ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2701
Вечная степь, Дикое поле
Первым и главным сакральным символом Дикого поля является конь - без этого животного было бы невозможно освоение пространства Вечной степи   7 июля 2015, 09:00
 
Всей своей историей земля Донбасса способствует проявлению пассионарности и вольнолюбия - подчинить ее никому не по силам

«Эй, гуляй-поле! Эй, гуляй-поле! Лучше смерть, чем жить в неволе» «Электрические партизаны»

Дикое поле - сколько смыслов и образов вложено в это название! Дикое поле - в сознании всплывают образы чего-то буйного, какой-то необузданной стихии, чего-то необжитого и своевольного. Такого же своевольного, как и изначальный образ жизни исконных жителей этой части Великой степи. На протяжении долгого времени нас, обитателей этого самого Дикого поля, уверяли в том, что в прошлом здесь не было никакой «цивилизации», и лишь кочевники через эту необжитую степь совершали свои набеги на «культурную Киевскую землю». Особенно это выгодно киевским пропагандистам, пытающимся сейчас, как и их предшественники - большевики, - вытравить правду об истории нашей земли и представить тех, кто мужественно отстаивает свое право на свободу, да и на саму жизнь, какими-то библейскими «гогами и магогами», явившимися, как и много столетий назад, из степей и пытающимися уничтожить все «культурное».

Мифология быка была связана с воплощением мужского божества - небесного быка, символа грозы. Конь, даровавший пространство в границах своего бега, наделял его сакральностью, а правителя образовавшейся территории - властью.

Нет нужды лишний раз повторять о том, что европейская культура является антагонизмом традиционному миру, и что тот, кто восстает против современной Европы, тот восстает против деградации и упадка самого мiра. Вместо этого лучше проследить сакральную историю Дикого поля - хотя бы пробежаться по основным вехам судьбы этого замечательного края, чья земля сейчас окропляется кровью в священной войне за Свободу.

Посмотрим, прежде всего, на основные сакральные символы Дикого поля и попытаемся отследить историю их появления. Первым и, без сомнения, главным символом является конь. Без этого животного было бы невозможно освоение пространства Вечной степи. Мифологический образ коня начал складываться на нашей земле еще на этапе ямной культуры - тогда конь перестал использоваться в качестве пищи. В этот период произошел переворот в социально-политическом укладе племен, живущих в этой части Степи: появились индивидуальные захоронения, стало использоваться колесо и начали возводиться антропоморфные каменные изваяния. Тогда же началось продвижение на Запад, где жители Степи столкнулись с устойчивыми земледельческими общинами. После «близкого знакомства» со степняками поселки земледельцев начали укрепляться, вокруг таких поселений стали возводить частоколы и оборонительные сооружения. В Европе наступила эпоха войн.

Но вернемся назад в Дикое поле. Что же значил в то время конь для жителей Степи? Судя по изображениям на Каменных Могилах, конь часто приносился в жертву богам. Наиболее полное описание такого жертвоприношения мы можем встретить в индийских писаниях. По представлениям индийских брахманов, конь был вторым жертвенным животным после человека - после него следовали бык, баран и козел. Жертвоприношение коня сопровождало важнейшие церемонии, в частности, оно совершалось в честь бога Варуны при установке алтаря огня. Во время обряда Агникаяна в жертву Соме приносили белого коня, голову которого клали на алтарь. Обряд Ашвамедха описан в Ригведе и Яджураведе. При Ашвамедхе царь в день солнечного равноденствия выпускал на свободу своего самого сильного белого жеребца. Освобождение коня происходило на берегу водоема, ему предшествовало жертвоприношение собаки. Затем конь в сопровождении знатных юношей скакал куда глаза глядят, а воины подчиняли власти царя все области на его пути.

Ровно через год, в день солнечного равноденствия, процессия возвращалась, после чего в течение двенадцати дней царь предавался воздержанию, подвергая себя физическим лишениям и испытаниям. Из камней возводился алтарь огня, совершалось жертвоприношение - при этом огонь Сомы поддерживался три дня. Затем жеребца впервые после целого года воздержания случали с кобылицей, впрягали с правой стороны вместе с тремя другими жеребцами в колесницу, на которой царь, следуя на Восток, приезжал к водоему. Здесь три главные жены царя умащивали и украшали коня, затем привязывали его к столбу, над которым иногда устанавливалось колесо - символ солнца, - и, наконец, убивали его. Главная жена царя вступала в мистический брак с животным - золотой иглой она отдела голову коня, которая посвящалась богу огня Агни и должна была доставить царю духовную энергию. Вторая жена серебряной иглой отделяла туловище коня, которое должно было обеспечить царю физическую силу, а третья жена отделяла бронзовой иглой хвост коня - чтобы царь получил богатство скотом. Вечером кровь коня лилась в огонь алтаря, затем происходило ритуальное омовение и возлияние масла в честь Варуны.

