ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2414
Американо-иранская дружба: геополитический прогноз
Если будет реализован такой сценарий, Иран станет проводить в регионе американскую политику, позволив Штатам сэкономить на военном присутствии, которое им в настоящий момент становится не по силам   11 ноября 2013, 14:00
 
Согласно мнению экспертов, Соединенные Штаты вполне серьезно взялись за реализацию проекта по возведению Ирана в статус проводника своей политики на Ближнем Востоке и в Азии

В Женеве завершился очередной раунд переговоров по иранской ядерной программе. Сторонам предсказуемо не удалось прийти к консенсусу. Сообщалось, что Иран готов приостановить обогащение до 20% в обмен на снятие всех банковских и нефтяных санкций. США же настаивают только на смягчении санкций, запрещающих продавать Ирану золото и другие драгоценные металлы.

Мероприятие прошло достаточно рутинно. В пятницу, 8 ноября, в Женеву прибыли глава МИД Франции Лоран Фабиус и Германии Гвидо Вестервелле. Они провели рабочие встречи с координатором «шестерки» по переговорам с Ираном, верховным представителем ЕС по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.

В последнее время Франция проводит крайне агрессивную политику на Ближнем Востоке, что показали недавние события в Ливии и Сирии. Являясь сателлитом США, французское правительство превосходит патрона в агрессивности.

«Шестерка» включает Россию, США, Китай, Британию, Францию и Германию. Вначале в Женеву прибыли главы внешнеполитических ведомств четырех западных стран. В субботу, 9 ноября, на переговоры прилетел глава российского МИД Сергей Лавров и представительная китайская делегация.

Еще в ходе переговоров глава МИД Ирана Джавад Зариф выразил сомнения, что в субботу будет подписано соглашение с «шестеркой» по иранской ядерной программе. У глав МИД Франции и Великобритании также отсутствовала уверенность в успехе переговоров, о чем они заявили в интервью СМИ.

Как сообщалось в СМИ, достижение соглашения по вопросу иранской ядерной программы осложняет позиция Парижа. Французская сторона настаивала на более жестких условиях, чем Штаты и постоянные члены Совбеза. В последнее время Франция проводит крайне агрессивную политику на Ближнем Востоке, что показали недавние события в Ливии и Сирии. Являясь сателлитом США, французское правительство превосходит своего патрона в агрессивности. Существует точка зрения, что Франция, имевшая когда-то колонии на Ближнем Востоке, не желает терять контроль над этим регионом. В любом случае, Франция может преследовать собственные интересы помимо США.

В воскресенье президент Исламской Республики Хасан Роухани, известный как умеренная политическая фигура, заявил, что Иран продолжит реализовывать свою атомную программу вопреки угрозам «мирового сообщества»: «Мы заявили партнерами по переговорам, что не подчинимся никаким угрозам: ни угрозам санкций, ни угрозам унижений, ни угрозам дискриминации. Исламская Республика не склоняет и не склонит голову перед лицом угроз со стороны каких-либо властей». Выступление иранского президента поставило точку в очередном раунде переговоров, но вопрос, безусловно, не снят с повестки международной политики.

Стремление Ирана обогащать уран давно не дает покоя западным странам. Считается, что у Запада существуют опасения, что Исламская Республика может обогащать уран до состояния, необходимого для создания ядерного оружия. На самом деле в ближайшей перспективе Тегеран не может создать оружия, реально угрожающего западным странам, владеющим ядерными технологиями последнего поколения. Вопрос в другом: способность работать с атомными технологиями сразу же выводит государство на более высокий уровень технологического могущества, что, безусловно, не соответствует интересам Запада в регионе.

Присутствовавший на переговорах Сергей Лавров заявил, что в интересах России препятствовать давлению на Иран с помощью санкций. При этом наша страна, так же как и международное сообщество, считает необходимым снимать риски, существующие для нераспространения ядерного оружия. Россия продолжает занимать осторожную позицию на международной арене, притом, что именно она помогала Ирану со строительством АЭС в Бушере.

Нельзя не отметить, что с некоторых пор риторика западных стран, в особенности США, по отношению к Ирану поменялась. Еще около двух лет назад постоянно велись разговоры о необходимости военного вторжения на территорию этой страны, и Великобритания в определенный момент была готова к атаке.

