ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2045
Российско-китайская ось евразийства
Добрососедство - это идущая из глубины веков идея китайских мудрецов и драгоценная традиция китайского народа. Новое поколение китайского руководства продолжает эту традиционную разумную идею и политику   27 июля 2012, 09:00
 
Логика развития глобальных процессов в современном мире ставит на повестку дня вопрос о необходимости объединения усилий стран, противостоящих экспансии Запада и создания ими системы военно-политических союзов

Сущность глобализации в самом кратком определении заключается в том, что это объективный, естественный процесс интеграции человечества. Понятие глобализации фиксирует современную стадию интеграцию мира, который становится все более связанным, взаимозависимым и все более универсальным. Глобализация проявляется в том, что социальные процессы в одной части мира во все большей степени определяют происходящее во всех других частях мира и, в свою очередь, испытываю воздействие последних. Происходит сжатие пространства, время спрессовывается, географические и межгосударственные границы становятся все более прозрачными и легко преодолимыми. Потоки товаров, услуг, информации, людей и капиталов с растущей интенсивностью циркулируют по планете.

Одним из наиболее драматичных результатов либеральных реформ стало катастрофическое ухудшение ситуации в социальной сфере. Возникла беспрецедентная поляризация: страна оказалась расколотой.

Наиболее зримым случаем разрушительного воздействия политики либерализма и процессов либеральной глобализации, на наш взгляд, стала Россия 1990-х годов. Она в полной мере испытала на себе все их негативные стороны (за исключением военной агрессии - Россию пока еще защищает ее военная мощь). Либеральные реформы привели к упадку во всех сферах общественной жизни.

Был нанесен сокрушительный удар по экономике страны. С 1991 по 2000 все основные показатели экономического развития резко снизились. Например, доля России в мировом валовом продукте с 1990 по 2000 упала с 5,57% до 2,1%. Многие заводы и фабрики остановились. Началась масштабная деиндустриализация страны. Наиболее важные отрасли производства, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса и обеспечивают развитость и благосостояние - тонкое и точное машиностроение, авиакосмическая промышленность, биотехнологии, тонкая химия, электротехническая промышленность, ядерная промышленность, фармацевтика и медицинская промышленность - оказались в тяжелом положении. Страна, первой начавшая освоение космоса, стала стремительно превращаться в сырьевой придаток глобальной экономики, живя за счет экспорта нефти, газа, металлов и древесины.

Вывоз нефти в последние годы обеспечивал 40% совокупного экспорта России.

Одним из наиболее драматичных результатов либеральных реформ стало катастрофическое ухудшение ситуации в социальной сфере. Возникла беспрецедентная поляризация: страна оказалась расколотой на кучку миллиардеров и миллионеров, с одной стороны, и бедствующее большинство, с другой.

Социальная поляризация породила целый спектр негативных социальных явлений. Резко возросли многочисленные формы социального варварства, свидетельствующие о глубочайшем неблагополучии общества: наркомания, алкоголизм, психические заболевания, бездомность, детская беспризорность, проституция, эпидемия СПИДа и венерических болезней и т. д. Одной из наиболее кричащих проблем России стал невиданный рост преступности. Данные формы социального варварства свидетельствуют о начавшемся распаде социальной ткани.

В результате всех этих негативных процессов резко ухудшилось духовное состояние общества, произошла колоссальная нравственно-психологическая деградация населения. Она проявилась, в частности, в эрозии трудовой этики, связывающей положительное самочувствие индивидуума с его профессиональными успехами в созидательных, общественно-полезных видах трудовой деятельности.

Острейший социально-экономический и духовный кризис закономерно привел к настоящей демографической катастрофе.

С 1992 года в России происходит депопуляция, вызванная резким снижением рождаемости и ростом смертности населения. При сохранении существующих демографических тенденций, как предполагают демографы, численность населения России к 2050 году может сократиться до 100 млн. человек и она окажется не способной контролировать свои обширные территории. Прогрессирующая депопуляция России - это наиболее зримый результат трагических результатов либеральной глобализации нашей страны!