Ашвамедха сопровождалась богатыми жертвоприношениями и еще более богатыми дарами и заканчивалась грандиозным пиршеством. Главными действующими лицами в Ашвамедхе кроме царя и его жен выступали четыре жреца, каждый из которых представлял одну из каст и олицетворял собой одну из сторон света. Жены царя, также представлявшие касты, олицетворяли три части мироздания: во время ритуала они произносили мистические названия земли, атмосферы и неба. Сам жертвенный конь в Ригведе называется конем Тваштра. Этот обряд нес огромный сакральный смысл - на его исходе царь в глазах своего народа словно перевоплощался и получал бессмертие и могущество.

Одним из наиболее ярких воплощений взгляда на круговое мироустройство в народной памяти жителей Дикого поля является Казачий круг - на нем принимаются все важнейшие решения о жизни и быте.

Пространство окружающего мiра было заполнено образом коня. Можно обнаружить в архаичной культуре динамику развития образов от «мамонта-быка» с горбом и хоботом до быка и оленя, и от быка-оленя - до коня. Известно, что образ быка занимал в духовной жизни древних людей одно из главенствующих мест, в эпоху первобытного общества в хозяйственной жизни человека, жившего на территории Дикого поля, процент крупного рогатого скота в стаде составлял 60-70%. Мифология быка была связана с воплощением мужского божества - небесного быка, символа грозы. Конь, даровавший пространство в границах своего бега, наделял его сакральностью, а правителя образовавшейся территории - властью. Таким образом конь, разделявший не только природный, но и социальный мир, из простого животного, дававшего молоко и мясо, превращался в символ, в котором отражалось присутствие мiра.

Интересен и более поздний сюжет о том, как дикий конь, к которому богатырь привязал свою вероломную сестру за косы, понес ее в поле: «Где ударилась она головой - там и могила, где ударится задом - там и долина!… Обежал тот конь полмира, разнес косточки до единой и вернулся. С того времени, говорят, возникли могилы и долины… Долго еще жил тот богатырь с конем, и жили они дружно. Перед смертью стал он изо дня в день ездить за сто верст да возить тем конем камни. Навозил и приказывает коню: «Когда умру, - говорит, - насыпь могилу»… Умер он. Конь насыпал сверх его высокую-высокую могилу и обложил камнем. В степи, где небольшие могилки и долины, - то сестры богатыревой, а где высокие - то великих богатырей. Теперь, когда раскапывают большие могилы, то находят кости людские и конские: то богатырей хоронили вместе с лошадьми, так как праведно жили… Давно еще этот край назывался Дикой степью, чумаки видели богатырева коня. Ехала, говорят, валка степью, когда чумаки взглянули на Савур-могилу, вдруг выскочил дикий жеребец и ржет.… Увидел чумаков, да как подался, как подался, как та птица!.. Добежал аж до леса, встал на дыбы и понесся опять поверх леса.… Где пробежал - там след: везде поломал верхушки на дубах. Это он, говорят, навещал могилу своего богатыря».

Со временем образ коня сменился другим символом - кругом. Круг образовывается движением вокруг центра - то есть Храма. Это особенно четко прослеживается на другой земле - там, откуда вышли предки как жителей Дикого поля, так и древних индийцев - в городе древних ариев Аркаиме, для которого характерно кольцевое построение. Одним из наиболее ярких воплощений взгляда на круговое мироустройство в народной памяти жителей Дикого поля является Казачий круг. На нем принимаются все важнейшие решения о жизни и быте - о войне и мире, о заселении новых земель и об оставлении старых, - на нем заключаются браки, служат молебны. Круг, собираемый на площади возле храма, явление, скорее, динамичное, - на расстоянии от площади станица делилась на различные части.

И немного о космологии обитателей Степи. В ней довольно сильно переплелись многие образы как христианского, так и дохристианкого периода. Так, по сообщениям Сергея Пономарева, в XIX веке у казаков «небо существует в виде свода из стекла, поверх которого находится жилище Бога со всеми святыми, с точно такой же атмосферой на холмах. Гром и молния происходят от гула бегущей огненной колесницы, запряженной огненными лошадьми Ильи-Пророка, который преследует нечистых духов и убивает их стрелою. Рай, существующий на небе в виде сада, охраняется от входа нечистых духов ангелом с огненным пламенем в руках. До времени открытия Страшного Суда он огорожен от 12 царств четырехугольным камнем».

Млечный путь назывался у донцов не иначе как «Батыевой дорогой», являя собой архетипическую память о яростном нашествии пассионарных кочевников с другого края Великой степи - из монгольских равнин и пустынь, - с тех мест, где в будущем, пусть и недолго, будет править «последний рыцарь белого дела» барон Унгерн фон Штернберг. Большую Медведицу казаки называют «Возом», который на небо закинул легендарный атаман Степан Разин. Название «Воз», кстати, связано с индоевропейским сюжетом о боге-громовнике, колесницей громовержца.

Но об этом я расскажу в своей следующей статье. Данный текст открывает серию статей о космологии, истории и поверьях территории, которая нынче пылает огнем войны с миром Кали - Юги.


Александр «Варяг» Матюшин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2701