ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2379
Космодром «Восточный» - жизненная необходимость
Можно посоветовать Дмитрию Рогозину искать главных саботажников строительства космодрома «Восточный» в Минфине   1 октября 2013, 09:00
 
Строительство космодрома «Восточный» является не просто важным и нужным, но становится вопросом существования российской космонавтики вообще

Ситуация вокруг нового космодрома «Восточный» в Амурской области, которая еще пару лет казалась вполне радужной, летом 2013 года стала представляться угрожающей. В конце июля 2013 года стало известно, что Министерство финансов РФ планирует урезать финансирование «Роскосмоса» на 63,5 млрд. рублей: в 2014 году - на 10,7 млрд., в 2015 году - на 12,7 млрд. рублей, в 2016 году - на 40 млрд. рублей. Между тем, в 2013 году бюджет «Роскосмоса» составлял 167,6 млрд. рублей, то есть финансирование Федерального космического агентства предложено за трехлетие сократить на 37,8%. Понятно, что в этом случае «под нож» пойдут многие проекты: новые космические корабли, новые ракеты-носители и новый космодром.

Если сейчас речь идет о затягивании сроков строительства, то после принятия минфиновского секвестра космодром может быть вообще не достроен.

Это вовсе не прогноз, но, можно сказать, свершившийся факт. Ведь если финансирование будет урезано таким образом, то не будет достроена даже первая очередь космодрома, поскольку, по словам первого зампреда комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева, для ввода в срок в 2015 году этой самой первой очереди не хватает более 20 млрд рублей. Строительство уже сейчас заметно тормозится, что вызвало большое недовольство вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, который заявил: «Любое отклонение от сроков буду расценивать как саботаж». Что же, можно посоветовать Рогозину искать главных саботажников строительства космодрома в Минфине. Если сейчас речь идет о затягивании сроков строительства, то после принятия минфиновского секвестра космодром может быть вообще не достроен или, как минимум, окажется непригодным для выполнения первоначальных планов по запуску модернизированных РН «Союз».

Минфин РФ, очевидно, надеется, что «Роскосмос» выживет за счет запусков с космодрома Байконур в Казахстане. Действительно, по оценке главы «Казкосмоса» Талгата Мусабаева, от проведения около 40 запусков в год «Роскосмос» получает доходы в размере примерно 1 млрд. долларов. Однако, расходы на аренду космодрома составляют около 3,5 млрд. рублей (115 млн. долларов), около 1,5 млрд. рублей тратится на поддержание объектов космодрома, а также 1,16 млрд. рублей расходуется на плату в бюджет города Байконур. Итого, себестоимость только аренды и содержания космодрома составляет около 200 млн. долларов, и прибыль от запусков оценивается в 800 млн. долларов (24 млрд. рублей). Эта прибыль не закроет дыры в бюджете «Роскосмоса», которую проделает финансовый секвестр.

Однако, финансовые проблемы - это далеко не единственная проблема. В Казахстане все шире идет кампания за то, чтобы установить казахстанский суверенитет над космодромом и городом Байконур, которые по условиям соглашения об аренде обладают экстерриториальным статусом. Казахстан уже начал постепенное вхождение на космодром - в феврале 2013 года на высшем уровне было достигнуто соглашение, что условия аренды будут пересмотрены, объекты инфраструктуры будут поэтапно передаваться (в частности, речь зашла о покупке стартового комплекса «Зенит», управляемого компанией «Международные космические услуги»), а совместная эксплуатация космодрома будет постепенно налаживаться.

Это неизбежно приведет к сокращению доходов «Роскосмоса» от запусков, поскольку в этом случае придется делиться с казахстанской стороной. По оценкам, после выполнения новых договоренностей прибыль от байконурских запусков сократится до 400-500 млн. долларов в год.

Более того, в Казахстане после недавнего неудачного запуска РН «Протон» нарастает кампания о полном запрете запусков ракет на паре несимметричный диметилгидразин - тетраоксид азота, как очень токсичной, и полном переходе на пару керосин - кислород. Эта кампания пока что не набрала широких масштабов, но понятно, что она не остановится.

