ЕВРАЗИЯ | http://evrazia.org/article/2731 | ||||
Русь, что в былинах
Наличие у казаков своего видения правильной общественной системы, отличной от версии государственников, способствовало их неизменной конфронтации с властями Недавно в одной моей беседе с несколькими людьми ими была озвучена мысль, что, мол, нашему народу без твердой власти и диктатуры - никуда. Не скрою, меня возмутило данное утверждение. Как человек, много лет изучавший историю, могу оспорить его, и, что скрывать, хотел сразу доказать обратное, однако тогда не было времени, пришлось отложить на потом. И вот выпала «свободная минутка», так что я решил написать пару строк в защиту народовластия, которое отрицают как западники-демократы, так и наши апологеты «твердой руки». Дворян попрание Святорусских идеалов мало волновало - им надо было, чтобы крестьяне работали, а не разбойничали, и лучшим гарантом этому могло быть только государство. Поэтому дворяне поддержали Третьеримскую модель.
Повторюсь, что буду писать как человек не учивший, а изучавший историю, ведь главное в изучении этого предмета - не выучить, когда и что произошло, но проанализировать предпосылки и последствия исторических событий. Не буду окунаться в совсем уж «седую старину», возьму за отправную точку период Смуты. Почему Смуты? Именно тогда казаки впервые в истории заявили о себе как прямые носители альтернативной государственности. В тот момент времени между собой остро соперничали две метафизические системы русской государственности - Святая Русь и Третий Рим. Конечно, если когда-нибудь эти две модели смогут соединиться, мы получим идеальное Русское государство - Святорусскую империю. В данный же момент мы являемся участниками не только мировой войны, в которой сражаются две цивилизации - Левиафана и Бегемота, - но и внутри ядра одной из цивилизаций - России-Руси - идет гражданская война: между Святой Русью и Третьим Римом. Сторонники Третьего Рима и тогда, и сейчас называют казаков не иначе как «ворами», а действия их - «воровскими», однако это не так. В реальности казаки интуитивно осознали, что со становлением Третьеримской модели общества полностью исчезнет Святорусская Воля, завещанная нам самой Богородицей. Пропадет Правда («А коли Правды нет, то и всего нет»), пропадет Святая Русь. Возмущало казаков и то, что дворяне и бояре пытались вернуть крепостных и холопов, которые за время Смуты успели «заказаковать», ведь это противоречило всем Святорусским понятиям («Кто записывает людей в работу навеки - угождает дьяволу», - это слова даже не казака, а служивого человека Ивана Пересветова). Дворян же попрание Святорусских идеалов мало волновало - им надо было, чтобы крестьяне работали, а не разбойничали, и лучшим гарантом этому могло быть только государство. Поэтому дворяне поддержали Третьеримскую модель. Казаки, не принимая Третий Рим, восставали очень долго. Если взглянуть в историю, то практически все масштабные антигосударственные восстания поднимали казаки: Степан Разин, Кондрат Булавин, Емельян Пугачев - это все выходцы из казаков. На освобожденных от Третьего Рима землях всегда восстанавливалась Святорусская Правда. Примечательно, что к казакам всегда присоединялись и другие носители Святорусской идеи - старообрядцы, которые бежали от «дьявольской» реформы Истинной Церкви в глухие леса и широкие незаселенные степи, пытаясь сохранить Веру, завещанную нам Владимиром, и поруганную греками. Греки, которые и свою-то землю защитить не смогли, ибо не стало у них Веры и Правды, теперь начали учить наш народ. Народ, разумеется, воспротивился этой реформе, ведь забрав у него Правду, царь Алексей Романов (легитимный по всем «понятиям») вместе с Никоном решил забрать у него и Веру, окончательно уничтожив Святую Русь. И народ побежал, побежал туда, куда еще не дотянулась рука Третьего Рима - в Донские степи, на Запорожье и другие окраины. Попутно расширяя территории этого самого Третьего Рима. Такой вот пародокс. Казаки - кшатрии, защитники свободных землепашцев и православного духовенства. Боярству же, помещикам и царю-самодержцу в казачьем мире места нет. Потому и восставали казаки против попрания Святорусской Правды и Веры.
Казацкая политическая программа лучше всего просматривается не где-нибудь, а в древнерусских былинах. Как говорил известный русский историк Сергей Соловьев: «Наши богатырские песни в том виде, в каком они дошли до нас, суть песни казацкие, о казаке. Богатырь-казак!... Эти два понятия равносильны». В былинах нет России, нет империи, нет Третьего Рима. Есть Русь. Русь как союз земель, городов и княжеств. Как вокруг самой Святой Земли, так и внутри нее существует множество угроз - от разбойников и всевозможных чудищ (примечателен здесь Жидовин-богатырь) до басурман, которые все поголовно иноверцы, посягающие на самое святое - на Веру Православную. Ведь, по утверждению философа-евразийца Николая Алексеева, «единственно соединяющей Русь силой является вера православная. Русь едина, поскольку она православная, святая Русь». Князь Владимир в былинах - не грозный правитель, но наниматель богатырей. И не более. Во многих былинах прослеживается, что не богатыри зависят от него, но он от богатырей. Бросая их в темницы, самодержец в итоге вынужден их освобождать - ибо без них рухнет под ударами врага Русь Православная, не будет Святой Руси. Именно богатыри - надежда и защита Православной Руси. А князь Владимир - правитель для «мужиков», «вайши». Так что у казаков была своя программа и свое видение правильной общественной системы, отличной от версии «государственников». Какая? В очередной раз обратимся к трудам евразийца Алексеева: «Казацкие общины, как и древние русские народоправства, были республиками, имевшими своих князей и царей; и в то же время их можно назвать монархиями, власть в которых принадлежала народу. Когда русский крестьянин в 1917 году утверждал, что он хочет республику, да только с царем, он, по-своему, не говорил никакой нелепости. Он просто жил еще идеалами русской вольницы, идеалами казацкого "вольного товарищества", ибо идеал этот глубоко вкоренился в русскую народную душу. Он стал одной из стихий русской народной толщи, стихией также подземной, вулканической». Если провести соответствующую ситуации аналогию, то казачьи общины представляются неким воинским орденом, защищавшим Веру и Правду. Они, казаки, - кшатрии, защитники свободных землепашцев и православного духовенства. Боярству же, помещикам и царю-самодержцу в казачьем мире места нет. Потому и восставали казаки против попрания Святорусской Правды и Веры. И в Смуту казаки попытались хоть и не удачно, но реализовать свою альтернативную царизму - право-анархическую по своей сути Святорусскую программу. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Александр «Варяг» Матюшин
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2731 |