ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2303
«Тайип, уходи!»
Как подчеркивают сами турки, их оскорбили не положения закона (кстати, не такие уж и жесткие), а сам факт его появления, свидетельствующий о наступлении на светское государство   8 июня 2013, 09:00
 
Недовольство внутренней и внешней политикой турецких властей стало главной причиной народных волнений, перекинувшихся на все крупные города Турции

Что происходит в Турции? Почему страна так быстро погрузилась в пучину беспорядков, ставших самыми крупными за всю новейшую историю страны? Причин несколько, но их можно охарактеризовать одним предложением: это недовольство значительной части турецкого общества тем курсом, которым ведет страну правительство во главе с Тайипом Эрдоганом.

В глазах многих жителей Стамбула, да и в целом, Турции, маленькое решение правительства стало выражением большого курса, которым ведет страну правящая Партия справедливости и развития.

В современном мире, насквозь пропитанном рационализмом и стремлением к личной выгоде, поступки людей все реже выходят за эти жесткие границы. Поэтому порыв тысяч людей, выступивших в Стамбуле в защиту крохотного парка Таксим-Гези, многим кажется непонятным. Неудивительно, что почти сразу события в Турции обросли множеством предположений и слухов - один другого фантастичнее. Так, в русскоязычной блогосфере популярной стала версия «руки Вашингтона»: мол, это американцы решили организовать очередную «цветную революцию». Конечно, в рамках своих гегемонистских притязаний США активно используют эту тактику, но сводить события в Турции к «экспорту революции извне» нельзя.

Вашингтону и Брюсселю сейчас как никогда нужна стабильная Турция: ведь именно Анкаре отведена роль главного борца с «кровавым режимом» Башара Асада в Сирии. Да и в преддверии возможной военной операции против Ирана свергать проамериканское правительство Эрдогана - это полное безрассудство со стороны Запада.

С другой стороны, в Турции за последние годы накопилось много социальных противоречий и, главное, критической отметки достигло раздражения правящей партией и премьер-министром. Именно это и привело к тому взрыву недовольства, спусковым крючком к которому стали планы властей по уничтожению парка Таксим-Гези. Конфликт вокруг этого зеленого уголка в центре Стамбула стал очень символичным, в миниатюре отобразив раскол, разделивший турецкое общество. Больше двух веков назад, в 1806 году, на этом месте были сооружены грандиозные воинские казармы. В 1940 году, когда Стамбул, согласно планам Мустафы Кемаля Ататюрка, стремительно менял свой облик, казармы были разрушены, а на их месте был разбит большой парк. Впоследствии его площадь постепенно сокращалась. Сегодня Таксим-Гези - это небольшая зеленая зона, размерами примерно 100 на 300 метров. Ее-то и захотели уничтожить: вырубив деревья, восстановить здание казарм. Причем решение принималось не какими-то мелкими местными чиновниками, а на самом высоком - правительственном уровне.

Казалось бы, что людям до маленького парка? Однако в глазах многих жителей Стамбула, да и в целом, Турции, маленькое решение правительства стало выражением большого курса, которым ведет страну правящая Партия справедливости и развития. А торгово-развлекательный центр, который, по задумке, должен располагаться в новом здании, является отображением социальной несправедливости: ведь в отличие от общедоступного парка, уверенно чувствовать себя в дорогом супермаркете могут далеко не все жители Турции.

Таким образом, недовольство внутренней и внешней политикой властей и стало главной причиной народных волнений, перекинувшихся на все крупные города страны.

На основании бесед с выходцами из Турции, а также анализа событий в этой стране можно сделать выводы об основных причинах начавшихся выступлений. Во-первых, это раздражение большей части населения политикой исламизации, которую проводит Партия справедливости и развития во главе с премьер-министром Тайипом Эрдоганом. Вскоре после провозглашения Турции республикой, в 1928 году, религия в стране была отделена от государства. Страна стала развиваться по светскому пути, а гражданам была гарантирована свобода вероисповедания. Так продолжалось до 1980 года, когда после военного переворота новые власти объявили курс на «исламский синтез»: религиозные институты стали играть более значительную роль в жизни государства. Эту политику продолжил и развил Эрдоган, ставший главой правительства ровно десять лет назад. Его опорой в турецком обществе служат дааваты - неофициальные исламские общины. Именно они после начала волнений организовали контрдемонстрации - правда, по численности не идущие ни в какое сравнение с акциями протеста.

