ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2544
Владимир Добреньков: Как это - отрезать науку от общества?
Мы боролись с либералами, с неолибералами, с радикальными либералами, потому что мы считаем, что либерализм противопоказан российскому обществу, ибо он заводит общество в тупик   30 июня 2014, 09:00
 
В России идет настоящая идеологическая война, в которой либералам, фактически, позволяется говорить все, что они хотят, тогда как патриотов ограничивают чуть ли не цензурой

В конце прошлой недели российское академическое сообщество было взбудоражено новостью о том, что профессор МГУ Александр Гельевич Дугин решением ректора данного ВУЗа Виктора Садовничего был снят с должности заведующего кафедрой Социологии международных отношений. В связи с тем, что в СМИ появлялась крайне противоречивая информация, портал «Евразия» попросил прояснить ситуацию декана Социологического факультета МГУ Владимира Ивановича Добренькова.

Я считаю, что профессор МГУ может выражать любую точку зрения в любой аудитории и в любой форме, ибо у каждого есть право озвучивать свою позицию. Мы же боремся за демократию, за право высказывать своё мнение!

- Я бесконечно уважаю Александра Гельевича как крупнейшего авторитетного учёного, который действительно внёс большой вклад в развитие социологии международных отношений, социологии геополитики, этносоциологии и многих других направлений. Он достаточно широко и глубоко эрудированный человек. Шесть лет назад мы вместе создали Центр консервативных исследований (ЦКИ). Шесть лет мы положили на то, чтобы создать действительно новое направление в области исследования этой идеологии. Идея актуальности для России консервативной идеологии - это наше кредо, которое мы отстаивали в течение всех этих шести лет. Мы боролись с либералами, с неолибералами, с радикальными либералами, потому что мы считаем, что либерализм противопоказан российскому обществу, ибо он заводит общество в тупик.

- В чём заключается деятельность ЦКИ?

- Мы занимались стратегией развития России, перспективами её развития, мы занимались проблемами геополитического столкновения между Западом и Востоком, между США и Россией. Я считаю, что наша позиция - глубоко патриотичная и исходит из желания и стремления сделать действительно что-то полезное и важное для России в условиях геополитической борьбы между Западом и Востоком. Александр Гельевич исключительно талантливый человек, он знает три языка, он блестяще читает лекции на языках, он выступал на многих международных конференциях, бывал во многих странах. Наши студенты и аспиранты восторгаются им. Поэтому, когда стало известно о возникшей ситуации, ко мне стали подходить студенты и аспиранты, преподаватели - они не понимают, что произошло, почему он должен быть поставлен в такое положение, когда ректорат отказывает ему, фактически отказал, в том, чтобы утвердить его в бюджетной должности заведующего кафедры. Бюджетной, я подчёркиваю!

- По этому поводу в СМИ проходит сейчас противоречивая информация…

- Несколько лет назад я брал его на работу на внебюджетную ставку. Это моя прерогатива как декана. Всё это время, лет шесть или семь, мы ставили вопрос перед ректором, чтобы в принципе утвердить его в должности заведующего кафедрой на бюджете. Вакантное место есть. Долгое время нам не удавалось это сделать. По непонятным причинам ректор не шёл на это. Наконец всё-таки нам удалось пробить - я лично занимался вплотную этим вопросом, и ректор поставил кандидатуру Александра Гельевича на большой учёный совет, который избирает заведующих кафедр. Учёный совет прошёл в мае этого года, и он был избран на должность заведующего кафедрой Социологии международных отношений. После этого ректор утвердил данное решение. Потом прошло некоторое время, и ректор отменил собственное решение, ибо он вычеркнул его из списка тех, кто прошёл утверждение на должность заведующего кафедрой.

Эта ситуация для меня непонятна. Формальных мотивов для того, чтобы отклонить Александра Дугина, нет никаких. Фактически принято решение на основании неких политических соображений. Я считаю, что профессор МГУ может выражать любую точку зрения в любой аудитории и в любой форме, ибо у каждого есть право озвучивать свою позицию. Мы же боремся за демократию, за право высказывать своё мнение! Нельзя наказывать и преследовать человека по политическим убеждениям! Либералы высказывают свою точку зрения, а представителям консервативной идеологии якобы нельзя это делать?

Я много раз слушал Александра Гельевича в разных аудиториях и при разных обстоятельствах. У него прекрасная аргументация, он - патриот, подлинный патриот России, он борется за то, чтобы сейчас действительно отстоять право России на национальный суверенитет и независимость, он поддерживает позицию руководства нашей страны, которое пытается реализовать эту идею. Я не вижу никаких оснований, чтобы ставить под сомнение возможности занятия им на бюджетной основе должности заведующего кафедрой Социологии международных отношений. Я считаю, что Дугин - украшение для факультета и для Московского университета. Поэтому мне как декану в принципе не понятна позиция ректора. Никаких формальных оснований для того, чтобы отказать ему, нет. Многие наши профессора не понимают, почему так!

- Часто вообще происходят такие случаи в МГУ?

