ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2238
Живые и мертвые: кого будет судить Тверской суд?
Кто же такой Уильям Браудер, и почему его обделяют вниманием при обсуждении «дела Магнитского»? Ответив на эти вопросы, можно понять суть этого громкого дела   11 марта 2013, 09:00
 
Справедливое и широко освещенное в СМИ судебное разбирательство по «делу Магнитского» должно внести ясность и обличить беспочвенность самой масштабной из последних антироссийских информационных атак

Прошлая неделя выдалась щедрой на сообщения, так или иначе имеющие отношение к давно знакомой уже каждому россиянину теме. Фамилия Магнитский вновь стала фигурировать в заголовках различных изданий, излагающих свои трактовки свежего информационного повода.

Сегодня, 11 марта, Тверской суд Москвы начнет рассматривать «налоговое дело» Магнитского. «Заседание состоится 11 марта в 11 часов. Это будут слушания по существу дела», - рассказала Российскому агентству правовой и судебной информации пресс-секретарь суда Александра Березина.

Формулировкой «иностранное инвестирование» прикрывалась скупка за бесценок активов наиболее привлекательных для иностранцев российских компаний: «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Сбербанк», РАО ЕЭС и, конечно, «Газпром».

Напомним, что Сергей Магнитский - аудитор крупной юридической компании - был задержан в ноябре 2008 года. Тогда следствие предъявило ему обвинения в уклонении от уплаты налогов. По версии следствия, Магнитский и сообщники путем мошенничества осуществили многомиллионные хищения из государственного бюджета. В ноябре 2009 года Магнитский скончался в следственном изоляторе, что вызвало значительный общественный резонанс. После смерти обвиняемого преследование было прекращено. Однако, теперь расследование возобновляется.

Стоит признать, что события, в которых сыграл свою роль Магнитский - дело относительно давнее, весьма сложное и путаное. Детальные и беспристрастные разборы его обстоятельств с трудом могли стать достоянием широкой общественности в силу специфики как самого дела, так и характерных черт нашей общественности. К большому сожалению, среднестатистический обыватель сегодня охотно воспринимает образ «разоблачителя заурядных коррупционных схем», в ходе фиктивного следствия «замученного до смерти жестоким режимом». Разбираться, кто, на чьей стороне, в чью пользу и кому в ущерб этой коррупцией занимался, оказывается совершенно излишним. Именно поэтому сегодня сообщения о возобновлении «дела Магнитского» вызывают бурную реакцию.

Одна из самых любопытных оценок звучит следующим образом: «Этот судебный процесс приведет Россию до абсолютно нового уровня безнравственности; даже во времена самых страшных сталинских чисток мертвых людей к суду не привлекали».

Озвучил эту оценку руководитель инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Уильям Браудер, о котором почему-то упоминают не всегда, хотя этот господин и имеет самое непосредственное отношение к «делу Магнитского»: ему предъявлено заочное обвинение по делу о незаконной скупке акций ОАО «Газпром». 5 марта 2013 года следственный департамент МВД возбудил уголовное дело, в рамках которого расследуются случаи незаконного приобретения акций «Газпрома» рядом юридических лиц с подавляющим участием в них иностранных граждан.

Кто же такой Уильям Браудер, и почему его обделяют вниманием при обсуждении «дела Магнитского»? Ответив на эти вопросы, можно понять суть этого громкого дела.

Уильям Браудер - британский финансист, в течение длительного периода (с 1995 по 2007 года) являвшийся самым крупным иностранным портфельным инвестором в России. Внук вождя американской коммунистической партии, в 1989 году Браудер переехал из США в Великобританию и устроился на работу к Роберту Максвеллу - влиятельному медиамагнату и другу Советского Союза. С 90-х годов Уильям начал активно работать с новым государством - Россией, через специально созданный фонд Hermitage Capital Management, инвестируя в полугосударственные российские компании.

