ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2237
На смерть Уго Чавеса
Если и были проявления жесткой политической воли со стороны Уго Чавеса, то они были направлены исключительно во благо народа Венесуэлы и латиноамериканской интеграции   8 марта 2013, 09:00
 
Харизматическая личность Уго Чавеса перевернула не только Венесуэлу, но и, без преувеличения, весь мир - но сейчас все его достижения находятся под угрозой уничтожения либеральными силами

Чавес ушел. Он предчувствовал свою смерть и завещал своему народу продолжать революционную борьбу. Яркая и неординарная личность, выдающийся политик и революционер вошел в историю, присоединившись к плеяде Великих - Симону Боливару, Эрнесто Че Геваре, Хосе Марти и другим героям, боровшихся за лучший мир и достойную жизнь народов Латинской Америки.

Чавес был незаурядным политиком, обладающим сильнейшей харизмой, и действовал он, исполняя волю народа, а не узкой группы олигархов или военных, связанных с внешними силами.

Политическая карьера Уго Чавеса складывалась неоднозначно. С одной стороны, в Латинской Америке в ХХ веке перевороты стали совершенно банальным явлением, поэтому можно сказать, что история его прихода к власти ничем не выделяется на фоне политической жизни континента. Но с другой - Чавес был незаурядным политиком, обладающим сильнейшей харизмой, и действовал он, исполняя волю народа, а не узкой группы олигархов или военных, связанных с внешними силами, как было в большинстве случаев смены власти в Латинской Америке.

Показательна в связи с этим его первая попытка отстранения от власти коррумпированного президента Переса в 1992 году. Чавес и его сторонники заявили, что даже не собираются захватывать власть, а лишь намерены заставить ее осуществить переустройство в пользу интересов народа. Тогда план не удался, и Чавес, чтобы избежать лишних жертв, призвал своих сторонников сдаться, сказав, что время еще не пришло. Он с соратниками получил тюремные сроки и вышел на свободу через два года после помилования новым главой государства.

Свою легитимную победу на президентских выборах он одержал в 1998 году и сразу же принялся за преобразования государства, в первую очередь - в социальной сфере (данный почин был определен Социализмом XXI века) и обороне, т. к. США не собирались оставлять левому популисту свой «задний двор», как в Белом доме любят говорить о Латинской Америке.

По превратности судьбы Чавеса самого ожидал переворот - в 2002 году он был захвачен заговорщиками и увезен в неизвестном направлении. Однако, заговор потерпел крах благодаря поддержке народом и армией своего президента: когда заговорщики смаковали результаты своей (мнимой) победы и рассказывали в телеэфире о нюансах своего заговора, в том числе и о связях с госдепартаментом США (важно подчеркнуть, что Белый дом официально приветствовал этот переворот) и манипуляциях в прессе, Венесуэлу охватила волна протестов.

На правление Чавеса пришелся так называемый «левый поворот» в Латинской Америке, вызванный навязанными неолиберальными реформами Всемирного банка и хищнической деятельностью транснациональных корпораций с американской пропиской. Новые лидеры осознали необходимость консолидации своих усилий в отстаивании интересов своих народов и государств. Идеи борца за независимость Латинской Америки Симона Боливара с поправкой на современность нашли отражение в Боливарианской Альтернативе для Америк (ALBA), которую Чавес основал как один из интеграционных проектов региона. Вместе с MERCOSUR, UNASUR и CELAC она стала фундаментом противодействия континента гегемонии США, которые пытались оказывать давление на Южную Америку через такие проекты как Организация Америк и ALCA.

Чавес, будучи антиимпериалистом, смотрел далеко за пределы Латинской Америки. Дружественные отношения были установлены с Беларусью, Уго Чавес демонстративно встречался с Саддамом Хусейном, ему принадлежит термин «Ось добра», который он выдвинул как контраргумент «оси зла», определенной в качестве стран-целей для возможной интервенции и дипломатического вмешательства Джорджем Бушем. Самого Буша Чавес назвал не иначе как «настоящим дьяволом» во время своего выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 году, поддержав Махмуда Ахмадинежада.

Еще одним важным проектом стало создание нефтяного альянса Petrocaribe в 2005 году. Данный блок объединил 18 стран Центральной Америки и Карибского бассейна, многие из которых выгодно продавали излишки нефти, получаемой от Венесулы со значительными субсидиями. Дешевую нефть получают не только государства, входящие в этот блок, но и другие дружественные страны, например, Белоруссия. Безусловно, Куба стала одним из дотационных государств, для которой Венесуэла во многом заменила СССР.

