ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2523
Победа Индийской народной партии - шаг к победе России
Военно-стратегический блок Индии с одним или даже несколькими соседями - это уже совершенно иной геополитический субъект   18 мая 2014, 14:00
 
Индийский океан имеет ключевое значение для переконфигурации геополитической картины XXI века - и сегодня России ничто не мешает усилить свое влияние в данном регионе

На завершившихся 12 мая многоэтапных всеобщих выборах в нижнюю палату парламента Индии (Лок Сабха) полную победу одержали консерваторы из Индийской народной партии (Бхаратия джаната парти). Это хороший знак для России. Победа бывшей оппозиционной партии, которую часто характеризуют как партию «индуистского национализма», является еще одним свидетельством того, что традиционализм в своем политическом выражении начал триумфальное наступление повсюду, меняя глобальные парадигмы. Либерализм должен исчезнуть с лица земли - его время вышло.

Время было упущено - в данный момент за контроль над наименее освоенным, с геополитической точки зрения, американцами Индийским океаном, помимо России, готовы сразится еще Евросоюз и Китай.

Кроме того, на парламентских выборах в Индии прекрасные результаты показала и региональная партия маратхов «Шив Сена», во многом продолжающая идеи Бала Ганандхара Тилака - первого лидера индийского движения за независимость, автора историко-филологических исследований текстов «Риг-веды». В Индии, да и в других регионах Евразии и Латинской Америки, начинается второй этап деколонизации, своего рода «глубинная деколонизация» - deep decolonization.

Последние события в Индии знаменательны и с точки зрения геополитики - именно контроль над Индийским океаном имеет решающее значение для геополитической структуры планеты в XXI веке. Располагаясь между Атлантическим и Тихим океанами, он является своего рода «срединным океаном», открывающим свободный доступ и дающим контроль как над Атлантикой, так и над азиатско-тихоокеанским регионом. Проблема подобного контроля особенно остро стоит именно перед Россией, ведь и Атлантика и тихоокеанский регион сегодня находятся под приоритетным контролем США.

После распада СССР Россия из сверхдержавы в одночасье превратилась в державу региональную. Ее статус и влияние начали понижаться, тогда как в Европе начала складываться геополитическая конфигурация в лице Европейского союза, а Китай принялся стремительно набирать обороты, становясь общепризнанным региональным лидером в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), практически на равных конкурируя с Японией. В какой-то момент, к концу 90-х, Россия чуть не утратила и «остатки былой роскоши» в виде статуса «региональной державы» - он был окончательно восстановлен лишь после августовских событий 2008 года в Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее время было упущено - в данный момент за контроль над наименее освоенным, с геополитической точки зрения, американцами Индийским океаном, помимо России, готовы сразится еще Евросоюз и Китай. И цена вопроса действительно высока.

Индийский океан расположен строго посередине между восточным побережьем Африки и тихоокеанской зоной, включающей в себя Новую Зеландию, Австралию, Новую Гвинею, Малайзию, Индонезию, Филиппины и Индокитай. Морской контроль над Индийским океаном является ключевой позицией для геополитического влияния сразу на три важнейших «больших пространства». В первую очередь, и это самое главное именно для России, доступ в Индийский океан дает возможность контроля над береговой зоной юга Евразии, в геополитике определяемой как «rimland». Это именно то пространство, которое входит в зону так называемых «евразийских Балкан», по определению американского геополитика Збигнева Бжезинского, - зону нестабильности и управляемого хаоса, с помощью которой американцы имеют заход на евразийский континент с юга. Перехват контроля над юго-евразийским римландом серьезно изменит ситуацию в пользу континентальной стратегии, а устранение прямого американского доступа туда (чему, несомненно, поспособствует правление «Бхаратия джаната парти») значительно успокоит и стабилизирует регион в целом.

К тому же из Индийского океана открывается свободный доступ к восточному побережью Африки, также являющемуся зоной нестабильности и разгула пиратства, что решит многие проблемы с безопасностью как в прибрежных водах, так и на востоке африканского континента в целом. Не говоря уже о доступе к странам Арабского мира, Персидскому заливу и Средиземному морю через Суэцкий канал.

