ЕВРАЗИЯ | http://evrazia.org/article/2454 | ||||
Эпоха Сталина: большой национализм и русский социализм
Идеология как система взглядов и идей распространяется не только на настоящее и будущее, но и на прошлое: российская государственность не имеет права отвергать сталинский период Прошедшая в Ростове-на-Дону конференция поставила перед патриотически мыслящими людьми актуальные вопросы идеологии. Такие вопросы, как русский социализм и большой национализм. Надо помнить, что идеология - это не только настоящее и будущее, это еще и прошлое. В связи с этим стоит вспомнить слова Александра Дугина о том, что нам необходима своя интерпретация русской истории. Другие патриотические мыслители и философы нашего времени, например, Андрей Фурсов, и другие участники Изборского клуба, понимают необходимость почвенной интерпретации русской истории. В известном смысле Сталин не был марксистом. Его политику можно характеризовать как мобилизационный национал-большевизм.
К фундаментальному вопросу русской истории относится и эпоха Сталина. Величие и масштаб личности Сталина не вызывают сомнений, однако оценки этой личности разнятся и бывают полярно противоположны. Мы, в свою очередь, хотели бы разобраться в вопросе соотношения сталинской эпохи, идеологии большого национализма и русского социализма. Для этого предлагаем взять за основу текст - «Манифест Большого Национализма» - и его основные тезисы. 1). Суверенитет, независимость, территориальная целостность России. Эпоха Сталина началась с отказа от идеи Мировой Социалистической Революции. Эта идея многими интерпретировалась, надо сказать, не без основания, как план по превращению России и русских в вязанку хвороста в костре Мировой Революции. Сталинский курс в этом смысле был полярно противоположным послереволюционному курсу СССР. Целью было строительство сильного централизованного государства. Целостность и суверенитет России были главными идейными положениями советского государства при Сталине. Как говорил теоретик национал-большевизма Николай Устрялов: «Вера в "Великую Россию" есть прежде всего вера в русское государство. Иначе говоря, "Великою" Россия может быть лишь в качестве государства». Сталин в известном смысле олицетворял собой государство. Вся его деятельность являла собой последовательное укрепление государства и борьбу с его врагами. 2). Представление о русском народе как базовой ценности. Сохранение русского народа, его культуры, традиций, идентичности - обязательные условия существования русского государства. Нерусская Россия нам не нужна.
После пролеткульта 20-х годов и политического курса на интернационализм эпоха Сталина являла собой перемену в сторону русской традиции. В программу школ вернулась классическая русская литература. Именами героев русской истории называли высшие государственные награды.
Отношение Сталина к русскому народу наиболее хорошо видно из слов речи, произнесенной в честь Победы. Как известно, лидеры государств наиболее искренни в моменты побед и поражений. Итак, Сталин сказал буквально следующее: «Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза». Эта позиция не только диаметрально противоположна позиции ленинской гвардии, против которой Сталин начал планомерную чистку. Она сильно отличается от позиций других советских лидеров, кроме, пожалуй, Брежнева.
В известном смысле Сталин не был марксистом. Его политику можно характеризовать как мобилизационный национал-большевизм. Вопросы индустриализации, которые на первый взгляд противоречили существованию консервативного русского мира, были насущными и необходимыми. Повестка дня была такова: либо Россия в обличье СССР создаст современную военную промышленность, либо русский народ и остальные народы СССР подвергнутся уничтожению руками врага. В этой связи модернизацию Сталина можно рассматривать как успешную попытку «оседлать тигра» (по Юлиусу Эволе). Понимая модернизацию как необходимость, Сталин дал толчок к созданию промышленности, необходимой для победы в войне с враждебной нам западной силой. Эта созданная в форсированные сроки индустрия дала возможность России-Евразии сохранить свою целостность и, главное, все этносы, которые населяли ее просторы.