В результате системного кризиса и политики постоянных уступок Западу в течение 90-х годов. Российская Федерация стремительно утрачивала влиятельность на международной арене. Россия ушла из многих регионов мира и отдалилась от своих союзников. Ее внешняя политика в 1990-е годы была проамериканской.

Подавляющее большинство населения России решительно отвергли либерализм. С 2000 здоровые силы в политической элите России, поддерживаемые большинством населения, взяли курс на преодоление негативных тенденций развития страны, на национальное возрождение.

Либеральная глобализация вызывает законную и справедливую реакцию отторжения не только в России, но и во всем мире. Многие государства, общественность планеты выступают с резкой критикой планов правящих кругов США по либеральному переустройству мира. Возникло и крепнет антиглобалистское движение. Необходимо отметить, что антиглобализм в любой его форме носит четко выраженную антиамериканскую направленность.

Резюмируя все вышесказанное, необходимо четко осознавать то, что либеральная глобализация привела к возникновению Великого противостояния между глобальным Западом (США, Канада, страны Западной Европы, Япония, Австралия, Новая Зеландия) и всемирным «Востоком» (Россия, Китай, Индия, мусульманский мир, страны Африки и Латинской Америки). Главным противоречием нынешней эпохи, определяющим всю политическую архитектонику и развитие современного мира, является глобальный конфликт на экономическом, политическом и культурно-ценностном уровнях между ними.

Если у Индии, России, Китая и Японии есть какие-то достижения в науке, философии и культуре, то они могут и должны принять участие в созидательном процессе обогащения живой человеческой цивилизации. Если же Запад уже победил, все создал, то история заканчивается, наступает ее конец, как писал Фрэнсис Фукуяма. Остались лишь «технические» детали на «шахматной доске современной истории», повторяет за ним Збигнев Бжезинский. Наоборот, подлинная история народов только начинается и имеет огромную перспективу, ибо она совершается сознательной деятельностью и высокой совестью «рядового человека». Именно здесь ответ на вызов из XXI века.

Глобализация в либеральной форме, породив противостояние между Западом и Востоком, ведет человечество к самоуничтожению, к глобальной катастрофе - межцивилизационному конфликту и, в конечном итоге, к ядерной войне.

Может ли в принципе человечество выжить в условиях такого вызова? Может, если оно откажется от либеральной, прозападной глобализации. Для этого необходимо объединение усилий всех незападных стран для активного противодействия политике правящих кругов США и их союзников.

Логика развития глобальных процессов в современном мире ставит на повестку дня вопрос о необходимости объединения усилий стран, противостоящих экспансии Запада и создания ими системы военно-политических союзов. Россия, Китай, Индия, Иран, Индонезия, Бразилия и другие страны, объединив свой экономический, политический и военный потенциал, смогут успешно противодействовать глобальному либеральному империализму США и их союзников.

Именно Россия и Китай обладают наиболее весомой политической и военной мощью, способной остановить США в их претензиях на мировое господство. Каждая из этих стран обладает мощным политическим, экономическим и военным, а, главное, огромным духовным потенциалом, уходящим своими корнями в тысячелетнее прошлое. Именно Россия и Китай в последние годы проводят наиболее самостоятельную политику и последовательно отстаивают свои национальные интересы. Россия и Китай способны стать двумя лидерами сопротивления либеральной глобализации. На возможность союза России и Китая с надеждой взирают народы мира, страдающие от либеральной глобализации, тогда как правящие круги США страшатся этого союза и делают все для того, чтобы не допустить его.

Очень важным моментом в переориентации геополитики современной России может стать идея евразийства. Однако, евразийство, это не столько геополитическое явление, это феномен из области социального пространства и времени.

Процесс, связывающий социально-историческую среду с географической обстановкой, есть процесс двусторонний. Евразийское месторазвитие, на основе которого сформировалась евразийская цивилизация, включает Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую и Туркестанскую равнины вместе с возвышенностями, отделяющими друг от друга (Уральские горы и так называемый Арало-Иртышский водораздел) и окаймляющими их с востока, юго-востока и юга (горы русского Дальнего Востока, Восточной Сибири, Средней Азии, Персии, Кавказ, Малой Азии), и представляет собой особый мир, единый в себе и географически отличный как от стран, лежащих к западу, так и от стран, лежащих к юго-востоку и к югу от него.