Красивой формулировкой «иностранное инвестирование» прикрывалась скупка за бесценок активов наиболее привлекательных для иностранцев российских компаний, а именно: «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Сбербанк», РАО ЕЭС и, конечно, «Газпром». Законодательство защищало крупные компании от иностранного захвата путем запрета прямой продажи их активов иностранцам: иностранные инвесторы, зарегистрированные на территории РФ, были обязаны получать разрешение федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и правительства РФ на приобретение данных акций на внутрироссийском фондовом рынке, либо покупать так называемые американские депозитарные расписки на иностранных фондовых биржах, где их цена на момент приобретения акций была существенно выше - механизм сложный и дорогостоящий во всех смыслах.

Гораздо менее правдоподобна версия о том, что американские юристы и британские финансовые спекулянты скооперировались, чтобы обличить российских коррупционеров-силовиков, крадущих миллиарды из своего же кармана.

Браудер использовал другой механизм: активы покупались подставными ООО, формально зарегистрированными в России и принадлежавшими российским гражданам, но реально контролируемые Hermitage Capital Management. Магнитский и компания Firestone Duncan, в которой он занимал серьезную должность, оказывали фонду Браудера юридические услуги.

Работая с «Газпромом», Браудер пытался заполучить документы финансовой отчетности, войти в совет директоров и выдвигать компании свои требования. Возможно, в связи с этим, в середине 2000-х годов у Браудера начинаются неприятности, и он, распродав российские активы, вывозит всех своих сотрудников до начала в 2007 году следственных действий по делам об уклонении от налогов. Всех, кроме Магнитского, который был задержан в 2008 году и утверждал, что уплаченные компаниями миллиарды налогов украли рейдеры, а в коррупционной схеме замешаны сотрудники МВД.

Какие услуги могла оказывать крупная американская юридическая фирма крупному британскому инвестиционному фонду, спекулирующему обесценившимися активами крупнейших компаний государства, только что пережившего одну из самых страшных катастроф в своей истории? На наш взгляд, к правде ближе версия, согласно которой юридическая фирма помогала инвестиционному фонду обходить незначительные препятствия на пути к накоплению сверхкапиталов посредством разграбления и без того лежащей в руинах российской экономики. И гораздо менее правдоподобна версия о том, что американские юристы и британские финансовые спекулянты скооперировались, чтобы обличить российских коррупционеров-силовиков, крадущих миллиарды рублей из своего же кармана.

В интервью The New York Times Браудер заявил: «Ты должен быть акционером с активной гражданской позицией, если не хочешь, чтобы тебя дочиста обокрали». Директор Hermitage Capital Management всегда следовал этому принципу. В среде знатоков мира финансов он известен как защитник прав миноритарных акционеров. Прикрываясь этим образом, он нередко прибегал к приему корпоративной атаки в стиле гринмейл, когда владелец небольшого пакета акций шантажирует руководство компании. По аналогичной схеме было раскручено и «дело Магнитского».

Громкое дело «активного борца с коррупцией, до самой смерти сопротивлявшегося режиму», уверенно перехватило акцент в ситуации: со случаев реального финансового аферизма иностранной компании в ущерб России на демагогию и цитирование заключений Amnesty International. Крайне любопытно, что до «мук» в изоляторе Магнитский дожил единственный из всех оставшихся в России причастных к афере сотрудников Браудера. Все владельцы подставных ООО, посредники и адвокаты не попали в руки следствия, потому как скончались сердечной недостаточности, в результате пожара, от цирроза печени. Кстати, сам Магнитский на здоровье сердца до СИЗО не жаловался.

Поверхностное знание обстоятельств дела, безусловно, вызывает недоумение. Суд на покойным подозреваемым - предприятие, стоит признать, абсурдное. Но суть процесса и состоит в том, что судить будут не покойного Сергея Магнитского, а живого финансового афериста Уильяма Браудера. Скандалы вокруг «дела Магнитского» стали почвой для масштабных информационных кампаний против российской власти. Возможно, справедливое и широко освещенное в СМИ судебное разбирательство, пусть и заочное, внесет ясность и обличит беспочвенность самой масштабной из последних антироссийских информационных атак.


Булат Хабибуллин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2238