ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2099
Александр Проханов: Путин, повторяя сталинский опыт, постепенно освобождает себя от либеральных обязательств
Изборский клуб создаёт оружие. Мы являемся оборонным предприятием, на котором создаются не самолеты, не подводные лодки, не танки, но мощный военный инструментарий, который сразу же, с конвейера поступает на поле боя   26 сентября 2012, 09:00
 
Современная российская власть пребывает в безвыходной ситуации, так как она деидеологизирована в условиях, когда в мире происходит схватка идеологий, а над Россией сгущается столкновение огромных и великих мировых идеологий

Беседа главного редактора Информационно-аналитического портала «Евразия» Валерия Коровина с писателем, главным редактором газеты «Завтра» Александром Прохановым.

- Александр Андреевич, хотелось бы поговорить в первую очередь об Изборском клубе. Очень много позитивных отзывов я сам лично слышал от совершенно разных людей, и тот медийный эффект, который мы наблюдали, неожиданный и позитивный, со стороны, в том числе, либеральных СМИ, говорит о том, что это мероприятие - действительно ожидаемое историческое событие. Хотелось бы, по прошествии некоторого времени, чтобы Вы зафиксировали позицию, которая достигнута после проведения этого мероприятия - учреждения клуба. Несколько отдышавшись, оглядевшись - что можно зафиксировать? Что действительно достигнуто этим жестом, какая точка является отправной, с которой можно будет двигаться дальше, развивая эту инициативу?

Создание Изборского клуба есть своего рода чудо. Все составляющие наш клуб люди двигались к нему разными путями. У них своя эволюция взглядов, и они все сошлись на национально-патриотическом государственном миросознании.

- Я недавно был в Сарове. Там разрабатывается новая термоядерная энергетическая установка. Смысл установки в том, что в мишень с разных направлений и под разными углами одновременно бьют лазерные лучи. Они поджигают мишени, возникает плазма, из которой излетает энергия. Сложность этой системы в том, чтобы эти лазерные лучи направлялись точно в цель одновременно, синхронно, неискаженно, эффект заключается в фокусировке этих лучей.

В каком-то смысле Изборский клуб и есть эта ядерная установка. Все составляющие этот клуб, все его члены - это лазерные лучи. Каждый из этих лучей самодостаточен. Он привык стрелять в мироздание под своим углом, со всей своей интенсивностью. Собрать все эти лучи вместе, организовать, побудить их бить своей ослепительной силой в одну точку и зажигать мишень - это большая организационная работа, которая ничего бы не стоила, если бы не произошло чудо. Я думаю, что создание Изборского клуба и есть своего рода чудо. Все составляющие наш клуб люди двигались к нему разными путями с разными скоростями. У всех них своя эволюция взглядов, и они все сегодня сошлись на таком вот национально-патриотическом государственном миросознании. Сошлись, как братья, как товарищи, как члены ордена.

- В этой связи стоить отметить, что были и негативные реакции, в частности, высказывание Игоря Юргенса, директора Института стратегического развития, который сказал, что ему Изборский клуб «очень не нравится». Он опасается того, что эта инициатива заинтересует власть и станет доминирующей в плане формирования идеологии государства. Также есть другие отзывы либеральных экспертов и политологов, которые либо осторожно, либо критично воспринимают данную инициативу. В чём, в таком случае, Вы видите угрозу этому начинанию? С какой стороны можно ждать противодействий - со стороны власти, со стороны либеральных экспертов, со стороны медиа-сообщества? Что может остановить сегодня эти лучи?

- К этим негативным отзывам относится и вышедшая в «МК» заметка Станислава Белковского, направленная против меня. И она тоже связана с появлением Изборского клуба. Право, либералы очень встревожены, потому что до сего момента они господствовали в идеологической сфере, в идеологическом небе, и вдруг появились машины, самолеты, которые вылетели навстречу и дают им в этом небесном пространстве воздушный бой. Что может остановить Изборский клуб? А что может остановить скорость света? Мне кажется, ничего не может остановить. У Изборского клуба нет по существу никаких препятствий, потому что сошлись бескорыстные интеллектуалы, сошлись люди, абсолютно не зависящие от материальной сферы, от материальной среды, готовые самоотверженно, соединившись в артель, работать над проектами и предлагать эти проекты государству, власти. Но без всякой особой надежды на то, что власть услышит эти проекты и воспользуется ими.

