ЕВРАЗИЯ | http://evrazia.org/article/233 | ||||
Молдавия, которую мы потеряли
Несмотря на всю тяжесть положения, настаивать на отделении ПМР от Молдовы неразумно, так как Приднестровье является единственным заделом на продолжение борьбы за евразийскую Молдавию Геополитическое значение Молдавии напрямую вытекает из особенностей географического положения этого государства, которые превращают его одновременно в ключ к Балкано-черноморскому региону для России и удобный плацдарм для наступления на Евразию для атлантистских сил. Молдавия, как и Румыния - связующее звено между Россией и православными государствами Балканского полуострова. Принадлежа к православно-византийской, евразийской цивилизации, Молдавия и Румыния могут быть мостом между православными южно- и восточно-славянскими народами, но, с другой стороны, могут оказаться барьером, отделяющим Россию от Балкан. К сожалению, судя по политической обстановке, ситуация развивается именно по второму сценарию. Исторически формирование идентичности молдаван происходило на границе евразийского и европейского цивилизационных массивов. Голос последнего всегда звучал более отчетливо - со стороны Румынии.
Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко во время встречи со спикером парламента Республики Молдова Адрианом Канду, состоявшейся в пятницу, 17 апреля, Со времени развала СССР и до сих пор Молдавия представляет интерес для США как один из элементов выстраиваемого вокруг России «санитарного кордона». Каким же образом Вашингтон добились таких результатов, что Кишинев повернулся к Москве спиной? В основе сетевой стратегии США лежало несколько фундаментальных факторов, умелое использование которых позволило им отторгнуть Молдавию от евразийского мира и вовлечь в орбиту своего влияния. Во-первых, в качестве инструмента ведения сетевой войны в Молдавии была использована соседняя Румыния. Исторически формирование идентичности молдаван происходило на границе евразийского и европейского цивилизационных массивов. Голос последнего всегда звучал более отчетливо - со стороны Румынии. После вступления в 2004 году в НАТО и строительства на своей территории американских военно-воздушных и военно-морских баз, Румыния превратилась в оплот США в Юго-Восточной Европе. Кроме того, сам факт принадлежности молдаван и румын к романской языковой группе является важнейшим козырем атлантизма, поскольку культурно-историческое влияние Евразии не в пример сильнее, чем лингвистическое. Важную роль в невидимой войне за Молдавию сыграла идеология унионизма, которая была призвана под маской «объединения расколотого румынского народа» полностью отторгнуть Молдову от Евразии. Прорумынские настроения, особенно сильные в кругах антикоммунистической интеллигенции, в немалой степени поспособствовали выходу Молдовы из СССР и размыванию советско-молдавской идентичности, а также явились косвенной причиной молдавско-приднестровского конфликта. Присоединение Молдовы к Румынии входит в планы атлантистов, так как это сделало бы Румынию самым крупным государством в Восточной Европе и кардинально усилило бы ее геостратегический потенциал в борьбе против России. Намерение же возвратить в Россию соотечественников есть проявление антиимперской логики, которая ведет в регионалистский тупик. Только поступив обратным образом, мы сможем заложить основу пророссийской сети в Молдавии.
Борьба за румынизацию Молдовы ведется и на религиозном поле. Усиление на территории Молдавии Бессарабской митрополии Румынской Патриархии, осуществляемое в ущерб позициям традиционной Молдавской Митрополии Московского Патриархата при непосредственном участии Вашингтона, невозможно трактовать иначе как наступательное развертывание враждебных сетей. Традиционным средством ведения сетевой войны США в Молдавии и Приднестровье являются неправительственные организации, существующие на гранты западных фондов. Еще в первой половине 90-х годов в Кишиневе открылись десятки представительств западных организаций и фондов. На первом этапе их главной задачей была трансформация общества внутри самой Молдовы. Дискредитация советских ценностей, формирование прозападного менталитета выполнялись прежде всего через различные образовательный программы, работу с журналистами, преподавателями университетов. Активно действовали и продолжают действовать фонды Сороса и Эберта, фонд «Евразия», USAID. До недавних пор «крепким орешком» для западных сетевиков оставалось Приднестровье. На объединение всех прозападных НПО региона в единую сеть были направлены значительные силы. Однако после того, как на Украине пришел к власти нынешний правящий режим, задача НПО значительно облегчилась благодаря радикальному изменению экономической ситуации в регионе. «Украина все серьезнее отдаляется от статуса "страны-гаранта" в молдавско-приднестровском урегулировании, открыто поддерживая одну из сторон конфликта и закручивая на шее приднестровской экономики блокадную удавку», - Сегодня, когда Молдавия практически потеряна для России, Приднестровье является единственным заделом на продолжение борьбы. В этом смысле, несмотря на всю тяжесть ситуации, было бы неразумно настаивать на отделении ПМР от Молдавии, равно как и поощрять миграцию русского населения Молдовы в Россию. Разумнее всего было бы поступить так же, как поступила со своей стороны Румыния - раздать всем желающим российское гражданство, побудив их при этом остаться на местах проживания. Намерение же возвратить в Россию соотечественников есть проявление антиимперской логики, которая ведет в регионалистский тупик. Только поступив совершенно обратным образом, мы сможем заложить основу пророссийской сети в Молдавии. Александр Бовдунов
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/233 |