- За все сорок лет административной работы в университете я не знаю такого прецедента, чтобы после голосования на учёном совете ректор принимал решения об отмене его итогов! Я считаю, что если Дугин подаст в суд, суд примет его сторону. Абсолютно уверен, хотя здесь и без суда ясно, что этого нельзя было делать. Это - моя точка зрения.

- Вы упомянули возможные политические мотивы, из которых исходил ректор. Владимир Иванович, как Вам кажется, петиция «Правого сектора», распространявшаяся недавно активистами этой бандитской группировки в Интернете, сыграла какую-то существенную роль в этой ситуации?

- Конечно, сыграла. Думаю, что именно она сыграла большую роль в изменении точки зрения ректора, который, возможно, решил перестраховался. Конечно, на ректора было оказано какое-то давление - косвенное, не прямое. И петиция была частью этого процесса. Но подобные петиции составляются и делаются врагами России. Те, о ком Владимир Владимирович Путин в одном из своих выступлений сказал, что у нас есть «пятая колонна», это национал-предатели России. Я считаю, что у нас есть именно такие люди. Они пытаются свести счёты с патриотами, и поэтому, конечно, эта петиция могла оказать определённое влияние на принятие решения ректором. Я предполагаю, что это - не только наши либералы, но и националисты бывшей Украины и те, кто с ними контактирует. Идёт настоящая война внутри нашей страны, идеологическое противоборство, и либералы пытаются любой ценой скомпрометировать патриотов. Им позволяется говорить всё, а нам - нет.

Я считаю, что профессор Московского университета может и должен высказывать свою точку зрения. И мне кажется, отделять Университет от политики нельзя, тем более - Социологический факультет! Мы занимаемся обществом, мы не можем не выражать своего мнения к различного рода политическим процессам, которые происходят и в нашем обществе, и в мире. Как это - отрезать науку от общества? Я считаю, что гражданская позиция должна быть у каждого человека, тем более - у любого профессора Московского университета, особенно - профессора социологии.

- Правда ли, что вместо Дугина будет назначен Жириновский?

- Нет. Дело в том, что Владимир Жириновский работает на нашем факультете уже много лет на полставки, он иногда выступает, участвует в публикациях, он тоже занимается геополитической проблемой. Были разговоры и с ректором, и у нас на факультете - поднимался вопрос о возможности занятия им должности завкафедры. Но это возможно только в том случае, если действительно принимается категорическое решение о том, что Дугин уходит. Но я всё-таки Александру Гельевичу советовал не уходить из Университета, потому что всё меняется в этой жизни. Пока он является профессором на внебюджетной основе, это моя прерогатива, ректор к этому никакого отношения не имеет, это было решение моё личное, а не ректора. А вот когда мы просим утвердить его на бюджетную должность - это компетенция ректора, и я здесь не решаю.

Нельзя позволять, чтобы нас размазывали! Я лично буду бороться до конца. Мне терять нечего, и я буду бороться за то, чтобы факультет сохранил то, что он наработал за многие годы.

Я думаю, что надо добиваться того, чтобы была восстановлена справедливость и правда. Он должен быть заведующим кафедрой в соответствии с решением большого учёного совета. Если этот вопрос решается, то все разговоры о Жириновском остаются только разговорами.

- То есть Садовничий, по сути, поддался давлению «Правого сектора»?

- Всё это выглядит так, что Дугина по политическим соображениям фактически отстраняют от должности заведующего кафедрой. При этом ректор должен действовать по закону, по уставу Московского государственного университета, который является Конституцией нашего ВУЗа. Если действовать по закону, причём здесь давление или недавление? А если руководство университета испытывает давление, подчиняется, значит, о чём это говорит? Значит, какие-то политические силы могут управлять университетом. Я считаю, это неправильно. МГУ всегда был национальным центром культуры, науки, образования и всегда играл огромную в политической жизни страны.

При этом различные политические силы пытаются давить не только на ректора, но и на отдельных профессоров, в надежде заткнуть им рот. Против меня шесть лет назад какая кампания была организована! Ведь потом уже поняли, что это была попытка снять меня с должности декана. Спецслужбы и Евросоюза, и Германии использовали до двух миллионов долларов для того, чтобы напустить на меня некоторых студентов, которые стали компрометировать наш факультет. Но в той борьбе мы устояли.

Сейчас снова поднимается вся эта муть, которая долгое время молчала. И опять начинают поливать факультет грязью. Я расцениваю все эти события, которые проходят сейчас вокруг факультета, Дугина и меня, как зачистку вообще факультета от патриотов, зачистку всех наших трудов, которые мы делали в поисках новой идеологии для России, в частности - консервативного характера. Идёт крупная политическая борьба в полном смысле этого слова. Я считаю, что наша страна, в частности - наше научное, интеллектуальное сообщество - должно знать об этом.

Нельзя позволять, чтобы нас размазывали! Я лично буду бороться до конца. Мне терять нечего, и я буду бороться за то, чтобы факультет сохранил то, что он наработал за многие годы. Я не хотел бы, чтобы факультет оказался в руках либералов и был создан плацдарм для того, чтобы в университете господствовала либеральная идеология. Я против этого. Это моё убеждение и я буду бороться за него так же, как Александр Гельевич.


Беседовала Наталья Макеева  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2544