Из всего этого вытекает обоснованное ключевое значение Индийского океана для переконфигурации геополитической картины XXI века с учетом возрастающего влияния ЕС, России и Китая. И здесь важнейшим моментом является геополитическая ориентация, собственно, самой Индии.

Индия является одним из последних крупных мировых центров силы, до сих пор еще не ангажированных ни одним из основных геополитических полюсов - ни Россией-Евразией, ни центром мирового атлантизма - США. Также неслучайно и то, что во времена двухполярного мира Индия находилась в авангарде Движения неприсоединения. Это государство, которое можно назвать континентом не только в географическом, но и в геополитическом смысле, в силу своих фундаментальных традиционалистских основ не признавало ни десакрализованный капиталистический мир, ни марксистский советский лагерь. Вот почему на протяжении всего XX века Индия оставалась некой «вещью в себе».

Индия является вожделенной мечтой атлантистов, на ее включение в береговую зону - «римланд» - ушли столетия напрасных усилий, однако она так и осталась континентальной державой. И именно поэтому Россия все еще имеет колоссальный шанс включить Индию в свою геополитическую орбиту.

До начала 1990-х годов нашим главным препятствием для стратегического сближения с Индией была материалистическая марксистская идеология бывшего СССР. И несмотря на то, что крах Советского Союза - это, безусловно, огромная трагедия для всех народов, которые входили в его состав, в последствиях этого крушения можно найти и отдельные позитивные моменты, одним из которых стал отказ от слепого следования марксистской догматике. Именно последнее обстоятельство открыло нам дорогу для теснейшего взаимодействия с Индией, которая продолжает весьма настороженно относиться к материалистическому выродившемуся Западу. Это важнейшее обстоятельство, основываясь на котором необходимо активизировать развитие отношений России и Индии. К сожалению, на протяжении последнего периода у нас просто «не доходили руки» до решения этого стратегически важного вопроса.

Можно даже сказать больше: положение России в мире будет зависеть от того, удастся ли нам привлечь на свою сторону Индию. В своем нынешнем «усеченном состоянии» - без Украины, Белоруссии, Казахстана - Российская Федерация может рассматриваться лишь в качестве региональной державы, хотя и крупной, обладающей ядерным оружием и колоссальными энергетическими ресурсами. Понятно, что речь не идет о включении Индии в состав России, как не идет речи об этом и в отношении стран СНГ. Континентальная Евразийская империя - это стратегический союз народов и государств, объединенных общим пространством, историей, экономическими и политическими интересами.

Для того, чтобы стремительно наверстать потери начала 1990-х, периода распада Советского блока, России просто жизненно необходимо включить в орбиту своего влияния такого «геополитического гиганта», как Индия. Вот почему нам выгоден стратегический альянс с этой страной-континентом во всех отраслях, начиная от атомной промышленности и энергетики и заканчивая выработкой общих геополитических решений. Возникновение такого альянса решило бы практически все наши геополитические проблемы. Во-первых, мы бы нарастили потенциал, в том числе материально-технический и военный, необходимый для того, чтобы стать полноценной континентальной империей. Во-вторых, от стратегического альянса с Индией Россия получает выход к теплым морям, за который, как известно из истории, билось не одно поколение русских людей.

Индия сама по себе континент, хотя сфера ее геополитического влияния ограничивается лишь Индостаном и небольшой зоной в Индийском океане. При этом надо учитывать, что индийская цивилизация не склонна к геополитической динамике и территориальной экспансии. Зато с уверенностью сегодня можно говорить о динамике технологической, развитии отраслей программного обеспечения и т. д. Все это способствует расширению торгово-экономических связей Индии, их выплескиванию за пределы государства.

Развивая свои собственные военные технологии, Индия остается крупнейшим импортером российского вооружения. К примеру, одним из условий вступления в военный блок НАТО является принятие вступающими странами натовского, то есть американского вооружения. И многие из бывших союзников СССР по военному блоку в той же Европе это условие, разумеется, приняли. Индия же последовательно остается привержена российскому стандарту вооружения, что не исключает возможности возникновения альтернативного атлантическому военному альянсу евразийского военного блока.

Если сотрудничество между Индией и Россией будет развиваться как должно, то не исключено, что очень скоро одни флаги в Индийском океане в одночасье сменятся на другие.

