ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2635
Новая Стратегия национальной безопасности США: паранойя растет
В коридорах власти США еще довольно большой потенциал параноиков, которые не готовы осознать ускользающее могущество Вашингтона   28 февраля 2015, 09:00
 
Американские власти по-прежнему ставят перед собой цель достижения мирового доминирования, предпочитая не обращать внимания на реальную ситуацию в международной политике

В начале февраля Барак Обама подписал новую Стратегию национальной безопасности США, которая на ближайшие пять лет будет являться своего рода доктринальным руководством для лиц, принимающих решения. В России принятие сего документа осталось практически незамеченным. Что же существенного изменилось по сравнению с предыдущей доктриной, и какие приоритеты во внешней и внутренней политике США ставит перед собой Белый дом, Конгресс и все те структуры, которые так или иначе приложили руку к обновленной версии рассматриваемого документа?

Пренебрегая глобальными сдвигами в международной системе, в новой Стратегии национальной безопасности США подчеркивается, что вопрос стоит не в том, что Америка будет лидировать в будущем, а в том, как она будет это делать.

В преамбуле значится, что стратегия подготовлена на основе прогресса, которого США добились за последние 6 лет, на протяжении которых активное лидерство Соединенных Штатов помогло миру восстановиться от глобального экономического кризиса и ответить на возникающие вызовы. К прогрессивным достижениям также отнесены система альянса, внутри которого работают США, а также участие в многонациональных форумах, таких как Восточноазиатский Саммит и Большая двадцатка.

Как бы между прочим приписывается заслуга в управлении многонациональной коалицией в Афганистане и обеспечение демократической передачи власти (что на практике не соответствует действительности) и введение беспрецедентных санкций против Ирана в рамках программы нераспространения ядерного оружия. На этой же странице высказывается беспокойство об «Аль-Каиде» и «Исламском государстве». В региональной привязке вместе с ними говорится о торговцах оружием и наркотиками (при этом почему-то стыдливо замалчивается Мексика, где с начала инициированной США войны с наркомафией в 2006 году погибло более 50 тыс. человек), а также риске от кибератак.

Откровенно пренебрегая глобальными сдвигами в международной системе, в новой Стратегии национальной безопасности США подчеркивается, что вопрос стоит не в том, что Америка будет лидировать в будущем, а в том, как она будет это делать. При этом утверждается, что «Американское лидерство - это глобальные силы добра, основанные на наших устойчивых национальных интересах, изложенных в предыдущей Стратегии».

Следующие пункты доктрины остались неизменными:

- безопасность Соединенных Штатов, их граждан, а также союзников и партнеров США; - сильная, инновационная и растущая экономика США в открытой международной экономической системе, что способствует росту возможностям и процветанию; - уважение общечеловеческих ценностей в стране и во всем мире; - международный порядок на основе правил, подталкивающих руководство США способствовать миру, безопасности и возможностям через укрепление сотрудничества для решения глобальных проблем.

Первостепенное внимание в новой Стратегии предполагается уделять усилиям, которые касаются высших стратегических рисков для наших интересов:

- катастрофическое нападение на США или критическую инфраструктуру; - угрозы или нападение на граждан США за рубежом и на наших союзников; - глобальный экономический кризис или резкое замедление экономического роста; - распространение и/или использование оружия массового уничтожения; - глобальные вспышки инфекционных заболеваний; - изменение климата; - перебои на основном энергетическом рынке; - значительные последствия в сфере безопасности, связанные со слабыми или несостоявшимися государствами (в том числе массовыми убийствами и транснациональной организованной преступности).

