеркнул, что война против ИГИЛ, не подкрепленная мерами по передаче власти, является контрпродуктивной и только «подливает масла в огонь». А сенатор Джон Маккейн, у которого на языке то, что у американских элит на уме, прямо заявил, что в Сирии Россия воюет против США и предложил в ответ на российские удары атаковать объекты «сирийского режима». В это время преданные еврочиновники угрожают России новыми санкциями.

Безусловно, военная операция в Сирии влечет за собой для России ряд существенных рисков. Недоброжелатели внутри страны и за рубежом предсказывают затяжной конфликт, который выльется во «второй Афганистан».

На российских границах продолжает вооружаться русофобское псевдогосударство, которое не стало и не может стать нашим «партнером», несмотря на все минские встречи и «нормандские» форматы вместе взятые.

Действительно, для закрепления успехов, достигнутых в ходе авиаударов, необходима наземная операция, предполагающая взятие данной территории под контроль. В противном случае боевики восстановят разрушенную инфраструктуру в течение нескольких месяцев, и военное вмешательство России окажется безрезультатным.

Кроме того, ИГИЛ базируется на территории Ирака так же, как на территории Сирии. Поэтому для уничтожения ИГИЛ необходимо расширить территорию операции на Ирак. Таким образом, театр военных действий, в которые вовлечена Россия, увеличивается вдвое. На днях Валентина Матвиенко заявила, что Россия рассмотрит возможность военной операции в Ираке в случае обращения с его стороны.

Также немало говорится об увеличении угрозы прямого военного столкновения с Западом, но она видится менее вероятной, потому что Запад всегда предпочитает воевать чужими руками. Сейчас он воюет против России руками террористов из ИГИЛ. Поэтому неудивительно, что за год военной операции США и их союзников территория новоявленного халифата только увеличилась в разы, о чем представитель Минобороны напомнил в ответ на обвинения в неэффективности ударов.

Еще одним риском является политическая неопределенность, ожидающая Россию на сирийской территории. Официально Россия защищает легитимного президента этой страны Башара аль-Асада, но фактически правительственные войска больше не контролируют существенную часть территории страны, армия Асада обескровлена. Кроме того, ни один правитель не является вечным. Поэтому с точки зрения политической целесообразности мы не можем не задумываться хотя бы о диалоге с другими силами в этой стране. Закономерной видится инициатива МИД РФ, в рамках которой предлагается привлечь к процессу политического урегулирования так называемую «Свободную сирийскую армию». При этом используется крайне интересная формулировка «патриотическая оппозиция», тогда как Штаты любят говорить об «умеренной оппозиции». С точки зрения риторического анализа «патриотические» - значит, «свои».

Между тем, интенсивность военной операции нарастает. За сутки российская авиация совершила 67 вылетов, атаковано 60 объектов ИГИЛ. Помимо авиации объекты в Сирии обстреливаются крылатыми ракетами с моря. Впервые в новейшей истории Россия воюет на дальних рубежах.

Россия вступила в войну на Ближнем Востоке, оставив нерешенной украинскую проблему. На российских границах продолжает вооружаться русофобское псевдогосударство, которое не стало и не может стать нашим «партнером», несмотря на все минские встречи и «нормандские» форматы вместе взятые. Статус народных Донецкой и Луганской республик (вернее, их огрызков), по-прежнему остается неопределенным, измученное мирное население продолжает гибнуть. Война на украинском фронте не закончена, это огромный гноящийся нарыв, который тщетно пытаются припудрить. Таким образом, Россия воюет на два фронта. Выдержим ли? Похоже, времени на раздумья больше не осталось. Приходится играть ва-банк, в то время как история начинает обратный отсчет.


Анастасия Ковалёва  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2745