ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2353
России нужны геополитические «фабрики мысли»
Основная часть человечества не только не может принимать участие в формировании политического устройства, но даже не понимает смысла происходящего   17 августа 2013, 09:00
 
«Мозговые центры» являются одним из параметров западного общества и западной системы в целом - в России же к интеллектуалам до сих пор не прислушиваются

У России есть в наличии человеческие, информационные, финансовые, промышленные ресурсы. Однако при этом большая часть процессов идёт инерционно, основные тренды, как принято сейчас говорить, сформированы мировыми лидерами, а наша страна оказывается на глубокой периферии любых процессов. А если процессы заданы не нами, то и их реализация делает в первую очередь успешным того, кто эти правила создал. На примере последних событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке мы видим, какие преимущества получает сторона, которая контролирует процесс создания мировоззренческого поля и работы в нём. И насколько слабы и нерезультативны действия их оппонентов.

Американцы сформировали идеологию либерализма, и меняют ее, как хотят в своих целях, либерализм - это их «церковь», и кто там святой и грешник - решают они.

Стоит понимать, что идеология и вытекающие из неё стратегия и тактика в тех же НАТО и США сформированы в так называемых «фабриках мысли». Функции этих фабрик мысли и раньше выполнялись группами интеллектуалов, которые формировались, как правило, в рамках некоего института, например, в Академии Платона, или Лицея (Λύκειο) Аристотеля, в средневековых монастырях, масонских ложах и на университетских кафедрах.

Собственно, все, что необходимо для производства интеллектуального продукта, существовало уже в древности, однако с развитием гуманитарных технологий стала возможна интенсификация производства интеллектуального продукта в почти промышленных масштабах. Необходимо произвести исследование сложного социального процесса? - пожалуйста, целый коллектив с дифференцированным разделением труда решит эту задачу. Необходимо выяснить, что происходит в той или иной сфере, куда и как двигаться дальше - эти задачи решит подобный центр. И даже придумает, как воплотить эти схемы в жизнь.

Более того, как показывает практика, для достижения успеха очень часто необходимо поменять правила. Например - если не получается стать епископом, или не подходят цели Церкви, надо стать главой атеистической масонской ложи. Современная история демонстрирует нам это на богатом историческом материале, каждый день мы видим применение этих самых норм на практике.

Американцы сформировали идеологию либерализма, и меняют ее, как хотят в своих целях, либерализм - это их «церковь», и кто там святой и грешник - решают они. Если окажется, что кто-то имеет ресурсы, необходимые им, то он мгновенно окажется политически некорректным и требующим применения к себе силы. Все остальные, наблюдающие этот процесс, не просто бояться вмещаться, но часто изолированы от понимания истинного смысла происходящего. Вопрос не просто в силе, а в управлении системой смыслов. То есть ряд групп создали современное политическое устройство, а сейчас идут на замену его другой политико-экономической системой, при этом основная часть человечества не только не может принимать участие в его формировании, но даже не понимает смысла происходящего.

В прошлом так была произведена замена феодальной системы на капиталистическую, при этом бывшие феодалы и были создателями нового мирового порядка, как показывают исторические исследования, привилегированный класс почти полностью сохранился, почти не поменяв свой состав, или поменяв очень незначительно. Так же происходит и в настоящее время, сейчас совершается масштабная замена политической системы. При этом осознанность и уровень проектности этого процесса несоизмеримо выше, чем в прошлом.

Какую роль в этом играют фабрики мысли? Чтобы понять это, необходимо обратиться к истории вопроса. Впервые 21 марта 1903 года словосочетание «фабрика мысли» употребил американский журналист Аллен Уайт в своей статье в журнале Saturday Evening Post. Крылатым выражение стало после того, как другой американский журналист Джеймс М. Киран в газете The New York Times опубликовал статью, назвав «мозговым трестом» группу профессоров-советников, способствовавшую победе Франклина Рузвельта на президентских выборах 1932 года. После этого «мозговым трестом» стали именовать ту самую группу советников и вообще любое сообщество экспертов, совместно разрабатывающих новые проекты, предлагающих новые идеи, ищущих способы решения поставленных задач. Подобные группы получили новую жизнь после Второй Мировой войны в связи с формированием ЦРУ, что было ответом на новое место США в мировой политической системе, и возникшими задачами перед руководством этой страны.

«Мозговые центры» реализуют оригинальные исследования и образовательные программы, направленные на обучение и оказания воздействия на политиков и лиц, формирующих общественное мнение по широкому кругу экономических, социальных, политических, экологических вопросов и проблем безопасности. Кроме того, они выступают инструментом общественного контроля, а, следовательно, влияют на цели и ценности общества.

