ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2639
Постсоветское пространство для Запада: обещания и реальность
При формировании политического пространства позицию политологов готовят политические фонды и школы, равно как и СМИ, хорошо оплачивающие именно антироссийскую позицию   8 марта 2015, 09:00
 
Программы сотрудничества между странами ЕС и бывшими советскими республиками имеют не самостоятельный характер, продиктованный желанием развития этих территорий, но стремлением препятствовать интеграционным инициативам России

Оппозиционный политик Григорий Явлинский на страницах The Financial Times выступил с инициативой интеграции с Евросоюзом постсоветских республик, включая Российскую Федерацию. По его словам, концепция «Русского мира», де-факто продемонстрированная Кремлём в последние полтора года в качестве ответа на экспансию Запада, опасна как для самой России, так и для её европейских соседей.

Самыми активными участниками программ по интеграции являются вовсе не страны, относящиеся к ядру стран ЕС, а так называемые страны «новой Европы», прежде всего поляки и прибалты, и, как это ни странно, Швеция.

Идея о распространении влияния ЕС на постсоветское пространство не нова, в той или иной форме она реализуется с начала 90-х годов. На данный момент самыми известными программами можно считать скандальное «Восточное партнёрство», рассчитанное на три восточноевропейские и три кавказские республики бывшего СССР, как известно, приведшее к хаосу на Украине, и менее известная «Стратегия нового партнерства Европейского союза и Центральной Азии». Эффективность данных программ имеет чётко измеримые параметры. Когда речь идёт о том, чтобы оторвать ту или иную республику от сотрудничества с Россией, эти программы достаточно эффективны, но когда речь заходит об эффекте от взаимодействия с ЕС - результат почти что исчезающее низкий.

В случае с тремя прибалтийскими государствами, вошедшими в ЕС, как мы видим, результат скорее отрицательный: их экономика подавленна более эффективными экономиками стран ЕС, а население массово покидает родину. В значительной мере программы сотрудничества между странами ЕС и бывшими советскими республиками имеют не самостоятельный характер, продиктованный желанием развития и интеграции этих территорий, но стремлением препятствовать интеграционным инициативам России, прежде всего - Таможенному союзу.

Самыми активными участниками программ по интеграции являются вовсе не страны, относящиеся к ядру стран ЕС, а так называемые страны «новой Европы», прежде всего поляки и прибалты, и, как это ни странно, Швеция. Помимо того, что положение этих стран в ЕС несколько проблематично и их действия в немалой степени продиктованы желанием поднять свой вес (за исключением, разумеется, Швеции), с другой стороны, они имеют исторические комплексы и фобии в отношении русских и России.

Не стоит недооценивать и тот фактор, что все названные страны, в том числе Швеция, являются своего рода «троянским конём» США и Великобритании в Европейском союзе, и их действия обусловлены стремлением к изоляции России. По словам евродепутата от Латвии Роберт Зиле, Латвийская Республика будет работать со странами бывшего СССР исключительно с целью «ослабить идею Путина по созданию Евразийского союза». «Чем хуже у него это получится, тем лучше будет ЕС», - пояснил Зиле задачи, стоящие перед интеграционными программами ЕС в отношении постсоветского пространства.

Из новостных лент информационных агентств мы видим, что представители Польши, Латвии и ряда других стран ведут активную дипломатию по отрыву Армении, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана от России.

Взаимодействие ЕС и бывших советских республик может разворачиваться только в одной плоскости - изоляция их от России, препятствование российскому интеграционному проекту Таможенного Союза.

Недавно мы столкнулись на личном примере с тем, что в Грузии, Армении и Казахстане невозможно найти симпатизирующих Москве политологов, и в то же время опросы среди граждан этих стран показали высокие рейтинги одобрения пророссийской политики. Причиной подобного дисбаланса является то, что при формировании политического пространства позицию политологов готовят политические фонды и школы, равно как и СМИ, хорошо оплачивающие именно антироссийскую позицию. Параллельно стоит отметить слабость российской дипломатии - она ориентированна на договоренности с элитами, минуя возможность работы с большими группами граждан этих стран.

Если говорить об экономической и политической составляющей сотрудничества для стран постсоветского пространства, то она незначительна. Наиболее привлекательным является нефтегазовый сектор Казахстана, последние годы осваивающий по 10 миллиардов инвестиций из стран ЕС, хотя, возможно, более половины этих средств - это, собственно, казахские деньги от зарегистрированных в Европе компаний.

Другим крупным получателем средств является Украина - уже в виде финансовой помощи для удержания разваливающейся экономики. Однако объём этих средств также незначительный. При этом Европа не стремится самостоятельно развивать военное партнёрство, ограничиваясь декларациями о подобного рода намерениях. Что не удивительно, поскольку ЕС выступает младшим партнёром США в НАТО и не имеет собственных значительных воинских контингентов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: взаимодействие ЕС и бывших советских республик может разворачиваться только в одной плоскости - изоляция их от России, препятствование российскому интеграционному проекту Таможенного Союза.

Остаётся задать вопрос Явлинскому: его заявление - это политическая наивность или приглашение к углублению противодействия России от изоляции к интервенции в её внутриполитическое пространство с целью смены власти?


Владимир Киреев, политолог, философ  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2639