На четвертой странице доктрины значится: «Мы будем лидировать с помощью всех инструментов американского могущества. Наше влияние является наиболее великим, когда мы комбинируем наши стратегические преимущества. Наши военные будут готовы защищать наши обозначенные национальные интересы, в то же время давая существенные рычаги влияния для нашей дипломатии. Применение силы не является единственным инструментом и главным средством участия США за рубежом, ни всегда оно наиболее эффективно для вызовов, с которыми мы сталкиваемся. Скорее, наша первая линия действия - это принципиальная и четкая дипломатия в сочетании с центральной ролью развития передовой обороны и продвижения интересов Америки. Мы будем продолжать реализацию мер по повышению безопасности наших дипломатов и специалистов по вопросам развития, чтобы убедиться, что они могут выполнять свои обязанности в безопасных условиях в средах с высоким уровнем риска. Мы также будем управлять сильной и хорошо регулируемой экономикой для развития торговли и инвестиций, защищая международную финансовую систему от злоупотреблений. Целевые экономические санкции останутся эффективным инструментом для наложения расход на безответственных акторов и помогут ликвидировать преступные и террористические сети. Все наши инструменты стали более эффективными посредством мастерства наших специалистов по разведке и качества тех разведданных, которые они собирают и анализируют. Наконец, мы будем применять наши явные преимущества в правоохранительных органах, науке и технологии, и международных отношениях, чтобы максимизировать стратегические последствия нашей национальной мощи».

Теперь переведем на понятный язык. В этом емком по смыслу сообщении содержится очевидное послание для всего мира, что военная машина США будет готова сокрушить любых несогласных с глобальным доминированием Вашингтона во всех областях. Не случайно упомянута международная финансовая система, так как уход в долларовых расчетах напрямую снижает зависимость национальных государств от контроля со стороны ФРС. Разведка, включая новейшие механизмы сбора данных посредством интернет-технологий, будет заблаговременно предоставлять сведения о той или иной стране, чтобы Белый дом смог оперативно отреагировать и наказать несогласных тем или иным способом. Видимо, «явные преимущества в правоохранительных органах» будут непосредственно служить этой цели. В двух словах данный подход можно выразить как стратегию превентивных военных действий с одновременным ведением финансово-экономической войны.

Конечно же, НАТО остается основным партнером США по обеспечению безопасности, хотя говорится и об усилении присутствия в Тихоокеанском регионе. Самое интересное, что внутренней безопасности посвящено всего два абзаца, тогда как проверенной угрозе терроризма - в пять раз больше!

Пассаж о взаимосвязи американской дипломатии и военной силы постоянно употребляется в новой Стратегии, будь-то Европа, спор между Китаем и Японией за морские территории, какие-либо действия Северной Кореи или экстремистские выходки негосударственных субъектов.

На стр. 10 фактически дается обоснование для вмешательства во внутренние дела других стран. Указано, что в самих государствах могут быть слабые правительства, которым угрожают разные экстремисты и даже есть риск захвата власти в стране (интересно, что США сами таким образом спровоцировали переворот на Украине). И США в таких случаях «предпочитают работать с хрупкими государствами, чтобы установить легитимное управление». Казалось бы, практически одно слово - правительство и управление. И если этот казуистический трюк пройдет незамеченным, то в будущем он станет для США оправданием своих действиям по установлению новых протекторатов. Теперь будет не двустороннее сотрудничество с правительствами других стран, а работа с назначенным управлением.

Словно в насмешку над понятием суверенитета, о котором речь шла несколько ранее, и США пафосно обещали его защищать, далее говорится об инклюзивной политике и гендерном подходе во время миротворческих процессов, а также продолжении укрепления ООН и региональных организаций типа Африканского Союза. Сначала США устранили одного из лидеров этого Союза - Муамара Каддафи, а теперь, вместе с усилением военного присутствия (Африканское командование Пентагона) и созданием сети своих разведывательных баз будут «поддерживать» эту организацию.

Отдельно говорится о необходимости продвижения правил ответственного поведения в отношении всеобщего использования космоса, воздуха, океанов и киберпространства. Как будто другие страны не предлагали ранее ограничить применение оружия в космосе (Россия - одна из первых), а Вашингтон отказался подписать какое-либо соглашение по этому вопросу, и сейчас в Пентагоне серьезно подумывают о новых видах космического оружия.

Дальше абстракции «мирная кооперация» авторы Стратегии идти не посчитали нужным, не задумываясь о том, что у России тоже могут быть национальные интересы.