Наибольшего развития «мозговые центры» приобрели в западном мире и, по сути, являются одним из параметров западного общества и западной системы в целом.

По широте проблем, которые они рассматривают и изучают - мировые (например, так называемые «Корпорация "Исследования и разработка"» (RAND), «Римский клуб», «Национальный фонд демократии» в США, Falcogroup), общегосударственные и региональные. По политической ориентации - политически ангажированные и политически независимые, решающие узкоотраслевые задачи.

Самыми знаменитыми фабриками мысли (англ. think tanks) являются Rand Corporation и реже упоминаемое в такой роли ЦРУ, а также аффинированные с правительством США фонды и исследовательские центры. Чтобы понять размеры проводимых исследований и реализуемых проектов, стоит упомянуть, что только на ЦРУ помимо непосредственных кадровых сотрудников работает более миллиона человек.

Руководящие решения должны приниматься и обслуживаться кадрами, являющимися носителями патриотических взглядов и ценностей. Эта задача и является сейчас ключевой для всего интеллектуального патриотического движения.

В современной России фабриками мысли, решающими задачи геополитического и идеологического характера, являются организации Леонида Ивашова, Сергея Переслегина, Александра Дугина. Узкоотраслевую задачу, зато с привлечением большого количества специалистов, решает Петр Щедровицкий в госкорпорации «Росатом». Серьёзные аналитические группы сосредоточенны вокруг АП РФ, «Сбербанка» и «Роснефти». Есть новаторские схемы, энтузиазм, но, увы, - Россия в числе аутсайдеров среди мировых политических лидеров. И быть «обычной» страной как Великая Румыния или даже относительно успешная Турция, России не дано, и для сверхдержавы она слишком мало-субъектна, прежде всего из-за отсутствия адекватно мыслящей элиты и собственного цивилизационного проекта. Те, кто работают в этом направлении, понимают это и стремятся компенсировать этот недостаток, в том числе своей работой.

Наша задача - создание идеологического и геополитического think tanks, который сможет сформировать условия для создания на уровне страны интеллектуального пространства, проектов и способствовать возникновению субъекта, способного эти проекты в этом пространстве реализовывать. У нас уже есть люди, идеи, университеты, кафедры, журналы и дискуссионные площадки. Но они существуют разрозненно, в инерционном режиме, а те элитные прото-субъекты, которые есть, дружественны нам в достаточно низкой степени, их цели нам мало приемлемы.

Наша цель - управление национальными процессами через формирование творческой, созидательной элиты и обслуживающего её персонала, и созидания поля, в котором этот процесс будет происходить.

Однако, мы пойдем дальше от формальной стороны вопроса и зададимся вопросом: что от нас требуется? То есть поговорим о тех вещах, о которых принято говорить вслух и приватно, но не доверять бумаге. Итак, наша главная цель - организовать это пространство, то есть ту совокупность людей и идей привести в некое рабочее состояние, когда они будут работать на наши задачи. Как достигнуть этого состояния? Путём, как мы уже говорили, организации этого процесса, то есть, если мы организуем мероприятие, то мы и приглашаем тех экспертов и специалистов, которых мы хотим видеть, нам нет необходимости самим явно обозначать свою позицию, необходимо дать возможность высказаться людям, взгляды которых будут способствовать раскрытию темы и развитию процесса в правильном направлении.

Нам необходимо создавать пространство, в котором мы занимаем удобное нам положение. Это пространство, построенное на основании мировоззренческих ориентиров, являющихся полем, в котором будет функционировать это новое интеллектуальное движение. Евразийство уже является таким идеологическим продуктом, такой конструкцией, которая задаёт для России ориентиры и векторы для её развития. Этому проекту нужен свой социально-политический субъект, свои субъекты действия, своя интеллектуальная инфраструктура, которая будет обслуживать её реализацию. Современные государственные и политические институты инфильтрованны агентами влияния иных геополитических сил - ещё недавно это были только прозападные либералы, но теперь это и радикальные исламисты, сторонники нового халифата, и пантюркисты, и китайские сипатизанты.

Такая ситуация представляется критически опасной для нашей страны. Руководящие решения должны приниматься и обслуживаться кадрами, являющимися носителями патриотических взглядов и ценностей. Эта задача и является сейчас ключевой для всего интеллектуального патриотического движения.


Владимир Киреев, руководитель ЭАК «Будущее сегодня»  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2353