ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2640
Защита как средство нападения, или почему СМИ становятся врагами власти
Налицо явный случай установления доминации внешней силы в сфере гражданского общества, в котором СМИ являются одним из важнейших институтов   9 марта 2015, 09:00
 
Ситуация, в которой журналистское сообщество не видит эффективной поддержки кроме как от существующей на западные гранты НКО, является следствием целенаправленной политики, проводимой либеральными хозяева медиарынка

26 февраля 2015 года Министерство юстиции РФ включило в реестр НКО-иностранных агентов Региональный Фонд «Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации», расположенный в Воронеже. В ответ 2 марта началась всероссийская акция поддержки Центра.

Для понимания роли Центра в общественно-политической жизни страны и его целей достаточно обратиться к примеру Украины - на ее территории функционирование подобных организаций имело режим «наибольшего благоприятствования».

Фонд был создан в Воронеже в 1996 году. Учредителем вместе с сегодняшним директором Центра Галиной Араповой был Андрей Юров (член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, директор по развитию Московской Хельсинкской Группы). Центр создавался как часть сети правозащитных организаций, сформированной Юровым в Воронеже. Своими целями организация ставит «содействие в становлении в России института свободы слова и свободы выражения мнения как фундаментального элемента демократического, правового государства, расширение практических возможностей журналистов и общества в целом для отстаивания своих конституционных прав на свободу слова и свободу выражения мнения, свободное получение и распространение информации».

На практике его деятельность заключается в просветительской, правозащитной работе среди журналистов, осуществлении их юридической поддержке, издании специальной литературы, проведении обучающих мероприятий. При этом основное внимание организации было сосредоточено на провинциальных изданиях и журналистах, в результате Центр заработал большой авторитет в профессиональной среде и ее массовую поддержку. Средства на свою деятельность организация получала из иностранных источников - среди источников ее финансирования был Фонд Макартуров, а также Агентство США по международному развитию (USAID) и Фонд «Евразия», на средства которых Центром было издано большое количество литературы.

В настоящее время организация реализует несколько целевых просветительских программ, в основном на гранты Евросоюза и зарубежных благотворительных фондов, причем эта информация, по словам Араповой, не скрывалась. Аудиторией деятельности Центра являются не только журналисты, но и медиа-юристы, адвокаты, судьи, сотрудники пресс-служб органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, руководители редакций СМИ.

В петиции инициативной группы поддержки Центра об отмене присвоения ему статуса иностранного агента утверждается, что «деятельность Центра защиты прав СМИ не является политической». Союз журналистов России посчитал «нелепой ошибкой» трактовку работы Центра политической. Минюст же свое решение о признании деятельности организации политической во многом мотивировал выступлениями и комментариями Араповой по новым законам о СМИ и блокировках интернет-ресурсов. Являющаяся членом Воронежской Городской Общественной Палаты и Общественного совета при ГУ МВД по Воронежской области, руководитель Центра защиты прав СМИ имела, по утверждению Минюста, прямую возможность «активно воздействовать на принятие решений органами госвласти».

Защитники Центра навязывают казуистическую дискуссию о том, считать или нет его деятельность политической. Прибегают они и к манипуляциям, подобные той, что содержится в распространяемой журналистами и правозащитниками петиции. В ней утверждается, что статус иностранного агента «сделает невозможным бесплатную высококвалифицированную юридическую помощь журналистам и редакциям СМИ».

Для понимания роли Центра в общественно-политической жизни страны и его конечных целей достаточно обратиться к примеру соседней Украины. На ее территории функционирование всевозможных неправительственных организаций, финансировавшихся из-за рубежа, имело режим «наибольшего благоприятствования» благодаря таким законодательным актам, как, например, Соглашение между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки о гуманитарном и технико-экономическом сотрудничестве от от 7 мая 1992 года.

Как о результате этой деятельности непосредственные очевидцы пишут об установившейся безо всякого участия государственных структур настоящей диктатуре, в которой СМИ играют важнейшую роль: «За двадцать лет работы на Украине американцам удалось создать здесь законченный режим медиакратии, где СМИ работают в качестве зомбирующих население передатчиков, когда населению практически мгновенно можно внушить любую мысль - любовь и обожание Америки и американцев, гнев и ненависть в отношении России, мысль об исключительности и богоизбранности украинцев и нелюдях (subhumans, как сказал Яценюк в Америке) живущих на Донбассе». Налицо явный случай установления доминации внешней силы в сфере гражданского общества (в котором СМИ являются одним из важнейших институтов) в рамках теории Антонио Грамши о гегемонии.