Практически во всех положениях можно легко заметить взаимные противоречия. Иногда они содержатся в одном предложении. Читаем на стр. 17 в разделе, посвященном экономике: «Через Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое Торговое и Инвестиционное Партнерство (ТТИП) мы устанавливаем высокие мировые стандарты по трудовому праву и охране окружающей среды, устраняя барьеры на пути экспорта, превращая Соединенные Штаты в центр зоны свободной торговли, охватывающей две трети мировой экономики. Наша цель состоит в том, чтобы использовать эту позицию вместе с нашей высококвалифицированной рабочей силой, сильным верховенством закона и избытком доступной энергии, чтобы сделать Америку производственной площадкой по выбору и первой в инвестициях. В дополнение к этим основным региональным соглашениям мы будет работать на достижение новаторского соглашения о либерализации торговли в услугах, информационных технологий и экологических товаров - области, где Соединенные Штаты являются мировым лидером в области инноваций».

Ни для кого не является секретом, что ТТП и ТТИП являются мощными инструментами политико-экономического подавления. Не случайно в ЕС граждане возмущены, что обсуждение этого партнерства проходит за закрытыми дверьми и интерес к нему есть только у крупных корпораций, а в странах Азии вообще не спешат подписывать данный договор. И как можно говорить о высоких трудовых стандартах, если рабочие и служащие в США не защищены от спекуляций с акциями и недвижимостью, подтверждением чего в 2008 году стали тысячи безработных, одновременно ставште и бездомными. Ясно, что «новаторское» решение в США будет подобно всем остальным проектам, которые так или иначе связаны с идеей глобального контроля и доминирования.

Кстати, о ценностях. Три абзаца невнятного лепета о том, что пришлось усилить меры безопасности после инцидента в сентябре 2001 года и привлечь террористов к ответственности. Гуантанамо упомянуто вскользь, что подозреваемые переведены в другие места, при этом замалчивается, что многим заключенным вообще не предъявили никаких обвинений и их задерживали без серьезных на то причин (если гражданин посещал Афганистан, например). Зато с гордостью заявляется, что США поддерживают лесбиянок, геев и трансвеститов, продвигая их требования во всем мире.

Что касается международной шахматной доски, США заявляют о намерении перестроить Азию и Тихоокеанский регион, модернизировав альянсы с Японией, Южной Кореей, Австралией и Филиппинами, а также подключиться к многосторонним проектам. Китай обещают уважать и развивать конструктивные отношения, особенно в вопросах разоружения Северной Кореи и региональной безопасности. Вместе с этим говорится о необходимых мерах защиты бизнеса и собственных сетей от китайских хакеров (как частных, так и государственных). Индия, конечно же, тоже в списке приоритетов на сотрудничество в регионе.

С Европой также относительно понятная картина. Через НАТО будет осуществлено «динамическое присутствие в Центральной и Восточной Европе для сдерживания агрессии России» и оказана «поддержка Грузии, Молдове и Украине, чтобы они лучше работали с США и НАТО» (стр. 25).

В новой Стратегии национальной безопасности есть место и для России. Всего слово «Россия» упоминается 15 раз, из них в связи с агрессией и насилием восемь раз, в связи с природным газом и энергоресурсами - три раза, дважды в сочетании со словом санкции, один раз в комбинации со сдерживанием и всего один раз - когда говорится о сотрудничестве. При этом подчеркнуто, что «мы держим двери открытыми для большего сотрудничество с Россией в области общих интересов», среди которых приоритетом значится «мирная кооперация». Видимо, дальше этой абстракции авторы Стратегии идти не посчитали нужным, не задумываясь о том, что у России тоже могут быть национальные интересы.

В целом от документа складывается впечатление, что вместе с утверждением о собственном величии и исключительности авторы пытаются пустить пыль в глаза мировому сообществу, да еще протащить в свою доктрину несколько новых страшилок, среди которых - Российская Федерация. Это указывает на то, что в коридорах власти США еще довольно большой потенциал параноиков, которые не готовы осознать ускользающее могущество Вашингтона.


Леонид Савин, главный редактор журнала «Геополитика»  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2635