ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/238
Слава России?
Непривычные комплименты - это недвусмысленный сигнал, который американская элита посылает русскому политическому классу накануне важнейших перестановок в Кремле   20 декабря 2007, 12:02
 
Почему американцы назвали Путина «человеком года»

Putins Time

 

Журнал «Тайм» - одно из наиболее влиятельных информационных и аналитических изданий США, - присудил звание «человек года» Владимиру Путину – с формулировкой «за укрепление стабильности и повышение роли России в мире». В борьбе за этот титул с президентом России «соревновались» бывший вице-президент США и лауреат Нобелевской премии Альберт Гор, председатель КНР Ху Цзиньтао и создательница «Гарри Поттера» Джоан Роулинг.

 

Америка может «договориться» с любой Россией – даже с использующей суверенную и националистическую риторику. Но с альтернативной, альтерглобалистской империей Левиафану придется не «договариваться», а как минимум считаться.

Журнал отмечает, что российский лидер покидает президентский пост на взлете своей политической карьеры. «Во внутренней политике он обеспечил свое политическое будущее, а во внешней политике - расширил влияние на положение дел на международной арене, пусть и не всегда благотворное», - подчеркивает «Тайм». Заметим, что за 84-летнюю историю журнала «людьми года» были признаны лишь двое русских – Юрий Андропов (разделивший «титул» с Рональдом Рейганом в разгар «холодной войны» - в 1983 году) и «миротворец» Михаил Горбачев (в 1989 году).

 

В декабрьском номере «Тайма» также опубликовано обширное интервью Путина этому изданию – с переводом которого можно ознакомиться на официальном сайте президента. Однако интерес вызывает не только прямая речь российского лидера, но и предпосланные этому интервью редакционные статьи, демонстрирующие существенную корректировку отношения американского истеблишмента к России. Оба материала имеют характерные заголовки – Tsar is born и “Choosing order before freedom”.

 

Один из весьма важных пассажей стоит того, чтобы его процитировать практически без купюр:

 

«Практически на всем протяжении XX столетия Советский Союз отбрасывал зловещую тень на весь мир. Это был «темный двойник» Соединенных Штатов… После падения Берлинской стены Россия исчезла из американского сознания… Она потеряла свое место в великой геополитической игре, ее казалось ничтожным не только в сравнении с США, но и растущими гигантами – Китаем и Индией. Такая точка зрения всегда была наивной.

 

Россия – крупнейшее государство мира, оно соприкасается с Китаем на протяжении 4200 километров, значительная и беспокойная часть ее населения исповедует ислам. Россия располагает самым большим в мире объемом запасов оружия массового уничтожения и смертоносным ядерным арсеналом. Россия занимает второе после Саудовской Аравии место в мире по добыче нефти. Россия – непременный участник всех перипетий ближневосточной политики. И если Россия преуспевает в том, чтобы стать суверенным государством (дословно - nation-state, «государство-нация») в семье наций мира, то большей частью этого успеха она обязана одному человеку – Владимиру Владимировичу Путину».

 

Еще одна важная деталь – авторы статьи не сомневаются в том, что Дмитрий Медведев, став президентом, останется номинальной фигурой, в то время как реальная полнота власти останется в руках Путина. Дословно это звучит так:

 

«В действительности, назначив преемником лояльного экс-главу администрации президента (а ныне вице-премьера) Дмитрия Медведева, Путин безусловно остается высшим лидером, хозяином судьбы России, - России, которая позволит ему завершить начатое дело».

 

Очень приятно, царь!

 

Несмотря на комплиментарный (хотя и несколько опасливый) тон статьи, трудно предположить, что такой своеобразный новогодний подарок Путину был инспирирован кем-то из окружения российского президента, и вообще - что инициатива сделать «русского царя» человеком года исходила из России.

 

Скорее, это недвусмысленный сигнал, который американская элита посылает русскому политическому классу накануне важнейших перестановок в Кремле. Грубо говоря, «мессидж» Вашингтона звучит так: «Дорогие русские партнеры! Благодаря вашему лидеру, вы начинаете возвращать себе утерянный статус (и мы если не смиримся с этим, то будем иметь в виду). И пусть у мистера Путина несколько иное представление о демократии, вы становитесь серьезным государством-нацией, и мы не будем забывать о том, что в мировой политике присутствуете вы и ваш «царь».