И если поначалу Эрдоган старался не выпячивать своих убеждений, то года три назад ситуация изменилась. В 2010 году был отменен существовавший долгие годы запрет на ношение хиджаба в высших учебных заведений, в прошлом году началось факультативное преподавание Корана в школах страны. Кульминацией этой «ползучей исламизации» стал антиалкогольный закон, принятый за считанные дни до начала акций протеста. Как подчеркивают сами турки, их оскорбили не положения закона (кстати, не такие уж и жесткие), а сам факт его появления, свидетельствующий о наступлении на светское государство.

Турки справедливо полагают, что назревающий исламистский авторитаризм принесет им куда больше проблем, чем преимуществ. Ведь к «курдской проблеме» в таком случае могут добавиться десятки других аналогичных проблем.

Вторым фактором стали ярко выраженные авторитарные тенденции в заявлениях и действиях Эрдогана. Премьер-министр стремится сосредоточить в своих руках максимальную власть, нередко игнорируя позицию других властных органов. Так, закон о ношении хиджаба был принят, несмотря на отрицательное заключение Конституционного суда. Точно также Эрдоган проигнорировал судебное решение о незаконности уничтожения парка Таксим-Гези. У жителей Турции, для большинства которых эпоха военного режима - начало 1980-х годов - является черной страницей в истории, притязания нынешнего премьера на единоличную власть вызывают стойкое неприятие.

Отличительной чертой современной Турции является жесткое подавление акций протеста. Действия полиции, 1 мая 2013 разогнавшей демонстрацию на площади Таксим, только усилили глухое недовольство граждан. А реакция властей на начавшиеся митинги в Стамбуле заставили даже самых аполитичных жителей сочувствовать протестующим. Причем водометами и слезоточивым газом дело не ограничивается. По некоторым данным, в ряде районов Турции полиция открывала огонь на поражение по демонстрантам.

Наконец, третья причина - это недовольство жителей Турции внешнеполитическим курсом кабинета Тайипа Эрдогана. Прежде Анкара, хоть и являясь членом НАТО, всегда сохраняла некоторую автономность в международных делах, поддерживая теплые отношения, к примеру, с Ираном. В последние годы Турция фактически превратилась в сателлита Вашингтона. Анкаре поставлена задача быть проводником американских интересов на Ближнем Востоке, и она эту задачу покорно выполняет. Во время войны в Ливии Эрдоган был одним из первых, кто согласился с вмешательством в дела независимой страны и активно поддерживал мятежников, снабжая их оружием и деньгами.

С еще большим рвением турецкое правительство вмешалось в сирийский конфликт, превратив граничащие с Сирией районы в плацдарм для боевиков. Если НАТО все же решится начать против Дамаска военную операцию, основной удар будет наноситься с территории Турции. Ни одна сколько-нибудь влиятельная политическая сила в Турции, за исключением партии Эрдогана, сирийскую авантюру Анкары не поддерживает. В стране регулярно проходят антивоенные демонстрации. Масштабные митинги против вмешательства в сирийский конфликт прошли в крупных турецких городах осенью прошлого года. Как обычно в подобных случаях, они были разогнаны полицией.

Нельзя сказать, что амбиции Эрдогана на усиление собственной власти поддерживались значительной частью турецкого общества. Турки справедливо полагают, что назревающий исламистский авторитаризм принесет им куда больше проблем, чем преимуществ. Ведь к «курдской проблеме» в таком случае могут добавиться десятки других аналогичных проблем.

Все эти причины, присоединившись к социальным факторам (имущественное неравенство, значительное количество - 18% - граждан, живущих за чертой бедности, высокий уровень безработицы и т. д.), и заставили миллионы людей выходить на улицы. Начавшись как акции в защиту парка, народные выступления очень скоро обрели более глубокий смысл. «Tayyip istifa!» - «Тайип, уходи!» - этот лозунг чаще всего сегодня можно услышать на улицах и площадях десятков турецких городов. Требуя отставки Эрдогана, граждане выражают несогласие с курсом развития страны в целом. И это - действительно голос народа.


Сергей Кожемякин, Бишкек  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2303