ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2693
В будущее, созвучное мифу
Теургический принцип должен лежать в основе любого истинного творчества, но это оказывается совершенно невозможным, когда главным предметом искусства является симулякр   23 июня 2015, 09:00
 
Имперский принцип нуждается в новом большом стиле, ориентированном не на личные экзальтированные переживания, а на холизм и синергию

С 11 по 21 июня в Москве в галерее «А3» прошла выставка «Обогащение Реальности», посвященная, согласно пресс-релизу, цивилизационному мифу. «Красота человеческого тела, изящество технологий прошлого и будущего и традиционные изобразительные техники от живописи до фотографии конструируют на выставке «Обогащение Реальности» жизнеутверждающий цивилизационный миф - подлинную реальность, из которой происходит повседневность будущего», - поясняли замысел мероприятия его организаторы.

Умы современных «художников» и пропагандистов искусства занимают упадочные, уродливые и гротескные фигуры небытия. Тогда как искусство в высоком смысле - это теургия.

На выставке были представлены работы Алексея Беляева-Гинтовта, Алексея Дьякова, Анастасии Заборовской, Александры Кампински, Владимира Колесникова, Вадима Комиссарова, Степана Липгарта, Алексея Морозова, Игоря Пестова, Андрея Помулева, Михаила Розанова, Леонида Ротаря, Игоря Старкова, Алексея Чижова, Антона Чумака, Кирилла Шаманова, Дениса Шевчука, группы «Комитет Аполлона», Doping-Pong и других. Выставку посетили участники ЕСМ-Москва.

В современном мире искусство находится в катастрофическом состоянии. Умы современных «художников» и пропагандистов искусства занимают упадочные, уродливые и гротескные фигуры небытия. Тогда как искусство в высоком смысле - это теургия. Теургический принцип должен лежать в основе любого истинного творчества, но это оказывается совершенно невозможным, когда главным предметом искусства является симулякр. Настоящее произведение должно открыть зрителю некую реальность или ее аспект. Воспринимающий творение художника должен производить деконструкцию - в некотором смысле речь идет об отношении «микрокосм-макрокосм», в котором творение должно быть некой дверью, то есть исполнять роль посредника.

Эти аспекты искусства исчезают при наступлении эпохи Великой Пародии. Миф изгнан из арсенала современных художников. Симулякр не имеет внутренней жизни - он пуст. Остаются лишь обломки смыслов, иронически обыгрываемых современными креативщиками, углубляя нервозность и атомизированность масс. Подобное искусство ведет к деградации общества. В этом отношении выставка «Обогащение Реальности» представляет иной полюс - полюс традиции и почвы. Представленные на ней работы являются не просто развитием «соцреализма», неоклассицизма или «новой серьезности» - они представляют собой взгляд людей на миф.

Алексей Беляев-Гинтовт, лауреат премии Кандинского, художник евразийской направленности, представил две работы из серии «Звезда полей. Всплытие». Картины выполнены в характерном для него стиле: творец обращается к архитектуре сталинского ампира как к воспоминанию о мифической Гиперборее. О своих приоритетах в творчестве Беляев-Гинтовт пояснил в одном интервью: «Приоритеты: вера, метафизика, политика. Красота - категория нисходящая в этой неотменимой для меня иерархии. А значит, в той части, где стройное, аполлоническое, континентальное, русско-советское, шире - евразийское, - совпадения возможны».

Также на мероприятии были представлены работы Михаила Розанова из цикла «Тоталитарная архитектура». В фотографиях художника отражены мифические архетипы, сокрытые в архитектуре. Фотографическая эстетика Розанова уникальна - он оттеняет «полярностью» строгость и мощь фотографируемых архитектурных творений, тем самым придавая им необходимый контекст, как бы очищая чистый смысл от симулятивного наслоения.

На более простом уровне искусство должно апеллировать к понятным людям идеям, а его создатели не должны бояться говорить о социально значимом.

Среди выставленных на обозрение работ особенно стоит отметить «Письмо в бутылке из открытого космоса». Картина наиболее полно воплощает в себе смысл и эстетику русского космизма, космический романтизм и пассионарный рывок человеческого духа.

Все эти произведения уводят зрителя в будущее, которое в отличие от навязываемого нам масс-культурой сценария вполне устраивает нас в качестве реальности, которое созвучно мифу нашей цивилизации, где техническое развитие уживается с традиционными ценностями и предполагает органичное культурное процветание, а не упадок.

Как сказано в пресс-релизе мероприятия, «участники выставки отказываются от популярного в современном искусстве легкого пути констатации распада человеческой личности и «исследований» механизмов восприятия искусства. Их работы конструируют культурный код сегодняшнего дня».

Имперский принцип нуждается в новом большом стиле, ориентированном не на личные экзальтированные переживания, а на холизм и синергию. Только такой стиль во всех сферах и жанрах искусства способен возродить цветущую сложность в эстетике и культуре. Примордиальная традиция проявляет себя в строгости форм, красоте и аскетичности. Герой-подвижник, труженик должен стать в центре такого творчества. На более простом уровне искусство должно апеллировать к понятным людям идеям, а его создатели не должны бояться говорить о социально значимом. Традиционализм как идея должен воплотить себя в творчестве художников нового большого стиля.


Антон Брюков  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2693