ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2113
Легко ли принадлежать «группе риска»
Неприятие индивидом условий, норм и требований той среды, в которой он адаптируется, вызывает в нем потребность в действиях совершенно иного рода, что воспринимается обществом негативно, поскольку идет в разрез с его установками   12 октября 2012, 09:00
 
В современных условиях одним из сущностных свойств молодежи как социально-демографической группы и значимым фактором ее социального развития выступает риск

В условиях разнонаправленных процессов глобализации, модернизации и трансформации в самой сложной ситуации оказываются наиболее незащищенные группы населения, лишенные стабильного статуса и соответствующих ресурсов, нормативной и корпоративной поддержки. К малозащищенным группам следует отнести и часть российской молодежи. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи, возникновение новых ценностей и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Очевидным является и тот факт, что в настоящее время молодежь сегментирована по различным основаниям и представляет целостную референтную группу лишь по возрастному показателю.

Влияние риска ощутимо на всех социального этапах развития молодежи, поскольку в социологическом плане развитие молодежи предстает как направленное изменение ее социальных качеств в процессе воспроизводства социальной структуры.

Современная российская молодежь - это молодежь, формировавшаяся полностью в новых условиях, которые она признает в качестве естественных. Сегодняшние молодые россияне поставлены в двойне экстремальные условия: до сих пор дающий о себе знать переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Молодым людям приходится самим решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

Сущность молодежи как социальной группы раскрывается в процессе реализации ею функции воспроизводства социальной структуры. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом.

Ориентация на успех в жизни становится ведущей жизненной стратегией молодежи в современных рыночных условиях, причем она носит достаточно устойчивый характер. Успех в жизни выступает терминальной ценностью, тогда как структура и характер инструментальных ценностей, способствующих достижению этой цели, меняются. Другой современной ценностью для российской молодежи сегодня является материальный достаток, что свидетельствует о превалировании личных приоритетов. При этом следует отметить, что, согласно проведенным опросам, более половины подростков и молодых людей связывают мотивацию трудовой деятельности исключительно с деньгами и стремлением зарабатывать их любыми средствами, в том числе и противоправными. Таким образом, в условиях происходящих в современном российском обществе фундаментальных социально-экономических и социокультурных изменений, одним из сущностных свойств молодежи как социально-демографической группы и значимым фактором ее социального развития выступает риск.

Категория «риск» находится в поле зрения различных наук, но применительно к исследуемой проблеме риск можно определить как деятельность в условиях перехода от состояния неопределенности к определенности, когда появляется обоснованная возможность выбора при оценке вероятности достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели, с учетом действующих морально-этических норм. Влияние риска ощутимо на всех социального этапах развития молодежи, поскольку в социологическом плане развитие молодежи предстает как направленное изменение ее социальных качеств в процессе воспроизводства социальной структуры.

В обществе, переживающем кризис, который утрачивает свою главную отличительную черту - периодичность, углубляется и превращается в перманентный процесс, начинается эскалация неопределенности и постоянное воспроизводство риска. Как свидетельствуют данные социологических исследований, воспроизводство риска в российском обществе носит именно расширенный характер, что обусловливает его дальнейшую эскалацию.

Кроме отмеченных явлений одной из особенностей, зафиксированной в среде современной российской молодежи, является девиация ее поведения, проявление делинквентных, противоправных форм поведения, что также связано с кризисом системной интеграции. Модернизируемое общество ставит молодежь в положение группы с неудовлетворенным социальным статусом: в качестве гарантии привлекаются равные стартовые возможности, которые могут принимать девиантный характер, если отсутствуют возможности институциональной поддержки стремлений к восходящей социальной мобильности выходцев из низших социальных слоев.

Молодежь воспринимает социальные нормы как «вынужденный выбор», при котором высок риск оказаться «нищим или бедным». Вместо социального протеста, использования новых социальных движений избирается путь «адаптации». Очевидно, что специфика девиантности российской молодежи связана, в первую очередь, с трансформацией российского общества и адаптационными стратегиями большинства населения.