Впрочем, у власти сейчас безвыходная ситуация. Власть по существу деидеологизирована в условиях, когда в мире происходит схватка идеологий, и над Россией сужается столкновение огромных и великих мировых идеологий. У России же идеологии нет, и поэтому Россия и её власть безоружны. По существу Изборский клуб создаёт оружие. Мы являемся оборонным предприятием, на котором создаются не самолеты, не подводные лодки, не танки, но мощный военный инструментарий, который сразу же, с конвейера поступает на поле боя.

- Идеология - это своего рода проект будущего. В данном случае мы говорим о государстве, то есть идеология - это та стратегия, по которой государство должно двигаться к конечной цели. А какова, по-Вашему, эта цель? К чему движется наше российское государство, если даже опереться на ту преемственность идеологических моделей, о которых Вы неоднократно говорили, и снять противостояние эпох развития российского государства, принять все существовавшие созданные активы за базу и двигаться дальше? Какова эта конечная цель нашего государства: государство ради чего? Оно существует, чтобы что?..

- Конечная эсхатологическая цель?

- В том числе - эсхатологическая цель.

- Эсхатологическая цель - наиболее комфортно въехать в Царствие небесное всем составом, захватив с собой все вагоны, которые до этого были сконструированы. По существу, то государство, которое въедет в Царствие небесное, - не обязательно то, которое мы с Вами конструируем. Здесь времена и сроки зависят не от нас с Вами. Во всяком случае, неизвестно, конструируем мы с Вами конечный локомотив или очередной вагон - нам с Вами не дано это знать. Но смысл таков - втащить весь этот состав в Царствие небесное, чтобы этот состав, вагоны которого шли привычной линией - подрагивали и скрипели, состав, где молчали одни, а другие плакали и пели, чтобы весь этот восхитительный русский состав вошёл в Царствие небесное.

Я только что вернулся из Великого Новгорода, и после огромного перерыва побывал у церкви Спаса на Нередице. Это церковь божественной красоты - небольшая, стоящая в зеленых пространствах среди озер недалеко от Волхова, домонгольская церковь с остатками фресок.

- Домонгольская?!

- Домонгольская. Она младше Софии Новгородской, основана в ХII веке. Каменная. Она абсолютной красоты, покрыта остатками фресок. По ней долбили немецкие пушки, но кое-что всё-таки от неё осталось. Потом туда пришли поразительные люди, которые поставили на место все камни, собрали из крупы остатки фресок и вернули их на стены.

И я стоял там и понимал, что стою в космическом корабле, который тысячу лет совершает эти челночные полеты на небо и обратно. И эти фрески - экипаж этого космического корабля, который за все русские империи, за все русские времена всегда перевозил грузы: одну часть грузов он доставлял с Земли на небо, а другую возвращал на Землю. В этом смысл, видимо, государства, которое мы строим.

- В чем, на Ваш взгляд, состоит главная угроза нашему государству на сегодняшний день, перед чем оно может не устоять? И какие шаги нужно предпринимать в экстренном порядке для того, чтобы предотвратить эти угрозы, если брать текущий момент именно для государства?

- Угроза нашему государству системна. А системный кризис и системная угроза не поддаются математическому исчислению. Таких угроз может быть тысячи, каждая из которых в зависимости от величины, является смертельно опасной, потому что она детонирует лавинообразное крушение всей государственной системы. Но сейчас государство столкнулось с либеральной угрозой. И этот либеральный таран, либеральная стенобитная машина, которая в полную меру заработала в русской истории в конце XIX века и раздолбила романовскую централистскую государственность, монаршескую империю, затем, после победы Февраля и победы Октября 1917 года, продолжала перемалывать остатки романовской имперской цивилизации, расчищая место для какой-то другой цивилизации, другого государства.

Затем эта машина усилиями Сталина была остановлена, разгромлена, и вновь было выстроено традиционалистское, во многом, евразийское, красное имперское государство, которое замедлило и законсервировало работу этой либеральной мировой машины. Но эта машина вновь таинственными во многом способами получила возможность раскрутиться в недрах советской цивилизации и уничтожила её. После её уничтожения в 1991 году вновь началась работа по расчистке пространства и создания всё того же, несостоявшегося в начале ХХ века, иного государства. Это государство практически было создано на костях Советского Союза и на костях простого русского населения. И таинственным, во многом опять необъяснимым образом, как в сталинские времена, на пути этой либеральной машины возник Путин, который и стал её останавливать. Он не остановил её полностью, сегодня она продолжает работать, и мы всё ещё имеем дело с мощной, гигантской, либеральной, антирусской машиной, разбивающей в прах наше хрупкое, нестойкое и несовершенное, до конца не состоявшееся путинское государство, государство-недоносок.