Таким образом, внешние контуры Евразии в основном совпадают с границами «Великой степи», протянувшейся от Паннонии до Маньчжурии. Россия занимает пространство земель Евразии. На этом громадном пространстве, на особом евразийском материке формировалась особая русская культура, в которую органически вплетены элементы нескольких культурных традиций: византийской, оказавшей наибольшее воздействие на русскую культуру в Х-ХII веках; «степной», оставившей глубокий след в истории России, особенно в XIII-XV веках; и наконец, европейской, пик влияния которой приходится на XVIII век и которое длится по настоящее время.

Беда многих русских людей, считают евразийцы, заключается в «помутнении национального сознания», в том, что они не осознали особенности, специфичности своей культуры, которая не сводится ни к культуре европейской, ни к одной или нескольким азиатским культурам. Месторазвитие формирует расу; раса изменяет среду обитания, приобретая в ходе этого процесса устойчивый культурный тип, для формирования которого месторазвитие является более значительным фактором, чем этническое происхождение его носителя. Определенным типам месторазвития присущи определенные типы культуры, в создании которых конечно же играют роль и генетическая близость, и расовые смешения.

Категория месторазвития играет ключевую роль в евразийском понимании историософии России-Евразии, особого мира, особой культуры, особой судьбы евразийского социума. По убеждению евразийских теоретиков, месторазвитие евразийской культуры, значительно отличающееся от европейского и азиатского месторазвития соответствующих культур, предопределяет и культурно-исторический тип цивилизации, возникшей и совпадающей с территорией Российской империи и почти повторяющей ее территорией Советского Союза. Именно в этом месторазвитии существует евразийская цивилизация, отличная как от европейской, так и от азиатской, в котором, как в громадном горниле, сплавились судьбы этнически разных составляющих. Надо осознать тот факт, что мы не славяне и не туранцы (хотя в ряду наших биологических предков есть и те и другие), мы русские, т. е. евразийцы. Не этнические, не конфессиональные, не экономические принципы являются главенствующими в этом пространственно-временном социальном континууме, а синтетический принцип месторазвития «стяжает», объединяет различные социальные организации.

Евразийское месторазвитие, формирующее свой особый культурно-исторический тип - евразийский, должно стать основой изучения и реальной истории Евразии. Исходя из этого методологического постулата, Владимир Вернадский рассматривает евразийскую историю как единый процесс противоборства и сотрудничества различных племен, племенных союзов, государств, империй, «варившихся» в одном евразийском котле, результатом чего стало возникновение единого культурно-исторического типа, отличающегося и от европейского, и от азиатского, и от славянского.

Вернадский считает, что вся история Евразии есть последовательный ряд попыток создания единого евразийского государства и «выплавления» единого культурно-исторического типа. К этой цели «клонились усилия скифов, гуннов, хазар, турко-монголов и славяно-руссов. Славяно-руссы осилили в этой исторической борьбе».

Придавая категории месторазвития и построенной на ее основе концепции культуры как социального пространственно-временного континуума большое методологическое значение, евразийские мыслители отнюдь не стремились к ее абсолютизации. Концепция месторазвития, по утверждению Петра Савицкого, сочетаема с признанием множественности форм человеческой истории и жизни, с выделением, наряду с географическим, самобытного и ни к чему иному не сводимого духовного начала жизни. Сторона явлений, рассматриваемая в понятии «месторазвитие», есть одна из сторон, а не единственная их сторона; отмечаемая концепция по замыслу, заданиям и пределам есть одна из возможных, а не единственная концепция сущего. Живым ощущением материального не ослабляется, но усиливается живое чувствование духовных принципов жизни... Только в свете этих принципов возможно, по мнению евразийцев, достижение цельного понимания мира.

Понятие месторазвития является базовым, связующим понятием историософии, что отчетливо видно на примере определения России-Евразии как особого географического и особого исторического мира. Наложение одного на другой с необходимостью влечет за собой введение в научный оборот особого понятия, категории, обозначающей «стяжение воедино географических и исторических начал». Введение этой категории в научный обиход -несомненная заслуга евразийских мыслителей.