При этом российская молодежь демонстрирует по сравнению со старшим поколением оптимизм и высокий адаптивный потенциал. В этой связи узловая проблема связана с системными процессами адаптации молодежи к рыночным условиям: перемена ценностей и правил взаимодействия, активное встраивание в рыночные структуры, участие в экономической жизни.

Если обобщить сложившиеся в научной литературе определения социальной адаптации, то можно сказать, что она обычно рассматривается как вид деятельности людей, представляющий собой неизбежно складывающиеся объективные нормы и способы человеческого взаимодействия с относительно стабильными и повторяющимися условиями внутренней и внешней среды. Социальная адаптация рассматривается также как процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам ценностям социальной среды. Также ее можно определить как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Таким образом, это двусторонний процесс, означающий взаимное воздействие субъекта и социальной среды, а также результат их совместной деятельности.

Процесс адаптации характеризуется активным участием сознания, а также тем, что человек в состоянии целенаправленно изменять процесс адаптации, а не просто пассивно воспринимать результаты этого процесса. Кроме того, процесс социальной адаптации происходит в условиях деятельности групп, коллективов. Процесс адаптации человека к изменяющимся условиям внешней (природной и социальной) среды обусловливается характером общественных отношений. Однако, как известно, социальная адаптация не означает безусловного принятия индивидом или группой определенных жизненных условий. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным условиям, пытается их изменить, либо изменяет свое поведение в соответствии с этими условиями, вырабатывается определенный механизм действия, адаптационная стратегия.

Наряду с понятием «адаптивность», в научной литературе вводится также термин «неадаптивность», который в последнее время рассматривается учеными в позитивном свете и ассоциируется с активной позицией человека в жизни. Неприятие индивидом условий, норм и требований той среды, в которой он адаптируется, вызывает в нем потребность в действиях совершенно иного рода, что воспринимается обществом негативно, поскольку идет в разрез с его установками. На самом деле индивид осуществляет ту самую адаптационную деятельность, которую можно характеризовать как инновационную, преобразуя, тем самым, не только себя и свой внутренний мир, но и, в какой-то мере, социальную реальность, поскольку его адаптивная деятельность направлена на изменение той реальности, которая его не устраивает.

Следует подчеркнуть, что не существует единодушного мнения по вопросу об оценке эффективности процесса адаптации. Однако ученые склоняются к тому, что критерии, с помощью которых можно оценить эффективность адаптации, могут быть разделены на две категории: объективные критерии, в качестве которых, как правило, используется достигнутый высокий социальный статус, и субъективные критерии, не имеющие жесткой привязки к действующей в обществе иерархии социальных статусов и опирающиеся, преимущественно, на субъективную самооценку или самочувствие человека.

Таким образом, в нашем понимании социальная адаптация представляет объективно необходимый процесс вхождения индивида (группы) в новую социальную среду и освоения среды, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются условия не только для осуществления личностью ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды. Из такого понимания следует, что приспособление общества к интересам людей создает условия для более глубокой адаптации личности и ее самореализации, а адаптированность личности, в свою очередь, способствует интеграции общества, его стабильному развитию. В противном случае можно говорить об односторонней, а значит, неполной адаптации. По существу, это состояние дезадаптации.

Механизм социальной адаптации в широком смысле представляет собой систему взаимодействия всех элементов, сторон, «узлов», составляющих сам процесс социальной адаптации и его результаты. Механизм адаптации включает: разновидности и формы адаптации; ее этапы, стадии, уровни; предпосылки, источники и стимулы и др. Главное в этом механизме - способы и средства воздействия на процесс и результаты адаптации, используемые как взаимодействующими сторонами процесса адаптации, ее субъектами, так и социальными институтами общества управляющими функциями.

В трансформирующемся российском обществе самыми крупными, по мнению ученых, являются конфликты ценностей между традиционализмом и модернизмом, коллективизмом и индивидуализмом.

В зависимости от различных оснований и критериев в литературе выделяют разные виды и формы адаптации, например, добровольную и вынужденную, «позитивную» и «негативную». Можно также выделять социальную адаптацию и в зависимости от того уровня, или социального среза, к которому относится среда адаптации. В этом смысле первый, исходный уровень - адаптация, происходящая в среде, в которой непосредственно и осуществляется жизнедеятельность. Имеется в виду адаптация к профессии, работе, учебе и их условиям, к коллективу (социально-психологическая адаптация), приспособление к особенностям и условиям жизни по месту жительства и др.

