ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2323
Национальное задание России
Россия на протяжении столетий умножала славу и могущество, укрепляя государственную власть, успешно отбивала нападения врагов, расширяла свои пределы, следуя правилу «За Веру, Царя и Отечество»   10 июля 2013, 09:00
 
Русская идея - это научная теория успешного развития, возрождения народа, разработка которой шла со времени его выхода на историческую арену

«Без высшей идеи не может

существовать ни человек, ни нация»

Федор Достоевский

До сих пор в России продолжается острая дискуссия по вопросам разработки национальной идеи, объединяющей народы, стимулирующей прогрессивное развитие страны. Хотим мы того или нет, фактически, это главная методологическая, политическая проблема современности. Об этом убедительно свидетельствуют опыт США, где громадное значение придается популяризации Американской мечты, опыт Китая - «социализм с китайской спецификой» (Дэн Сяопин), опыт Франции, Индии, Японии и других великих держав.

Русская нация начала интенсивно формироваться с принятием христианства, и Русская идея возникает одновременно с этим поворотным историческим событием.

Русская идея - исключительное явление в перспективе и ретроспективе, обращенное вовнутрь и вне России в условиях ее социально-экономической трансформации, борьбы за социальную справедливость, укрепление суверенитета, роста движения за единство народа, утверждения многообразия форм собственности, партий и движений, противоборства традиционной соборности и разъединяющего глобалистского, анархического плюрализма. Наша национальная идея проистекает из сокровенных глубин народной жизни, выражает сущность русско-российской цивилизации, в течение долгих веков сложившейся на бескрайних просторах Евразийского континента.

Для русского образа жизни были характерны понимание трудолюбия как добродетели, взаимопомощь, коллективизм в рамках общины и артели, вместе с тем подвижничество, предприимчивость, предпринимательство, инициатива, преклонение перед мужеством, удалью, следование высоким морально-этическим принципам честности и порядочности.

Особо следует отметить воздействие на нашу цивилизацию Православной веры и идеологии исихазма, сложившейся у нас в XIV-ХV веках и исходившей из примата духовного делания, гармоничного нравственного, умственного, а стало быть, и физического совершенствования человека. Одна из главных черт нашей культуры - особая верность Матери-Родине. Россия на протяжении столетий умножала славу и могущество, укрепляя государственную власть, успешно отбивала нападения врагов, расширяла свои пределы, следуя правилу «За Веру, Царя и Отечество». Потому так значительна всегда была роль мобилизующей, опережающей общенациональной идеи, без которой не может достойно развиваться образ жизни нашего народа, как бы ни тщились его недруги в своем безбожном, разрушительном рвении опорочить державную идею, представив ее «иллюзией», новым рецидивом «мифотворчества».

Русская идея - не только глубоко народная вера, порождение национальной самобытной, уникальной цивилизации, но и научная теория успешного развития, возрождения народа, разработка которой шла со времени его выхода на историческую арену. Возраст Русской идеи, писал Иван Ильин, «есть возраст самой России».

Русская нация начала интенсивно формироваться с принятием христианства, и Русская идея возникает одновременно с этим поворотным историческим событием. Раскрывая ее смысл, Ильин пришел к следующему заключению: «Это есть идея Православного христианства. Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет тому назад от христианства: осуществить свою национальную, земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы и предметности. Этой идее будет верна и грядущая Россия».

Противопоставим это тезису идеолога глобализации Жака Аттали, который громогласно объявил ее главной ценностью деньги! Следуя подобным постулатам, российские монетаристы в свое время сводили национальную идею к лозунгу «Обогащайтесь!»

О росте национального самосознания народа свидетельствуют многочисленные проявления тревоги и требования исправления положения, выражаемые соотечественниками из-за ущемления коренных интересов России.

Впервые же сам термин «Русская идея» применил в 70-х годах XIX века великий писатель и мыслитель Федор Достоевский. К несчастью, уровень развития, зрелости и проявления национального самосознания далеко не всегда был адекватен требованиям исторического момента. Незадолго до революционного переворота 1917 года один из виднейших русских проповедников преподобный Иоанн Кронштадтский с болью говорил: «Не стало у интеллигентов любви к Родине… Нравов христианских нет».

Ослабление чувства национальной идеи в конечном счете привело к трагическим последствиям - разрушению Русской государственности и ниспровержению вековых устоев жизни, гибели миллионов людей разных национальностей, изгнанию, отъезду из страны многих представителей отечественной культуры, науки.

Сейчас, несмотря на все космополитические препоны и проявления инертности, наблюдается иное. О росте национального самосознания народа свидетельствуют многочисленные проявления тревоги и требования исправления положения, выражаемые соотечественниками из-за ущемления коренных интересов России, угрозы ее превращения в полуколонию, ввиду сырьевой ориентации экономики, неудовлетворительной демографической и экологической ситуацией, слабой охраной священных рубежей страны, невниманием к возрождению отечественной культуры, высоких технологий.

Все чаще звучат призывы воссоздать Русскую государственность с сохранением национальных автономий, укрепить патриотизм русского народа, преисполниться национальной гордостью и достоинством. Активизируется деятельность различных творческих союзов. Большой резонанс приобретают форумы и дискуссии, организуемые учеными, деятелями искусства и литературы.

Некоторые философы - Николай Бердяев, Иван Ильин, Валериан Муравьев и другие - отмечали, что русское национальное, патриотическое самосознание просыпается в решающие моменты кризисов и смут (Куликовская битва, освободительная миссия Минина и Пожарского, борьба с Наполеоном и Гитлером).

Русская идея - это стержневое выражение русского национально-патриотического, православного самосознания, целая система взглядов, умонастроений, высоких политических, экономических и морально-духовных принципов, которая предусматривает всемерное сбережение русской нации, решительную защиту ее интересов, независимости страны, воссоздание Русского национального государства при сохранении национальных автономий и обеспечении равенства прав граждан независимо от национальной принадлежности, соборное единение народов и социальных слоев, всех тех, кто любит наше Отечество, в целях возрождения великой России.


Евгений Троицкий  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2323