Конечно, России сегодня необходимо налаживать отношения и с Ираном, который так же является ключевым игроком в регионе, и с которым в советское время нормальные отношения были невозможны из-за того же марксизма. Однако нашему сближению с Ираном сейчас препятствует колоссальный прессинг со стороны США. Налаживая же отношения с Индией, мы, используя шахматную терминологию, бьем ферзем, выходя прямо к Индийскому океану. Одно только это обстоятельство многократно усиливает наше влияние в мире, делая Россию крупнейшим геополитическим игроком наравне с США, которые сегодня безальтернативно контролируют пространство Индийского океана.

Из установленного контроля американских военно-морских сил в Индийском океане следует, что все, связанное с этим регионом, включая морские торговые пути и военно-стратегические интересы прибрежных и островных государств, зависит от благосклонности Америки. Такое обстоятельство не может не тяготить индийское государство, фактически лишенное контроля над «своим» океаном. В то же время за всю свою историю Россия так и не получила заветного выхода к нему, что значительно ослабляет ее геополитический статус. Эта ситуация не может устраивать ни Индию, ни Россию, крупнейшие державы, лишенные морского влияния в ключевом для себя регионе.

В этой связи в качественно ином свете выглядит история с авианосцем «Адмирал Горшков», который Россия в начале 2000-х поставила Индии, а чуть позже предоставила для него современные истребители палубной авиации. 16 ноября 2013 года авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», прошедший глубокую модернизацию в Северодвинске, и отныне носящий имя «Викрамадитья», был передан ВМС Индии. В ситуации, когда сама Россия остро нуждается в кораблях такого класса, данная сделка была с самого начала воспринята достаточно неоднозначно - многие российские эксперты прокомментировали это событие как акт добровольного разоружения, ослабления наших морских стратегических позиций.

Однако понятно, что для того, чтобы проводить самостоятельную, не зависимую от США политику в Индийском океане, необходимо иметь паритет вооружений, военные базы, оснащенные крупными авианесущими крейсерами. В то же время столь же очевидно, что США прилагают и впредь будут прилагать все усилия для того, чтобы не дать России создать военные базы на южном побережье Евразии. Допустить это - означает для США потерять или уступить часть контроля над регионом.

Совсем другое дело, когда сама Индия создает в «своем океане» свою военно-морскую базу или пускает в плавание свой авианосец. Это хоть и может вызвать недовольство Запада, но все же, в отличие от России, Индия имеет на это полное моральное право.

Известно, что Индия не склонна к серьезным геополитическим экспансиям. Но зачем тогда государству, не склонному к геополитической динамике и территориальной экспансии нужен авианесущий флот? Индия по определению не может стать державой, претендующей на звание мировой. Для этого ей нужно значительно, как минимум в два раза, увеличить свою территорию. Представить, что Индия осуществит это путем военной экспансии на соседние территории достаточно сложно. Но есть еще одна возможность - военно-стратегический блок с одним или даже несколькими соседями. Такой блок - это уже совершенно иной геополитический субъект, и уж ему-то точно понадобится авианесущий флот в Индийском океане.

В общем, если сотрудничество между Индией и Россией будет развиваться как должно, то не исключено, что очень скоро одни флаги в Индийском океане в одночасье сменятся на другие. Решающее геополитическое противостояние, которое должно предопределить картину будущего мира, будет разворачиваться именно на этом пространстве.

Достаточно очевидно, что правление «Бхаратия джаната парти» лишь приблизит развитие событий по описанному сценарию. Президент России Владимир Путин уже поздравил нового премьер-министра Индии Нарендру Моди с победой «Бхаратия Джаната Парти» на выборах. В поздравительной телеграмме глава российского государства высоко оценил традиционно дружественные отношения России и Индии, в основе которых лежит Декларация о стратегическом партнерстве, подписанная во время прошлого пребывания «Бхаратия Джаната Парти» у власти. Именно эта Декларация, принятая 3 октября 2000 года в Дели в ходе государственного визита Путина в Индию, определила развитие взаимодействия двух стран на годы вперед. В сегодняшнем поздравлении Нарендре Моди Владимир Путин выразил уверенность в том, что России и Индии сообща удастся приумножить достижения предыдущего периода.


Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз, кандидат в члены Общественной палаты РФ  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2523