С приходом на пост президента Хасана Рухани, позиционирующего себя как умеренного политика, Штаты начали «политику разрядки» в отношении Ирана. В сентябре лидеры двух стран впервые за многие годы провели телефонные переговоры, в ходе которых выступили за мирное разрешение разногласий. Надо сказать, что США предлагали прямую встречу президентов, от которой в итоге отказался Иран. При этом представители президента США подчеркнули, что «оставили дверь открытой» для дальнейшего диалога с иранцами. Затем замминистра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи встретился с заместителем госсекретаря США Уэнди Шерман для обсуждения ядерной программы.

В настоящее время США последовательно переходят от концепции мирового господства к более мягкой политике глобального лидерства, в которой большая роль будет отводиться региональным структурам управления.

Такая перемена в политике США заслуживает безусловного внимания и может иметь двоякое объяснение. С одной стороны, США так и не удалось развязать военную агрессию против Сирии. Поэтому конфликт с Ираном в ближайшей перспективе не представляется возможным. С другой - возможна переориентация Штатов в рамках ближневосточной политики с Саудовской Аравии и Израиля на Иран.

Как считает историк и политолог Андрей Фурсов, в настоящее время США уходят с Ближнего Востока, оставляя после себя хаос исламистских революций. При таком раскладе проект «Израиль», выполнявший роль «авианосца» США на территории Ближнего Востока, теряет свой смысл. Возможно, что США в скором времени «сдадут» это государство, и это поможет замириться с Ираном. Не исключено, что и в Саудовской Аравии Штаты в скором времени перестанут нуждаться. Тем более, что американцы получили доступ к дешевой ливийской нефти.

Если будет реализован такой сценарий, Иран станет проводить в регионе американскую политику, позволив Штатам сэкономить на военном присутствии, которое им в настоящий момент становится не по силам. Тот факт, что шиитский Иран принадлежит к иной цивилизации, нежели окружающие его арабские суннитские государства, способен сделать его сильнейшим раздражителем для соседей.

Вот что писал ведущий американский геополитик Збигнев Бжезинский в книге «Выбор: мировое господство или глобальное лидерство»: «Положение во всем этом регионе, экспортирующем энергетическое сырье, было бы стабильнее, если бы его географический центр, Иран, вновь интегрировался бы в мировое сообщество, а иранское общество возобновило бы движение в направлении модернизации. Но этого не произойдет, доколе Соединенные Штаты не отступятся от намерения изолировать Иран. … Как только догматическая власть, установленная аятоллой Рухоллой Хомейни, исчерпает свой потенциал, и иранские светские элиты почувствуют, что Запад отводит Ирану конструктивную роль в регионе, Иран может очутиться на пути к успешной модернизации и демократизации». Похоже, что рекомендации Бжезинского в отношении к Ирану начали выполняться.

В настоящее время США последовательно переходят от концепции мирового господства к более мягкой политике глобального лидерства, в которой большая роль будет отводиться региональным структурам управления. В частности, особенный упор на регионализм делает американский геополитик Параг Ханна в книге «Как управлять миром». Таким образом, Иран является потенциальной кандидатурой на роль регионального наместника западной гегемонии.

Безусловно, трехтысячелетняя иранская цивилизация заслуживает лучшей участи. Иран - давний союзник нашей страны в ближневосточном регионе. В настоящее время Россия в своей внешней политике придерживается курса на построение и укрепление многополярного мира. К сожалению, этот принцип по большей части продолжает оставаться декларативным. Ситуация с Ираном дает прекрасный шанс на практике продемонстрировать принцип многополярности. Нам нужно вести диалог напрямую с Ираном, а не заслоняться от иранской проблемы отжившими международными структурами под эгидой наиболее агрессивных западных стран. Россия должна поддержать иранскую ядерную программу, которая поможет этому государству сохранить свой политический и технологический суверенитет. Тогда Иран продолжит оставаться сильным региональным партнером России, с которым принято считаться. В противном случае инициатива на Ближнем Востоке будет окончательно перехвачена США.


Анастасия Ковалёва  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2414