Одним из инструментов установления этой гегемонии, создавших на Украине самовоспроизводящуюся систему лояльности журналистского сообщества к Западу и его ценностям, был Совет по международным исследованиям и обменам (IREX). С этой же организацией тесно сотрудничал и Центр защиты прав СМИ, выпуская при его поддержке юридическую литературу для журналистов. IREX - международная сеть, а результаты ее работы видны не только на Украине. В частности, в 2014 году в связи с появлением информации о поддержке IREX азербайджанских структур, занимавшихся антиправительственной деятельностью, ее счета были арестованы, произведены обыски в бакинском офисе IREX, после чего организация прекратила свою деятельность в Азербайджане.

Центр защиты прав СМИ продолжает тесно взаимодействовать с Домом Прав Человека, осуществлять проекты и проводить совместные мероприятия с ним. Деятельность многих участников ДПЧ имела и имеет явно выраженный политический оттенок. Например, Молодежное Правозащитное Движение, созданное Юровым, было владельцем доменного имени сайта экстремистского сообщества «антифа» - antifa.ru. Члены МПД осуществляли организационное и юридическое прикрытие и покровительство членам группировки «антифа» в Воронеже - «Черному блоку». В 2011-2012 годах правозащитники ДПЧ были активными членами комитета «За честные выборы», который был организатором оппозиционных протестных митингов.

Среди характерных эпизодов деятельности директора Центра стоит отметить и участие Араповой в 2013 году как преподавателя в работе школы блогеров-расследователей. Она была организована Фондом поддержки расследовательской журналистики Григория Пасько (осужденного в 2001 году за государственную измену в форме шпионажа) при факультете журналистики Воронежского Государственного Университета. Целью школы Пасько обозначил «плодить тысячи Навальных на местах». В 2013-2014 года Арапова была активным критиком российских законодательных инициатив и законов о СМИ, неоднократно подвергала их критике в комментариях таким ресурсам, как телеканал «Дождь» и сайт Грани.Ру. Участвовала она как директор Центра и в мероприятии по обсуждению и осуждению блокировок оппозиционных ресурсов (Грани.Ру, ej.ru, Каспаров.Ру и т. д.), организованном Грани.Ру.

Подобная ситуация была создана для того, чтобы защита журналистского сообщества ассоциировалась с либеральными структурами, завоевывая симпатии работников СМИ для установления идеологического господства Запада в медиа.

После включения Центра защиты прав СМИ в реестр НКО-иностранных агентов в его защиту выступили самые разные силы. Воронежское журналистское сообщество практически в полном составе поддержало Центр. Большинство ведущих региональных интернет-изданий выставили на своих страницах баннеры акции по защите Центра, множество местных журналистов, а также их коллег из других регионов подписали петицию с просьбой отмены статуса Центра как иностранного агента. А в ходе оперативного совещания в Правительстве Воронежской области во время доклада руководителя территориального управления Минюста Владимира Орлова о признании Центра защиты прав СМИ иностранным агентом сомнения в его выводах высказали влиятельные фигуры местной политики. Это были спикер Воронежской областной Думы Владимир Ключников, руководитель управления по взаимодействию со СМИ и административной работе облправительства Оксана Соколова, руководитель территориального управления ФАС Владимир Рохмистров, заместитель председателя правительства Воронежской области Максим Увайдов. Поддержали Центр российские правозащитники (Андрей Юров, Алексей Симонов и другие). Нашел защитников Центр защиты прав СМИ и на европейском уровне - на его защиту встала ОБСЕ.

Такое количество выступивших в поддержку Центра говорит не только о силе иностранных сетей влияния в России. Многие журналисты, очевидно, искренны в своей поддержке организации, которую они знают как одного из немногих, если не единственного, защитника их интересов. И ситуация, в которой кроме как от существующей на западные гранты НКО журналистское сообщество не видит эффективной поддержки - это следствие целенаправленной политики, которую ведут реальные хозяева медиарынка. В условиях, когда и от оппозиционных, и от охранительных СМИ требуется скорее симулякр журналистской работы, чем она сама, а также полное отсутствие субъектности, в том числе и в сфере защиты профессиональных интересов, Центр защиты прав СМИ с его юридическим профессионализмом и налаженным финансированием являлся практически безальтернативным.

Такая ситуация была создана во многом и для того, чтобы реальная защита журналистского сообщества ассоциировалась лишь с либеральными структурами и либеральной идеологией, завоевывая дополнительные симпатии работников СМИ для установления идеологического господства Запада в медиа. Аморфные официозные структуры, сохранившиеся еще с советских времен, давно не выполняют своих функций, а новые инициативы (вроде Центра правовой поддержки ОНФ или Фонда поддержки независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость») только начинают свое развитие, несмотря на большие перспективы.

Для преодоления негативных последствий внешнего влияния в России нужна большая работа. И для ее совершения нужно преодолеть куда большее сопротивление, чем сейчас оказывается на самом высоком международном уровне простому факту признания Центра защиты прав СМИ иностранным агентом.


Сергей Простаков  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2640