 

Напомним, что неделю назад из-за океана пришло еще одно весьма любопытное послание – обнародование сборника докладов ведущих американских «кремленологов» (экспертов по российской власти, представляющих основные аналитические сети и зачастую связанные с разведслужбами и военно-политической элитой). Как известно, наибольший фурор вызвали футурологические выкладки Эндрю Качинса – директора российских и евразийских программ Вашингтонского центра стратегических и международных исследований.

 

Правда, российские СМИ обратили внимание на самый скандальный аспект доклада (по одному из сценариев 7 января 2008 года Владимир Путин будет убит, после чего к власти придут силовики и их ставленник Владимир Якунин), но упустили из виду собственно сам смысл исследования, - на который обратил внимание Александр Дугин (слушай, например, программу «Русская вещь» на радиостанции «Русская служба новостей» от 15 декабря).

 

Четвертый элемент

 

В той части доклада, которая была «вброшена» в СМИ, Качинс говорит о том, что российской элите можно выделить три группы – либеральных интернационалистов (liberal internationalists), нелиберальных, или точнее резко антилиберальных националистов (illiberal nationalists) и либеральных националистов (liberal nationalists). Как нетрудно догадаться, «либерально-интернационалистский» тренд представляется Качинсу наиболее приемлемым.

 

Но он отдает себе отчет в том, что в ближайшее время приход к власти западнических сил абсолютно нереален: по одному из прогнозов, либеральный реванш произойдет в 2014-2016 годах, после обвала цен на нефть и падения режима нелиберальных националистов. Последние – это однозначные «мистеры Зло», но по мнению Качинса, даже при гипотетическом «режиме ПатрушеваСечинаИвановаЯкунина», российская экономика и политическая система будут прогрессировать. Следовательно, Штатам необходимо будет искать общие точки соприкосновения и с «диктаторами». Такой точкой может стать, в первую очередь, «борьба с радикальным исламизмом».

 

Наиболее реалистичный вариант, с точки зрения Качинса – то, что мэйнстримом российской политики станет либеральный национализм - к представителям которого кремленолог относит Медведева и Нарышкина. Такая пост-путинская Россия - государство-нация, ведущее самостоятельный «эгоистичный» курс, и во главе которого стоят хоть и не прямые агенты влияния (как это было в 90-х), но достаточно умеренные и договороспособные лидеры, исходящие из интересов собственного бизнеса.

 

Именно такой России и адресован панегирик передовицы «Тайма». Растущей мощи нашей страны воздают должное, но при этом, заметим, противопоставляют ее другим евразийским гигантам – Индии и Китаю. Да и в арабский мир Россия в представлении авторов скорее «вмешивается», нежели сотрудничает с ним.

 

Александр Дугин отмечает, что экспертам аналитических центров Международного евразийского движения удалось ознакомиться с полным текстом доклада Качинса (в том числе, с той частью, которая не была растиражирована масс-медиа), и восполнить пробел в представленной кремленологом схеме.

 

Теперь перед нами предстает симметричный расклад:

 

либеральные интернационалисты         –                нелиберальные националисты

либеральные националисты                     –                нелиберальные интернационалисты

 

Четвертый элемент, о котором г-н Качинс предпочел не распространяться – это пока еще не оформившаяся, но потенциально опасная группа лидеров – государственников и приверженцев имперской идеи («антилибералы»), но при этом не склонных к узкоэтническому шовинизму («интернационалисты»), и не ставящим курс страны в зависимость от интересов сырьевых монополий.

 

Кремленологи признают, что приход к власти носителей геополитического мышления – худший сценарий, даже в сравнении с падением России в пучину политического хаоса. Причина проста – боязнь появления на евразийском материке антиамериканского блока континентальных государств, прообраз которого уже сейчас можно увидеть в Шанхайской организации сотрудничества и в альянсах, возникающих на базе СНГ.

 

Америка, эта последняя империя современного мира, может «договориться» с любой Россией – не только «демократической», но даже и использующей суверенную и националистическую риторику. Во всяком случае, пока наша страна остается nation-state – государством-нацией. Русский медведь, пусть и нагулявший вес, но лишенный союзников, вряд ли выстоять против атлантистского Левиафана. Но с альтернативной, альтерглобалистской империей Левиафану придется не «договариваться», а как минимум считаться.


Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/238