Второй уровень (срез) предполагает адаптацию к макросоциальной среде. На этом уровне объектом освоения выступает социум, общественные отношения и характер социальных взаимодействий. Критерием адаптации на этом уровне является тот факт, принимают или не принимают индивиды на этом уровне социально-экономические, социально-политические, социально-культурные и другие отношения и условия жизни, насколько они готовы интегрироваться в эти условия. Эти два уровня представляют ступени и звенья единого процесса.

Адаптация в социуме осуществляется через адаптацию к непосредственной среде жизнедеятельности, близкому социальному окружению. Общество воспринимается и оценивается во многом в зависимости от того, удалось или не удалось индивиду «вписаться» в свою первичную среду.

При рассмотрении структуры социальной адаптации необходимо выделить такую ее разновидность как адаптация в конкретных условиях региона, т. к. природные, экономические, социальные, социокультурные, этносоциальные и другие особенности определяют специфические особенности процесса адаптации в регионе или их группе. В процессе социальной адаптации происходят существенные изменения в самих ее механизмах, в способах и средствах приспособления адаптирующихся к условиям жизни. Среди этих способов и средств основное место занимает трансформация ценностных ориентации.

В современной литературе существуют различные определения понятия «ценности», исследователи выделяют разные основания для классификации ценностей. Исследование природы ценностей имеет долгую историю, начиная с Рудольфа Лотце, который впервые ввел понятие ценности. По Лотце, ценность существует лишь в ее значимости для субъекта, но не является продуктом его произвола: она объективна как общезначимая форма поведения.

Говоря же в общем, под ценностями мы понимаем разделяемые в обществе (социальной группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения, а также социально значимые объекты, символы и идеи.

Понятие ценностной ориентации шире понятия «ценности», т. к. подразумевает структурную связь или отношение ценности и ценностно ориентированного субъекта. При анализе ценностных ориентаций следует выделять социологический подход, который направлен на объективный анализ ценностных ориентаций как объективно детерминированных значимостей, которые возникают на пересечении всевозможных социальных отношений. Таким образом, ценностная ориентация структурно синтезирует конкретную психологию личности и конкретную социологию среды, в которой она существует, представляя собой «индивидуальный эквивалент» ценности.

Многочисленные социологические исследования выявляют сложный и комплексный характер взаимодействия и взаимопроникновения традиционных и новых ценностей в среде российской молодежи в условиях трансформирующегося общества, что является индикатором процесса успешной социальной адаптации. Анализ результатов социологических исследований подтверждает, что в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта, с одной стороны, свидетельствующие о наличии конфликта ценностей, а, с другой, - о сосуществовании и взаимопроникновении ценностей в молодежной среде.

В трансформирующемся российском обществе самыми крупными, по мнению ученых, являются конфликты ценностей между традиционализмом и модернизмом, коллективизмом и индивидуализмом. Само по себе переплетение традиционных и модернизированных элементов и структур в одном и том же обществе, по мнению ученых, не обязательно приобретает негативные смыслы. Вполне возможно в достаточной степени мирное сосуществование старого с новым.

Социологические исследования ценностей молодежи России, проведенные в 90-х годов ХХ века, фиксируют противоречия между коллективизмом, исторически присущим российскому сознанию, и индивидуализмом, являющимся характерным для западной культуры, что позволяет констатировать начавшийся процесс социальной адаптации молодого поколения современной России. Более поздние исследования уже указывают на конструктивную форму взаимодействия традиционных и новых ценностей в системе ценностных ориентаций молодого поколения в условиях трансформирующегося российского общества, которые выступают способом и средством приспособления адаптирующихся к новым условиям жизни.

Тем не менее, мы приходим к выводу, что нестабильное общество порождает тенденцию к неустойчивой социальной адаптации. Молодежь в большей степени склонна к опоре на свои силы и способности, нежели старшее поколение. Новое поколение более подготовлено к тому, чтобы максимально увеличить свой социальный ресурс в конкурентном обществе.


Марина Блинова  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2113