ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2133
Нагорный Карабах в системе интересов России, ЕС и США: из истории конфликта
Тогдашний министр иностранных дел Турции Хикмет Четин открыто заявил, что «Турция всеми способами будет мешать осуществлению московских договоренностей»   5 ноября 2012, 09:00
 
Карабахский конфликт мог быть сведен на нет практически в самом начале, однако, западные страны и Турция не были заинтересованы в укреплении позиций России в регионе

На протяжении веков Кавказ находится в центре внимания различных геополитических сил - здесь пересекаются интересы крупных и влиятельных государств мира. Причем стремление этих государств закрепить свое влияние на Кавказе зачастую приводит не к разрешению конфликтных ситуаций, а к срыву мирных переговоров и увеличению противоречий.

Несмотря на достигнутые мирные договоренности, военные действия в Нагорном Карабахе возобновились, что было непосредственно связано с началом нефтяной дипломатии со стороны Баку.

После распада СССР обострились различные - главным образом этнические - конфликты и противоречия, но особенно кровопролитная борьба развернулась на Кавказе. Первые годы независимости кавказских государств ознаменовались этнополитическим противостоянием, в результате чего Южный Кавказ столкнулся с ужасами кровопролития, этнических чисток и разрушений, вызванных военными действиями в Нагорном Карабахе. По своим политическим, экономическим, экологическим, демографическим и гуманитарным последствиям он относится к наиболее крупным на пространстве СНГ.

Обратимся к событиям 1993-1994 годов, когда, несмотря на активные боевые действия в Карабахе, Россия выступила с инициативой прекращения боевых действий и разрешения конфликта путем трехсторонних переговоров. 18 февраля 1994 года по инициативе тогдашнего главы Министерства обороны России Павла Грачева в Москве прошли переговоры между министрами обороны Армении, Азербайджана и полномочного представителя Армии обороны НКР. В результате переговоров был подписан протокол о прекращении огня с 1 марта 1994 года и создании буферной зоны между сторонами конфликта. Для соблюдения режима перемирия предусматривалось создать смешанные мобильные группы с участием представителей России и трех сторон конфликта (Республики Армения, Азербайджанской Республики и Нагорно-Карабахской Республики). Кроме того, данный договор предоставлял право России принимать любые действия, в том числе и военные меры для обеспечения реализации договоренностей. Фактически это был первый шаг к урегулированию ситуации.

Однако, через несколько дней военные действия возобновились, что было непосредственно связано с началом нефтяной дипломатии со стороны Баку: президент Азербайджана на тот момент Гейдар Алиев после ряда успешных встреч в Турции и Великобритании заручился поддержкой этих стран в оказании помощи его стране в обмен на выгодные условия разработки каспийской нефти.

После ряда неудачных попыток усадить стороны за стол переговоров 15 апреля 1994 года Совет глав государств СНГ принял заявление, в котором подчеркивалось, что ситуацию в Карабахе невозможно урегулировать без прекращения огня, всех военных действий и вслед за этим - надежного закрепления достигнутого.

При этом следует учитывать, что противостояние между Россией и НАТО на Южном Кавказе на годы, прошедшие со времени военной стадии конфликта, только усилилось.

3-5 мая в Бишкеке состоялась встреча парламентских делегаций Армении, Азербайджана и НКР с целью закрепления согласия на прекращение боевых действий. Однако, Азербайджан в очередной раз отказался подписывать документ, надеясь на помощь НАТО в отпоре «армянской агрессии». Даже более того - он обвинил Россию в пособничестве Армении.

Вместе с тем 16 мая 1994 года в Москве при посредничестве министра обороны РФ Грачева снова собрались руководители военных ведомств Армении, Азербайджана и НКР. В ходе переговоров был достигнут ряд соглашений. В частности, установление срока начала отвода войск, что позволило бы подготовить плацдарм для дислокации разъединительных сил. Но и этим договоренностям тоже не суждено было воплотиться в жизнь. И в этом немалую роль сыграли Турция, США и другие члены Минской группы.

Дело в том, что если бы Армения и Азербайджан согласились выполнить достигнутое соглашение, то это бы означало укрепление российского государства в данном регионе, ведь костяк миротворческих сил в таком случае обеспечивала бы Россия, что, естественно, противоречило интересам Турции и США. В частности, тогдашний министр иностранных дел Турции Хикмет Четин открыто заявил, что «Турция всеми способами будет мешать осуществлению московских договоренностей».

Впрочем, несмотря на эти противоречия, боевых действий не последовало. Фактически было достигнуто перемирие, хотя и никаких обязывающих к этому документов не было подписано. Вместе стем, правовой статус Нагорного Карабаха так и не был определен, а это означает, что возобновление боевых действий возможно в любой момент.

При этом следует учитывать, что противостояние между Россией и НАТО на Южном Кавказе на годы, прошедшие со времени военной стадии конфликта, только усилилось. Россия рассматривает Северный Кавказ как сферу своего влияния и ответственности, поэтому она кровно заинтересована в снижении активности НАТО на Кавказе. В свою очередь Турция и США стремятся установить контроль в этом стратегически важном регионе.


Елена Яценко  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2133