В послевоенные годы создание ядерного проекта создало задел, на котором до сих пор зиждется суверенитет и целостность России. Все это - и Победа, и ядерное оружие - наследие эпохи Сталина. Леонид Савин в своей статье 3). Понимание русского мира как уникальной цивилизации, способной не только развиваться самостоятельно без учительства извне, но и самой предложить глобальный альтернативный проект для всего человечества. Сергей Кара-Мурза в своей работе «Советская Цивилизация» отмечает следующее «Один из деятелей евразийства, Устрялов, вернувшийся в СССР, в своих записках удивляется тому, что Сталин периодически отмежевывается от евразийцев, в то время как они говорят по сути то же самое, что сам Сталин». В Сталинскую эпоху был взят курс на строительство имперской культуры, это было хорошо видно не только на примере сталинского ампира, но и на ставке на русскую классику и в целом русскую культуру, которая была возрождена в рамках советского проекта. Борьба с космополитизмом и термин «советский патриотизм» возникли именно в эпоху Сталина. Отношения с Русской Православной Церковью изменили свой вектор. О последнем свидетельствуют сам факт восстановления Сталиным института патриаршества и в целом восстановление позиций Русской Православной Церкви. Архиепископ Лука писал о Сталине буквально следующее: «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину». Геополитика Сталина была однозначно правильной и триумфальной. Советское государство за время правления Сталина вышло на небывалые до того высоты. Половина мира была в советской зоне влияния, СССР после отказа от идеи мировой революции продолжал быть частью русской мессианской истории. Андрей Фурсов в своей работе Критика Сталина, которую мы слышим от российских национал-сепаратистов и либералов, поразительным образом вторит тому, что говорят и пишут о Сталине наши главные геополитические враги. Примерно то же они пишут об Иване Грозном, да и о любом сильном русском государственнике. Здесь дело не в личности, а в ненависти к самой России и факту ее существования, поэтому те, кто ненавидят Россию, всегда ненавидели, ненавидят и будут ненавидеть всех сильных русских руководителей. Такой же критике сейчас подвергается и Владимир Путин, и это вписывается в общую концепцию информационной войны против России, часть которой направленна на современность, а часть обращена в прошлое - в нашу Историю. Удары по Победе и ее Верховному Главнокомандующему - это удары по нашему будущему, так как у народов, у которых нет прошлого, нет и будущего. Достаточно очевидно, что критика Сталина и сталинизма неоднородна. Есть те, кто ненавидит Сталина именно за то, что он отстоял Россию как страну и как цивилизацию. Это, в основном, уже упомянутые национал-сепаратисты и либералы, - они являются по сути «пятой колонной» нашего геополитического противника и проводят в наше общество его точку зрения. Но есть и те, кто критикуют Сталина за чрезмерную, по их мнению, жестокость. Как правило, эта вторая категория разделяет точку зрения о том, что Россия должна хранить свою территориальную целостность и самобытность, однако им кажется, что индустриализация и коллективизация были неадекватно жестокими. Ясность здесь может внести только одно - понимание мобилизационной сути сталинского проекта, понимание того, что мы проделали в сжатые сроки титаническую работу, и что без этой работы нас сейчас бы не было. Вопрос о цене легко ставить после события, но, когда стоит вопрос о спасении страны, совершенно невозможно руководствоваться морализаторскими категориями. Еще важно отметить, что количество жертв репрессий и коллективизации постоянно завышается - причем в десятки раз - либеральными писателями, публицистами и «учеными историками» всех мастей. Это и есть пример переписывания истории. Метафизический аспект сталинской эпохи заключается в том, что это была эпоха рывка, эпоха сплочения масс и эпоха возрождения русского имперского проекта. Можно говорить о возрождении идеи «Москва - Третий Рим».
