ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2226
Сказки Обамы: будет вам демократия
Многополярность американцы понимают именно и исключительно как разделение ответственности за те действия, которые все равно, по сути, осуществляются в интересах США   26 февраля 2013, 09:00
 
Во внешней политике Барака Обамы, несмотря на все его заверения и кадровые перестановки, в реальности изменений не предвидится

12 февраля президент США Барак Обама обратился к Конгрессу с ежегодным посланием, в котором озвучил основные приоритеты своей политики на ближайшие четыре года. Следует ли ожидать каких-либо изменений в подходах США к тем или иным международным проблемам и, в частности, в российско-американских отношениях? Анализируя возможные изменения, связываемые со вторым сроком Обамы, следует учитывать, что США всегда действуют в соответствии с долгосрочными планами, с долгосрочной стратегической логикой, а изменения происходят лишь в тактике. Поэтому достаточно очевидно, что и само по себе переизбрание Обамы на пост президента, и его громкие заявления, и кадровые перестановки на самом деле серьезных стратегических изменений не содержат.

Кадровая ситуация в Администрации США носит, скорее, технический характер, и появившиеся новые фигуры по определению не имеют возможности влиять на тактику политики, не говоря уже о стратегии.

Можно было бы отметить новые фигуры в администрации Обамы, в частности, Джона Керри на посту главы Государственного департамента, но и здесь следует понимать, что вся кадровая комплектация администрации президента США происходит на основе некоего консенсуса элит и баланса представленности двух основных политических сил - республиканцев и демократов. И каждая фигура, которая выдвигается на первые позиции в президентской администрации, проходит согласование между элитными группами для того, чтобы баланс интересов той или иной группы не был ущемлен. Поэтому кадровая ситуация носит, скорее, технический характер, и появившиеся новые фигуры по определению не имеют возможности влиять на тактику политики, не говоря уже о стратегии.

В своем обращении к Конгрессу Обама говорил, с одной стороны, о выводе американских военнослужащих из Афганистана, но с другой тут же оговаривался, что если ситуация будет меняться, то военнослужащих выводить не будут. Он якобы уповает на то, что местные власти возьмут на себя функции борьбы с терроризмом, и что то же самое произойдет и внутри других, в том числе арабских государств, но вместе с тем утверждает, что Америка не снимает с себя ответственности за происходящее в этих странах. Значит, речи о суверенном правлении новых режимов быть не может, а вывод американских военных возможен только до той степени, до которой сохраняется лояльность новых политических режимов Соединенным Штатам.

Вместе с тем Обама вновь сообщил, что он будет всячески пресекать любую активность «Аль-Каиды», где бы она себя ни проявила. Исходя из того, что «Аль-Каида» - это некая экстерриториальная сетевая сила, активность которой может проявиться в любой точке планеты, по сути, Обама еще раз подтвердил намерение США вмешиваться в дела любых государств, - там, где они посчитают нужным и там, где это можно будет оправдать интересами продвижения демократии.

То есть, по большому счету, ничего нового в том, что заявил Обама, утвердившись во втором сроке, мы не обнаруживаем. Это же можно сказать относительно и ситуации на Ближнем Востоке, о чем Обама отдельно высказался, анонсировав свою поездку по странам региона, оговорившись, что США будут оставаться неким ядром создания альянсов в своих интересах. А если в не своих интересах, то - разрушать, что следует из логики сообщения.

Единственное открыто озвученное новшество, - это то, что Обама недвусмысленно признал использование так называемого прокси-управления территориями, когда речь идет уже о некой не явной, а подспудной поддержке тех сил и людей, которые борются за права человека в американском представлении, и за переход к демократии. То есть речь идет о некоем распыленном воздействии на территории, страны и народы, инициированном США, но реализуемом с помощью других сил, как это, например, происходит сегодня в Мали, на что как на положительный пример Обама также сослался.