Драма сегодняшнего идеологического момента в том, что сталкиваются хорошо отработанная либеральная идеология, оснащённая политологией, политтехнологией и реальной политикой, и это хрупкое, во многом рефлексивно действующее, путинское государство. И схватка этих двух машин предрешена, если путинское государство не оснастит себя в кратчайшее время ресурсами.

Один из таких ресурсов, как полагает Путин, - это экономический оборонный рывок, который он предложил стране. Он готов потратить на создание огнестрельного и ядерного оружия огромные деньги. Само по себе создание этого оружия - восстановление оборонного комплекса - идея великолепная, но она бессмысленна без целого комплекса сопутствующих мер. Она бессмысленна без того, чтобы не сопроводить эти меры по созданию оборонного комплекса созданием идеологического, культурного, социально-психологического, национально-религиозного комплексов. Всё это вместе взятое должно в ближайшее время вылиться в представление о том, каким должно быть завтрашнее российское государство и каким способом оно одолеет эту либеральную машину. В этом - главный конфликт эпохи. Но это грубое изложение этого конфликта.

Драма сегодняшнего государства не только в том, что на него набросилась либеральная стихия, а в том, что сегодняшнее государство отчуждено от народа - оно не имеет поддержку в национальном сознании. Народ не готов выступить на защиту своего государства, не верит в своё государство, он оскорблён и обижен своим государством, и налаживание мостов - духовных, психологических, антропологических, религиозных между властью и народом является одной из самых актуальных задач.

- А не кажется ли Вам, что вот эти проблемы, о которых Вы говорите, мировоззренческие проблемы, проблемы некоего отчуждения народа от власти связаны, в том числе, с тем, что Путин, помимо очевидных державных черт, носителем которых он является, и помимо того, что он осуществил серьёзные шаги по собиранию России и спасению её от распада и падения в пропасть, так же, с равным соотношением является носителем неких либеральных черт: он - безусловный рыночник, и он это не раз подчеркивал, он поддерживает и разделяет либеральные рецепты разрешения сложных социальных конфликтов - монетизация льгот, либеральные реформы образования и медицины, некоторые другие меры, которые были приняты: то есть, не кажется ли Вам, что Путин одной рукой пытается создать, по крайней мере обозначить контуры державной России, а другой сам же её демонтирует, исповедуя, причём искренне и многократно акцентируя на этом внимание, исключительно либеральные взгляды? Не эта ли двойственность Путина, и как следствие - нынешних элит, на которые он опирается, является угрозой, разрушающей, разрывающей страну как минимум пополам?

По существу, все, кто вошли в Изборский клуб, - это отборный продукт, прошедший селекцию. Но какое-то количество осталось за пределами, сколько помидор было раздавлено, так и не созрев…

- Это верно. Есть два Путина, и они сражаются друг с другом. Путин является полем брани двух разных Путиных, и это поле усеяно костями как одного, так и другого. И по существу это действительно является его экзистенциальной драмой. Но я думаю, что инстинкт биологической жизни, даже не инстинкт государя, а инстинкт жизни заставляет его выбирать из двух Путиных одного - того, который восстановит страну. Я думаю, что Путин эволюционирует, он не дан как некая константа, он находится в динамике, достаточно сложной, но очевидной. Точно так же эволюционировал и Сталин. Я не знаю, была ли сталинская эволюция реальной эволюцией или это была эволюция, свидетельствовавшая о том, что у него, у Сталина, появлялась всё большая и большая степень свободы. Он сбрасывал с себя предложенные ему в начале его карьеры условия.

Может быть, и Путин, повторяя этот сталинский опыт, постепенно освобождает себя от разного рода обязательств, потому что он принял страну в момент, когда она была оккупирована. Он принял оккупированную Россию, и, по существу, на этот пост его утвердил именно оккупационный режим. И надо отдать должное его проницательности, пластичности, виртуозности - он сумел в условиях оккупации выиграть довольно большие степени свободы для страны. И продолжает их завоевывать. Но, конечно, ему придется совершить революцию в себе самом.