Таким образом Россия имеет в качестве евразийства естественный вектор ориентированный на восток.

Кроме этого вектора есть еще и мощный аттрактор - это бурно развивающийся Китай с его политикой добрососедства.

Как пишет известный китайский ученый Ван Лицзю, новое китайское руководство продолжает идею и линию добрососедства Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина и на этой основе развивает новые с внешним миром в целом и с соседними странами, в частности. Основой развития отношений с соседними странами, - как с великими державами, так и со странами третьего мира - являются три приоритета внешней политики современного Китая. Следует заметить, что в окружении Китая имеются много стран третьего мира, три великих державы: Россия, Япония и Индия, а также США, которые рассматриваются КНР как особый сосед Китая. Учитывая эти различия, вопрос о том, какими должны быть отношения с соседними странами, имеет для нынешнего Китая особое значение.

Сочетая политику добрососедства с политикой благосостояния, вместе с соседними странами, Китай принимает активное участие в экономическом сотрудничестве, повышая комплексную эффективность отношений добрососедства.

Особенности новейшей идеи и политики добрососедства нынешнего Китая резюмируются в следующих положениях:

1. Решительно отказавшись от традиций Холодной войны, установить новое понятие безопасности и выстроить комплексную систему безопасности в регионе. В начале 90-х годов Холодная война формально была закончена. Но основные ее факторы не только не исчезли сразу, но и продолжаются до сих пор. США, как единственная сверхдержава, пытается создать одностороннюю систему безопасности мира под своим абсолютным контролем. Однако, подобная политика не только не приводит к всеобщей безопасности, а наоборот вызывает все больше и больше локальных конфликтов, некоторые из них даже стали гораздо острее, чем раньше. Китай, как развивающая страна в окружении которой находится много в количественном и разнообразных в качественном отношении стран, очень беспокоит это обстоятельство. Положение осложняется тем, что между Китаем и некоторыми соседними странами все еще существует ряд нерешенных проблем. Если бы Китай тоже пытался решить такие проблемы на основе силы, то это принесло бы другим странам и регионам многочисленные беды. Вместе с тем подобные попытки не только не могут принести Китаю безопасность, а напротив, чреваты для него безвыходной ситуацией. Исходя из этого, Китай впервые предложил свое новое понятие «комплексной безопасности», ядро содержания которой заключается в том, что страны, между которыми имеются противоречия, должны разрешить их через равноправные переговоры и всестороннее сотрудничество, осознавая, что другого выхода нет. С таким подходом согласна и Россия. Поэтому уже в 90-е годы Китай и Россия успешно разрешили серию проблем в своих двухсторонних отношениях, что позволило создать атмосферу взаимного доверия и прочную основу для последующего развития взаимовыгодного сотрудничества как между двумя странами, так и в прилегающем к КНР постсоветском регионе в целом. На этой основе успешно реализуются подписанные главами пяти государств - Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана - Шанхайское (апрель 1996 года) и Московское (апрель 1997 года) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. В 2001 году на базе «Шанхайской пятерки» создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), соучредителем которой наряду с указанными странами стал и Узбекистан.

Само китайско-российское сотрудничество также вступило в новый этап. «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», подписанный 16 июля 2001 года в Москве, закрепил основные принципы двухсторонних отношений как отношений стратегического партнерства и объявил о намерении двух стран навеки быть «хорошими соседями, друзьями и партнерами». В октябре 2004 года в ходе саммита между Китаем и Россией обе стороны подписали документ и окончательно разрешили споры по приграничным вопросам. Эти и другие успехи уже показали правильность понятия «комплексной безопасности» и реальность мирного разрешения самой сложной проблемы между двумя странами.