Важно отметить тот факт, что разрушение русской общины было начато земельной реформой Петра Столыпина и подхвачено ленинской гвардией, которая делала ставку на определенную модернизацию русского народа. Сталинская мобилизационная коллективизация была крайней мерой, учитывая необходимость обеспечения продовольственной безопасности страны в военное время. Следующий вопрос, которой стоит рассмотреть, это вопрос социальной справедливости. Категория справедливости есть фундаментальная категория русской культуры и истории. Справедливость для русского человека важнее свободы. Для русской цивилизации и русского сознания эта категория всегда была основной, так как русское сознание базировалось на идеях Православия, из основ которого следует необходимость справедливого построения жизни. В этом смысле советскую экономическую модель можно рассматривать как выражение чаяний большинства, хотя и облаченную в чуждую русскому народу марксистскую риторику. Стоит отметить, что именно марксистская составляющая советского проекта и была его слабым звеном. Построение русского социализма в СССР было начато в сталинскую эпоху, но не было проведено последовательно; во многом война и необходимость скорейшей подготовки к ней была фактором, который не дал в полной мере реализовать социальный проект. Но и то, что было сделано, было своевременно и необходимо. Жесткая борьба с коррупцией и ориентация на справедливое распределение были главными ориентирами. Послевоенное снижение цен вписывалось в эти тенденции. Однако стоит отметить, что русский социализм нам еще предстоит построить, и хотя советский опыт нам будет чрезвычайно полезен, нельзя ни в коем случае допускать слепого копирования. Метафизический аспект сталинской эпохи заключается в том, что это была эпоха рывка, эпоха сплочения масс и эпоха возрождения русского имперского проекта. Можно говорить о возрождении идеи, впервые высказанной старцем Филофеем: «Москва - Третий Рим». Это очень четко прослеживалось и в архитектуре, и в искусстве, и даже в таких фильмах-манифестах, как «Иван Грозный». Воссоздание соборного проекта в рамках сильной государственности было реализовано в кратчайшие сроки с последовательностью и волей, которая была необходима для их воплощения. Имперская эсхатология присутствовала в империи Сталина, строившего по сути Державу, которая воплощала в себе глобальную мессианскую альтернативу перед лицом западной буржуазной экспансии. Пиком русского мессианства и главным его проявлением стала победа в Великой Отечественной Войне, победа не только военная, но и сакральная. Победа, как категория мысли, стала частью нашей культуры, одним из несущих креплений нашего общества. Наш народ абсолютно верно трактует Победу в войне, как победу добра над злом, света над тьмой. Вера в победу является одной из духовных и цивилизационных скреп нашего общества. Именно поэтому осквернить и очернить, оболгать эту скрепу, а вместе с ней и всю нашу Родину стремятся наши противники. Говоря о послевоенном СССР в контексте мировой истории, мы осознаем, что все угнетенные Западом народы видели надежду и спасение в Стране Советов. Как указал профессор Александр Дугин в своей лекции «Структурная социология русского общества», царь-богатырь Волотомон Волотомонович из стиха о «Голубиной книге» является образцовым фольклорно-мифологическим олицетворением фигуры Русского Большого Человека. Эта таинственная фигура - часть русского сознания, одна из ее констант. Сталин был, безусловно, воплощение этой фигуры. Миф о Сталине и реальный Сталин сплелись воедино, образуя собой образ Волотомона. Евразийский художник Алексей Беляев-Гинтовт При интерпретации нашей истории необходимо помнить о ее фундаментальных составляющих, незыблемых колоннах, на которых покоится русский исторический мир. Удары по этим колоннам чреваты разрушением не только прошлого, но и настоящего и будущего русской государственности. Эпоха Сталина, безусловно, одна из таких колонн. Нам нужна своя трактовка Сталинской эпохи в контексте русской истории. Нам нужен диалог об этой эпохе, но диалог между государственниками и патриотами - нельзя разрешать тем, кто ненавидит Россию, клеветать на нашу историю. Говоря о положительной и спасительной, по нашему мнению, роли Иосифа Сталина в контексте русской истории и соотнося его деяния с большим национализмом и русским социализмом, надо отметить, что диалог о русской истории должен вестись постоянно, нельзя принимать навязанных с Запада концепций, необходимо создавать свои. Антон Брюков
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2454 |