- Патриотическую? Консервативную?

- Он должен совершить революцию в себе самом и сбросить иго. Как в своё время сбрасывали его наши великие князья. Я жду, что он это сделает, и наш клуб будет всячески этому содействовать. Эта революция должна привести Путина к идее традиционалистского государства и традиционного лидера. В той революции, которую он затеет, и которую мы будем стимулировать в нашем клубе, роль лидера непомерно огромна.

- А не слишком ли долго он эволюционирует с учётом того, что история сжалась, время спрессовалось, и у нас уже нет такого люфта, какой был в начале ХХ столетия, когда Сталин, эволюционируя, позволял себе, трансформировать государство от исключительно левого курса к национал-большевистскому, имперскому. Не теряем ли мы, пока Путин разбирается сам в себе, в своих чувствах, в своих пристрастиях, историческое время для того, чтобы совершить экстренные шаги и предотвратить развал России, у которого мы постоянно балансируем, ежегодно к нему подвигаясь. Не слишком ли это легкомысленно, такой вот эксперимент?

- Конечно, хотелось бы, чтобы преображение наступило моментально, мгновенно. Но, я думаю, что его медлительность, противоречивость обусловлена обстоятельствами, часть которых нам известна, часть - нет. Быть может, этими обстоятельствами являются несовершенство его натуры, может быть, глубина искушения, на которое он поддался, получив такую супервласть. А что касается исторических скоростей, то это вещь относительная, потому что когда происходит чудо, оно вообще не имеет дела с такой категорией, как время, как, впрочем, и с такой категорией, как пространство. Преображение позволяет осуществлять скачки через целые исторической эпохи.

- То есть можно наверстать всё быстро?

- Конечно, нам с Вами хотелось бы, чтобы государство Российское возрождалось другими скоростями, но оно не может возрождаться быстрее, чем этого хочет история.

- А что, по-вашему, должно произойти, чтобы Путин окончательно отказался от своих либеральных воззрений и принял однозначные патриотические, консервативные, евразийские позиции, встав на этот путь уже необратимо?

- Должно состояться третье заседание Изборского клуба. Второго ещё не было, но оно состоится. А на третьем заседании путинскому либерализму должен прийти конец.

- Но для этого Путин должен присутствовать на этом заседании.

- Он незримо присутствовал и на первом.

- А может быть, Вы приоткроете завесу тайны над тем, какую всё-таки роль играют государственные органы власти, возможно, Администрация Президента, возможно, какие-то другие структуры или люди, в таком интенсивном развитии событий с созданием Изборского клуба и его стремительным помещением в политологическую, экспертную, идеологическую среду, которые до этого были единолично оккупирована либералами, в качестве цельного концептуального патриотического субъекта? Всё-таки, какова роль неких неведомых нам пока людей или структур, причастных к государству? Что это за сила?

- Глубоко законспирированная евразийская партия, которая пережила катастрофу 1991 года, умудрилась сохранить ресурсы, прошла 1991 и 1993 годы, наконец, вышла на поверхность и сформировала это сообщество. Возник невидимый светоносный кокон, в который вошли все члены этого клуба. Администрация президента изумленно хлопала глазами, и у неё был выбор - препятствовать возникновению этого клуба или ему содействовать. И она выбрала соломоново решение - она осталась нейтральной к появлению этого клуба и ждёт, что же из этого выйдет.

- Тогда я постараюсь выразиться более конкретно. На мой взгляд, отрицание причастности Администрации Президента к этому клубу занижает его статус. Ведь присутствующие на нем эксперты, действительно известные в патриотической среде люди, собирались и раньше, причём неоднократно. И мне кажется, что прорывом как раз стала сама площадка и то внимание со стороны власти, в том числе федеральной, которое было приковано к клубу и как-то незримо окутывало происходящее событие. Именно это внимание и интерес со стороны власти, а, соответственно, и некая причастность, может быть, организационная, может быть, техническая, она и повысила сразу моментально, молниеносно в разы статус происходящего мероприятия. И мне кажется, что как раз декларация такого интереса, и его раскрытие, со стороны Администрации президента, со стороны власти делает застолбление позиции в экспертном поле именно этим клубом необратимым. Именно этот интерес и приводит в ужас либералов - Юргенса, Гонтмахера, потому что они понимают, что постепенно интерес именно власти, именно Администрации президента и Путина лично отворачивается от них в сторону патриотической группы. Почему нужно отрицать эту причастность? Ведь она только придаёт очки, даёт плюсы. В то же время, если это пожелание власти - демонстрировать некое стороннее отношение к нему, - тогда возникает вопрос, чего власть боится? Она же не боится присутствовать на заседаниях Валдайского клуба, она же не боится ходить на либеральные сборища, и совершенно их не чурается и не сторонится. Почему же такая осторожность по отношению к подобной же патриотической инициативе?

