ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2704
Месть через века
Скифы были народом со своими собственными взглядами на мироустройство и довольно дикими, по «цивилизационным» меркам, нравами   14 июля 2015, 09:00
 
История и память народов накладывают свой отпечаток на сегодняшние деяния представителей вполне, казалось бы, цивилизованных поколений

«Да скифы мы....» Александр Блок

Говоря об обитателях Великой степи и Дикого поля, нельзя пройти мимо темы их антагонизма жителям лесной Украины. Данный вопрос особенно актуален сейчас, когда на священной земле Дикого поля, которая помнит прикосновение копыт коней скифов, идут кровопролитные бои, под постоянными обстрелами гибнут мирные люди - потомки лесовиков уничтожают потомков великих скифов. Впрочем, война всегда сопутствовала жизни обитателей Степи, что доказывает История.

Вполне логично, что при столь грубом, скажем так, отношении к жизни скифы приносили и человеческие жертвы - кровь лилась ради Бога войны, которого Геродот называл Аресом.

Сегодня, когда мы произносим слово «скифы», припоминается пресловутое «золото скифов», еще курганы, также можно привести притчу, в которой скифы, выстроившись для битвы с персами, вместо боя помчались охотиться на пробежавшего мимо зайца. Так или иначе, скифы были народом со своими собственными взглядами на мироустройство и довольно дикими, по «цивилизационным» меркам, нравами.

Вот что пишет Геродот Галикарнасский об обычаях скифов: «А военные обычаи их таковы, когда скиф убивает первого врага, то пьет немного его крови. Головы убитых в бою несет царю, ибо только тот, кто принесет голову, участвует в разделе добычи… С головы скиф сдирает кожу следующим образом. Обрезает голову по кругу возле ушей и вытряхивает ее, а потом вычищает мясо бычьим ребром и разминает кожу руками. Вычинив, употребляет эту кожу, как платок. Он привязывает ее к уздечке коня, на котором ездит, и гордится этим. Тот, кто имеет больше всех таких платков, считается самым храбрым. Многие еще и одежду делают из содранных кож, сшивая их, как бараньи». Вообще, скифы обожали работать с человечьей кожей, и даже «цивилизованный» грек Геродот восторгается их работой: «Человеческая кожа крепка и блестяща, она белейшая из всех кож. Многие скифы обдирают всю кожу с людей, натягивают на деревянную куклу и возят с собой на лошадях».

Также скифы работали и с частями тел поверженных врагов - так, они на много веков опередили печенегов в деле изготовления сосудов из черепов врагов (а, может, передали этот странный обычай следующим жителям Дикого поля?). «Обрезают все, что выше бровей и вычищают, если это бедный человек, то обтягивает бычьей кожей и так пользуется, если же богатый, то обтягивает бычьей кожей, а в середине вызолачивает и употребляет как посудину для питья. Так делают и с черепами своих домашних, если с ними поссорятся и когда перед судом царя их победят. Когда приходишь к такому в гости, он выносит те головы и рассказывает, что это, мол, были его родственники, с которыми он разошелся во взглядах и которых поубивал. Это считается мужественным поступком», - пишет Геродот.

Помимо всего прочего скифы были ужасно консервативны и не терпели нововведений, более того - жестоко пресекали их.

Вполне логично, что при столь грубом, скажем так, отношении к жизни скифы приносили и человеческие жертвы - кровь лилась ради Бога войны, которого Геродот называл Аресом. Алтарем служил воткнутый в землю меч - тому, кому предстояло уйти на заклание сему богу, кропили голову вином и закалывали, кровь же сцеживали в ритуальную чашу и тонкой струйкой выливали на меч. Правую руку убитого отрубали, оставляя тело гнить в поле. В жертву приносили каждого сотого взятого в плен - отсюда, кстати, и постоянная необходимость ведения войны.

Не прочь скифы были погулять, любили и выпить. Пили вино, а поскольку сами изготовлять его не могли, то покупали его у колонизировавших черноморское побережье греков. Также не отказывались наши кочевые предки и от дурманящих средств, как об этом пишет Геродот: «Скифы берут конопляное семя, залезают под покрывало и бросают семя на раскаленный камень. Оно курится и дает столько пара, что больше не даст и греческая баня, а скифы орут от радости».

Помимо всего прочего скифы были ужасно консервативны и не терпели нововведений, более того - жестоко пресекали их. Так, своего единственного философа Анахарсиса они казнили за то, что он поклонялся матери богов в греческом пантеоне - Кибеле, а царя Скила - за то, что тот решил поучаствовать в празднике в честь греческого бога Диониса.

Конечно, встреча далеких предков современных украинцев со скифами оставила тяжелую травму в архетипической памяти народа - степь для них навсегда осталась тем местом, откуда приходит угроза. Поэтому-то сейчас потомки тех лесовиков, что когда-то «познакомились» со страшными степными всадниками, обвешанными скальпами врагов, с сагайдаками из человеческой кожи и безумными взорами, с ненавистью и уничтожают наши поселки и города - словно мстя за тот животный страх, который в начале времен испытывали их предки при встрече жителями Дикого поля.


Александр «Варяг» Матюшин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2704