ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2334
Национальная почва для протестов - воронежский прецедент
В силу развития и распространения средств и способов коммуникации националистское сообщество и в провинции представляет собой объединение людей, вполне подходящих под определение субъекта сетевых войн   23 июля 2013, 09:00
 
Сетевые технологии, использующие вполне реальные проблемы как повод для вовлечения самых разных групп общества в процессы дестабилизации, стабильно делают своим инструментом националистское сообщество

Лето в Воронеже, отмеченное погромами на Хопре, продолжает оставаться напряженным. Наряду с событиями вокруг выборов мэра города, отмеченных внезапным сходом одного из явных фаворитов предвыборной гонки Геннадия Чернушкина, в городе разворачивается ярко выраженный националистский протест.

Россия с ее национальным разнообразием и многоукладностью далека от построения гражданского общества в его либеральном понимании, а предпринимаемые попытки его построения лишь увеличивают межэтническую напряженность.

Началом назревающего конфликта стала драка, случившаяся в октябре 2011 года. В её ходе парень и девушка получили серьезные травмы от ударов арматурой. 8 июля 2013 года Ленинский районный суд Воронежа вынес приговор по громкому уголовному делу, возбуждённому в отношении того, кто, по мнению следствия, эти удары наносил, - Магомеда Тутаева. Резонансным данный случай стал именно из-за личности подсудимого и мотивов, которые толкнули его на преступление.

Судом Тутаев был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство с применением предметов используемых в качестве оружия, по мотивам национальной и религиозной ненависти и вражды, связанное с сопротивлением лицу, пресекающему нарушение общественного порядка), пунктом «е» части 2 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, по мотивам национальной и религиозной ненависти и вражды), пунктом «б» части 2 ст. 116 УК РФ (нанесение побоев по мотивам национальной и религиозной ненависти и вражды). По итогам процесса подсудимому могло грозить до 10 лет лишения свободы, однако приговорён он был к четырём годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года.

Дело осложняется тем, что преступник проходил обучение в Воронежском институте МВД - на договорной основе, поэтому курсантом не являлся. Сразу после его первого допроса было возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий сотрудниками полиции (ст. 286 УК РФ) - Тутаев обвинил их в применении пыток.

Между тем, прокуратура Ленинского района Воронежа обжаловала вынесенный по делу о драке приговор в связи с мягкостью назначенного наказания.

Как видно из фактов, одни из самых громких, острых и актуальных проблем современного российского общества сплелись в данном случае в крайне опасное конфликтогенное состояние. Межнациональные отношения, работа судебной и правоохранительной систем - всё это уже не один раз становилось причиной множества конфликтов, череду которых от Кондопоги до Пугачёва вполне может продолжить Воронеж. Уже заявлено о намеченном на 4 августа - непосредственно перед проведением суда по жалобе прокуратуры на вынесенный по делу приговор - митинге с требованием ужесточения наказания для Тутаева. Идёт широкая агитационная кампания по привлечению внимания к ситуации с участием авторитетных и популярных в националистической среде фигур - от Егора Холмогорова до Оксаны Борисовой («Вёльвы»). Налицо попытки привлечь внимание к ситуации и сделать ее информационным поводом для возникновения очередной точки напряжённости.

Сетевые технологии, использующие вполне реальные проблемы как повод для вовлечения самых разных групп общества в процессы согласованного воздействия на атакуемый с целью установления полного контроля над социумом объект, в данном случае своим инструментом сделали националистское сообщество. В силу развития и распространения средств и способов коммуникации оно и в провинции представляет собой объединение людей, вполне подходящих под определение субъекта сетевых войн. В то же время очевидно, что Россия с ее национальным разнообразием и многоукладностью далека от построения гражданского общества в его либеральном понимании, а предпринимаемые попытки его построения лишь увеличивают межэтническую напряженность. Наложение же таких попыток, исходящих от либеральных кругов во власти, на продолжающиеся процессы трансформации в неоднородном российском обществе приводит к возникновению межконфессиональной и межнациональной напряженности, порождающей конфликты.

В стране давно назрела необходимость появления национальной политики на совершенно новых по сравнению с насаждаемыми сегодня либеральным экспертным сообществом принципах.

В настоящее время протестные настроения в Воронежской области подогреты не только общероссийским информационным фоном, но и «антиникелевыми» выступлениями, в большинстве своём имеющих националистическую окраску. Кроме того, в городе за достаточно короткий срок уже прошло несколько мероприятий националистов, связанных с протестом против поведения правоохранительной системы в случаях, где подозреваемыми в преступлениях были представители иных этносов и национальностей.

В начале 2013 года после публичных акций протеста и широкой общественной огласки было всё-таки возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Азербайджана Иманова, подозревающегося в изнасиловании несовершеннолетней в Воронеже. Не прошёл мимо города и весенний «День русского гнева», проводившийся во многих других городах России. Поэтому дело Тутаева может послужить переходным звеном к целой серии акций в регионе, положение в котором и так осложнено из-за напряжённой борьбы за пост главы областного центра с неожиданными поворотами и недавно прошедших новохопёрских погромов. И появляющиеся в интернет-СМИ заголовки статей - «Пугачёв переедет в Воронеж?» - не удивляют. Лето в России уже отмечено серией конфликтов (от Удомли до Пугачёва), в которых имелась национальная составляющая.

На фоне декларируемой в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» цели построения химерической «российской нации» и отсутствия какой-либо субъектности русского народа в правовом поле (как и всех российских этносов), цепочка таких случаев сама по себе является прекрасным аргументом для любой радикальной риторики. Работа одного из главных разработчиков данной Стратегии (и «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» образца 1996 года) академика Тишкова (и его сети) подразумевает своим итогом в том числе и постепенное размывание идентичности русских и, как естественное продолжение этого, замещение её иными, сепаратистскими моделями самоидентификации.

Насаждаемая и пропагандируемая им в течение уже более двадцати лет модель гражданской нации по западному образцу, терпящая крах у себя на родине, в странах Евросоюза и США, представляет ощутимую опасность для России в виде расцвета сепаратизма и радикальных форм шовинизма как ответной реакции (по аналогии с принципом Ле Шателье) на попытки уничтожения существующей системы этнических взаимоотношений.

Ситуация с делом Тутаева - одна из многих, в ходе которых неумелая национальная политика, ошибки и недоработки правоохранительной и судебной систем, а также гиперболизирующие их и мобилизующие на протест сетевые технологии могут привести или уже привели к острым конфликтам. В стране давно назрела необходимость появления национальной политики на совершенно новых по сравнению с насаждаемыми сегодня либеральным экспертным сообществом принципах, которые бы на основе исторически складывавшегося межэтнического согласия дали ту субъектность этносам и народам страны, которая обеспечила бы их сохранение, развитие и взаимное мирное сосуществование.


Сергей Простаков, эксперт «Будущее сегодня»  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2334