Но и это еще не все. Казахстан присматривается к Украине как возможному партнеру в производстве ракет-носителей. Украина также имеет достаточно мощный космический комплекс, в частности, производство РН «Зенит», и для нее сотрудничество с Казахстаном очень выгодно. Председатель Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев заявил, что Украина очень заинтересована в создании ракетного комплекса «Байтерек» на базе РН «Зенит» (ранее предполагалось создать на базе российской РН «Ангара»).

Пока тихо и гладко, однако уже складываются предпосылки к политическому решению по Байконуру. Казахстан через некоторое время вполне может довести до нужной кондиции схему сотрудничества по ракетам-носителям с Украиной, и на основе этого сотрудничества с Украиной получить большую степень независимости в сотрудничестве с другими странами, в частности с европейскими и азиатскими заказчиками запусков. После этого казахстанское руководство может собрать все претензии в адрес «Роскосмоса», коих накопилось немало, и просто выдворить россиян с космодрома или, по крайней мере, добиться больших уступок со стороны «Роскомоса», для которого Байконур - главная площадка для коммерческих запусков. Это перспектива примерно 3-5 лет.

Если в 1990-е годы «Роскосмос» еще мог выживать за счет коммерческих запусков, то в будущем, скорее всего, эта возможность для него будет закрыта.

Следует еще учитывать политический фактор. Сейчас, в силу того, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев настроен на сотрудничество с Россией, попытки перевести Байконур полностью под казахстанский суверенитет не получают широкого развития. Однако, как утверждают некоторые эксперты, не за горами перемена власти в республике, и спрогнозировать курс нового руководства Казахстана, которое придет к власти после Назарабаева, сейчас никто не возьмется. Вот это новое руководство, которое, безусловно, будут обрабатывать эмиссары из Европы и США, вполне может принять резкие политические решения по Байконуру. Хотя бы потому, что оно будет нуждаться в поддержке населения и должно будет продемонстрировать, что оно решительно выступает за интересы Казахстана.

Если строительство космодрома «Восточный» из-за мер Минфина не будет завершено, то уже к 2018-2020 годам «Роскосмос» может попасть в крайне неприятную ситуацию нехватки финансирования, из-за которой будут закрыты перспективные проекты, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Да что там - Федеральное агентство окажется в фактической изоляции от международного рынка запусков. Если в 1990-е годы «Роскосмос» еще мог выживать за счет коммерческих запусков, то в будущем, скорее всего, эта возможность для него будет закрыта. Решение при таком раскладе самоочевидное - ударными темпами достраивать космодром «Восточный».

Новый космодром должен быть доведен до готовности к запускам в 2015-2016 годах. Это решение предлагает и всеми силами продвигает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, который был одним из главных инициаторов строительства космодрома «Восточный» на базе испытательной площадки «Свободный» и отстоял строительства даже тогда, когда уже было почти принято решение о прекращении эксплуатации этой испытательной площадки. Без его слова космодром «Восточный» мог бы совсем не состояться. Теперь он предлагает развивать на базе космодрома «Восточный» мировой космический центр, создать там центр космической индустрии и построить город для молодых специалистов, которому президент России Владимир Путин предложил звучное название - Циолковский.

Строительство «Восточного» оказывается не просто важным и нужным, но становится вопросом существования российской космонавтики вообще, равно как и роли и места России в мировой космонавтике. Да и о коммерческих доходах от запусков спутников по иностранным заказам тоже забывать не следует. Руководство «Роскосмоса» прислушивается преимущественно к финансовым аргументам, так вот пусть оно реалистично оценит положение с Байконуром. Что оно будет делать, если казахстанская сторона выдворит россиян с Байконура? Космодром «Восточный» в любом случае сохранит за Россией долю в мировых запусках спутников, и позволит держать позицию в спорах с Казахстаном. С готовым космодромом мы ведь всегда можем сказать: «Мы уходим на свою площадку - делайте с Байконуром что хотите».

Космодром «Восточный» сейчас есть главный вопрос российской космонавтики - с какого ракурса на эту проблему ни посмотреть.


Ксения Гусева  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2379