- Валерий, Вам, по-видимому, известно гораздо больше, чем мне, и Ваша осведомленность по части конструирования Изборского клуба превосходит мою, и я рад был бы от Вас услышать, каким образом клуб был сконструирован с помощью Администрации президента. Мне же, в силу моей скромной роли создания этого клуба, ничего подобного неизвестно, и я полагаю, что, наоборот, статус клуба важен как некая феноменология такого патриотического чуда.

Всё, что власть делает и конструирует на протяжении последних двадцати лет, превращается, в конце концов, в прах. Лучше бы власть вообще не тянулась ни к каким патриотическим силам, потому что если Вы прочитаете работу близкого Вам по духу Александра Гельевича Дугина, связанного с деятельностью Владислава Юрьевича Суркова, Вы узнаете роль властных структур и элит в формировании тех или иных ансамблей и ассоциаций. Поэтому я счастлив, что Администрация президента не имеет никакого отношения к организации этого клуба, и вхождение в этот клуб Вашего покорного слуги и многих моих друзей никак не связано с тем, что за кремлевской стеной сидит группа высоколобых, задумавших такого рода клуб.

Я думаю, что клуб выстоит лишь в том случае, если его продукт, его доклад будет важен и интересен власти. Но выстоит он не потому, что власть предложит клубу апартаменты, автомобили, дельтапланы и прочие средства передвижения, а потому что клуб обнаружит свою дееспособность. Если эта дееспособность не будет обнаружена, мы сами потеряем к себе интерес. Мы очень быстро разойдемся. Наш ансамбль важен лишь в том случае, если мы создадим продукт такой силы, точности и актуальности, что он, как деталь, будет встроен в конструирование сегодняшнего государства, если он будет воспринят властью как оружие, а не как бижутерия.

- Но дееспособность подогревается и стимулируется интересом власти, если интереса нет, то теряется некий запал, теряется вдохновение.

- Власть интересует только то, что ей полезно и нужно. И пока не появился продукт, власть настороженно будет смотреть за деятельностью членов клуба. Клуб должен немедленно вступить в идеологическую схватку, он должен продемонстрировать свою эффективность, потому что враг Кремля - либералы - предлагают очень мощный идеологический конструкт, и этот клуб, повторяю, должен немедленно превратиться из ареопага в генеральный штаб.

- Мне кажется, Вы неслучайно упомянули Владислава Юрьевича Суркова, который, по моему мнению, внёс значительный вклад в то, чтобы никакая живая патриотическая мысль не заняла своего места в идеологической картине новой постсоветской России. Он много сделал для того, чтобы патриотическая идеология не заняла подобающего места в идеологической конструкции современной России. Более того, он сделал всё для того, чтобы в России идеологии как таковой просто не было, а был лишь некий ее симулякр. Не связано ли некое преображение российского идеологического пространства в патриотическом ключе с его уходом из Кремля и с окончанием эпохи единоличного правления этой темной фигуры над внутренней политикой России и над содержательным полем?

- Не связано ли появление Социал-демократической рабочей партии России, возглавляемой Лениным, с убийством Столыпина? Не связано ли появление Нила Сорского и его философии нестяжательства с ослаблением Иосифа Волоцкого? Я думаю, что если винить господина Суркова - человека, несомненно, блестящего - в том, что патриотические сообщества распадались, - это принижение самого состава и самого качества патриотических движений. Я как раз считаю, что благодаря давлению и манипуляции со стороны Администрации президента и Суркова в предшествующий период удалось вырастить плеяду стойких людей, не подверженных коррозии и искушению. По существу, все, кто вошли в Изборский клуб, - это отборный продукт, прошедший селекцию. Но какое-то количество осталось за пределами, сколько помидор было раздавлено, так и не созрев…


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2099