Нужно отметить, что в связи с резким скачком цен на нефть, который достиг своего пика в 2008 году, Венесуэла смогла грамотно перераспределить доходы от ее продажи, вложенные в другие отрасли, прежде всего - в социальную сферу. Ликвидация безграмотности, бесплатная медицина и образование, предоставление необходимого минимума продуктов питания для бедных слоев населения, - это только те программы социального обеспечения, которые на виду и сразу бросаются в глаза. Но есть и более специфические, но отнюдь не менее важные, например, Tocar y Luchar - предоставляющая возможность детям бесплатно обучаться музыке и, конечно же, гастролировать с оркестром. Это не только эстетическое обучение, но и своего рода профилактика уличной преступности, которая до сих пор составляет проблему для Венесуэлы (своего рода наследие предыдущих режимов).

Приход к власти марионетки гринго будет означать возврат Венесуэлы к хаосу, а для России - разрыв договоров по многим направлениям - ведь на место российских госкорпораций придут американские конкуренты.

С Россией Венесуэлу тоже связывают дружеские и практичные взаимоотношения, в том числе, помимо военно-технического сектора, в области добычи углеводородов. Однако, и по общественной линии Чавес проявлял инициативу для укрепления дружбы двух народов, в частности реализация бесплатных культурных программ по линии дипмиссий. Кроме того, Венесуэла - одно из немногих государств, признавших независимость Южной Осетии и Абхазии.

В последнее время некоторые персоны, в том числе из числа бывших сторонников Уго Чавеса, начали обвинять его в диктаторских замашках. Если и были проявления жесткой политической воли, то они были направлены исключительно во благо народа Венесуэлы и латиноамериканской интеграции. Ведь Чавесу приходилось работать в чрезвычайно трудных обстоятельствах - с постоянными провокациями со стороны оппозиции, финансируемой США, и зарубежных спецслужб. Да и в наследство он получил разрушенную инфраструктуру, для поднятия которой и была проведена национализация, оздоровившая экономику Венесуэлы.

Вспомним, что говорил Карл Шмитт: «Суверенен тот, кто принимает решения в чрезвычайных обстоятельствах». Неважно, следовал ли Чавес наставлениям Шмитта, или делал это интуитивно, но именно таким политиком он и был, так как многие решения приходилось принимать в столь сложной обстановке, невзирая на мнение «мирового сообщества». Как ни странно, несмотря на резкую риторику в адрес Запада и ряд шагов, которые могли бы быть восприняты как недружественные, Уго Чавеса и Венесуэлу стали только больше уважать.

До Чавеса многие даже не знали, что есть такая страна, и где она находится, теперь же Венесуэлу знает весь мир - и в какой то мере отождествляет с самим Уго Чавесом.

Безусловно, весь мир многое потерял от ухода этого ярчайшего политика. Кто знает, возможно, Уго Чавес через некоторое время открылся бы и как философ, ведь он был неординарным мыслителем: вспомним хотя бы его программы «Алло, президент», где он часами мог общаться на любые темы с народом.

Сейчас Венесуэлу ждут новые выборы. Они будут сложными, так как США задействуют максимум ресурсов и инструментов для продвижения на пост президента своего человека. Согласно настроениям в венесуэльском обществе, скорее всего победит преемник Уго Чавеса, однако, чавистам необходимо будет проявить максимум внимания и усилий, а их сторонникам также не сидеть сложа руки и работать в информационном пространстве.

Даже американские аналитики отмечают, что преемник Чавеса Николас Мадуро, глава Национальной Ассамблеи Диосдадо Кабейо и президент нефтяной государственной компании Рафаэль Рамирес, которые являются убежденными чавистами, занимают прочные позиции. Оппозиция наоборот, раздроблена и не имеет внятной программы действий. Ставка США, скорее всего, будет сделана снова на Энрике Каприлеса, проигравшего последние выборы Чавесу. Но приход к власти марионетки гринго будет означать возврат Венесуэлы к хаосу, а для России - разрыв договоров по многим направлениям - ведь на место российских госкорпораций придут американские конкуренты, - и, соответственно, ухудшение отношений. В геополитическом плане это будет означать и удар по интеграции Латинской Америки.

И такие попытки постоянно предпринимаются при активном участии США - тот же неудачный переворот в 2002 году в Венесуэле или организация беспорядков в Эквадоре, которые чуть не стоили жизни Рафаэлю Корреа. Из удачно осуществленных достаточно упомянуть отстранение президента Гондураса Мануэля Селайя и парламентский переворот в Парагвае, приведший к отставке Фернандо Луго.

Чавес ушел. Но мы знаем, что он завещал нам. И в будущей революционной борьбе, какой бы сложной она ни была, мы знаем, что он будет с нами.


Леонид Савин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2237