С учетом всего вышеперечисленного следует признать, что в новой политике президента США Барака Обамы нет ничего нового. Американцы поэтапно продвигаются к единоличному доминированию, сжимая кольцо вокруг Ирана и России, грозя Северной Корее.

И все же последние северокорейские испытания подтвердили, что американцы испытывают некий сакральный ужас перед ядерным оружием, и ядерные средства - это единственное, что сегодня сдерживает США, что действительно их пугает, и перед чем они останавливаются. Все остальное они уже давно игнорируют, пустив прахом всю сложившуюся десятилетиями систему международной безопасности.

Сегодня, когда мир находится в пучине кризиса и многие американские союзники, да и сами США подкошены этим кризисом, их возможности значительно сокращаются.

Обама продолжает тот курс, который он озвучил в начале своего первого срока. И даже раньше. Он продолжает тот курс, который был обозначен его номинальным оппонентом - представителем республиканцев Джорджем Бушем-младшим, давшим старт проекту «Великий Ближний Восток», который успешно довершает демократ Обама. Все это остается актуальным, и происходит лишь тактическое переконфигурирование сил и возможностей США.

Да, Обама более приятен в общении, чем Буш-младший. Разница - налицо. Последний говорил о том, что Америка имеет право наносить упреждающий удар по терроризму, Обама же использует более мягкие формулировки, говоря о возможности удара по «Аль-Каеде». И вправду, кое-что все-таки изменилось. Однако, и упреждающий удар, и удар по «Аль-Каиде» в случае необходимости в любой точке планеты - это просто разным образом сформулированные одни и те же устремления.

Другое дело, что прямолинейные формулировки республиканцев мобилизуют несогласную часть мира, те государства, которые опасаются за свой суверенитет, на ответные действия - на создание коалиций, стратегических блоков, и что самое страшное - на создание предпосылок к формированию цивилизационных блоков. Вот это уже действительно несет прямую угрозу США, т. к. создает задел на появление новой картины мира, где не одни США будут диктовать свою волю, а остальные государства либо принимать ее, либо лишаться суверенитета, погружаясь в пучину хаоса. Речь уже начинает реально идти о создании более справедливого, более плюрального мира, где несколько цивилизационных блоков на основе консенсуса будут определять судьбу человечества. И такая ситуация американцев явно не устраивает.

В то же самое время они своей радикальной, жесткой риторикой действительно создают предпосылки для скорейшего формирования именно многополюсного мира, альтернативного сложившемуся на сегодня американскому миру, что ведет США к реальным издержкам. Американские элиты понимают, что нужно более аккуратно относиться к словам и не демонстрировать открытую агрессивность, что часто делают республиканцы, не задумываясь о последствиях или же задумываясь, но будучи полностью уверенными в своем могуществе и в своих возможностях.

Сегодня, когда мир находится в пучине кризиса и многие американские союзники, да и сами США подкошены этим кризисом, их возможности значительно сокращаются. Они уже не могут себе позволить так откровенно разбрасываться угрозами и рассчитывать исключительно на свое военное и политическое превосходство. Больше внимания приходится уделять союзникам для того, чтобы распределить нагрузку и ответственность.

В данной ситуации американцы пытаются слукавить и перехватить инициативу, начиная со своей стороны также говорить о многополярном мире, о том, что Америка сегодня сокращает свое давление на страны мира, и что она готова разделить ответственность. Однако, многополярность американцы понимают именно и исключительно как разделение ответственности за те действия, которые все равно, по сути, осуществляются в интересах США. То есть, ни о каком стратегическом планировании со стороны нескольких цивилизационных полюсов речи не идет.

В целом риторика меняется на более мягкую. Это мы наблюдали и в начале первого срока Обамы. Это же он подтверждает сейчас. Но, по большому счету, все издержки, которые государства мира несли от американской политике при Буше-младшем, сохранились и сейчас. Никаких серьезных, кардинальных изменений, реальных, которые повысили бы возможности и шансы центров иных цивилизационных блоков влиять на мировые процессы, не наблюдается.


Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз («Файл-РФ», 21.02.2013)  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2226