2. Признание и уважение многообразности цивилизации, развитие нового этапа отношений добрососедства и взаимного сотрудничества стали базовыми принципами внешней политики сегодняшнего Китая. Китай признает различие цивилизаций и неповторимость путей развития каждой страны, считая, что именно это дает возможность взаимного обмена духовными и материальными ценностями между странами, способствуя в конечном счете достижению цели всеобщего прогресса и процветания всего мира. Китай не согласен с мнением «неизбежности конфронтации между цивилизациями» и выступает против любой попытки изменения «слабой цивилизации» «сильной». На основе отношений взаимоуважения и равноправия между Китаем и Россией, странами Корейского полуострова, Монголии, странами-членами АСЕАН, Пакистаном и государствами Центральной Азии в данном регионе создаются все более и более благоприятные условия для политического и экономического сотрудничества. Медленнее, чем хотелось бы, но поступательно развиваются отношения Китая с Японией и Индией. КНР надеется стать «хорошим соседом, партнером и другом» для всех стран, что уже является одной из важных целей и стремлением внешней политики страны, и в этом Китай рассчитывает на взаимность со стороны других стран.

3. Разработка эффективного механизма сотрудничества и защиты своей национальной безопасности и безопасности соседних стран. Формирование соседских отношений представляет собой объективно-историчекий процесс, который не зависит от субъективных желаний или политических предпочтений приграничных народов. Хотя в реальной жизни трудно избежать несовпадения мнений и интересов, и в отношениях Китая с некоторыми соседними странами в истории случались противоречия, конфликты и даже вооруженные столкновения, это не означает, что конфронтация неизбежна: все зависит от того, насколько искренними являются стремления каждой из сторон к разрешению имеющихся или вновь возникающих проблем.

Следует отметить, между соседними странами неизбежно существует ряд проблем, связанных, например, с защитой окружающей среды, борьбой с незаконным оборотом наркотических средств, незаконной миграцией, предотвращением инфекционных болезней и т. п. Эти и другие трансграничные проблемы только можно решить на основе взаимного сотрудничества. Со временем Китай активно участвовал в переговорах с соседними странами и подписал серию документов, касающихся трансграничных проблем, подтвердив необходимость создания механизмов для реализации взаимного сотрудничества. Все это создает реальные возможности для своевременного и эффективного разрешения всех возникших проблем в двухсторонних и многосторонних отношениях. К сотрудничеству в борьбе с угрозами и вызовами нового поколения подключаются оборонные ведомства Китая и других соседних стран - отдельно или в рамках региональных организаций.

4. Сочетая политику добрососедства с политикой благосостояния, вместе с соседними странами, Китай принимает активное участие в экономическом сотрудничестве, повышая комплексную эффективность отношений добрососедства. В процессе развития добрососедства Китай отдает силы не только для разрешения проблемы двухсторонней безопасности, но и роста уровня экономического сотрудничества, считая, что второй представляет собой базу для первой. Китайское руководство осознает, что вокруг Китая располагаются в основном развивающие страны, и они рассчитывают на то, что сотрудничество с Китаем принесет пользу для их экономического развития. Несмотря на то, что Китай сам является развивающей страной, он обладает гигантским рынком, огромным потенциалом импорта и экспорта, что может способствовать ускорениию темпов экономического развития соседних стран.

5. Уделяя должное внимание взаимодействию с разными региональными организациями, Китай активно участвует в многосторонних усилиях по стабилизации и интеграции восточно-азиатского региона (ЮВА). C 90-х годов ХХ-го века появилась тенденция создания региональных организаций. В окружении Китая сформировались более десятка различных организаций и форумов, - таких как Сотрудничество независимых государств (СНГ, 1991), Организация экономического сотрудничества (ОЭС, 1992), Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС, 1993), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, 2000), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС, 2001). Некоторые организации усилили свою деятельность, как АСЕАН и АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество). Цель всех организаций почти одинакова: укрепление сотрудничества и ускорение интеграции государств-членов. Хотя Китай участвует не в всех из этих организациях, однако он поддерживает эту тенденцию сотрудничества вокруг себя, считая, что она играет важную роль в стабилизации и процветании региона.

Добрососедство - это идущая из глубины веков идея китайских мудрецов и драгоценная традиция китайского народа. Новое поколение китайского руководства продолжает эту традиционную разумную идею и политику, дополняя ее свежим содержанием по мере изменения эпохи.

Идея и политика добрососедства - одна из важных сторон давней философии и историческо-культурной традиции Китая. В истории, когда Китай был сильным, все соседствующие с ним страны извлекали от этой идеи и политики духовные и материальные богатства; а в периоды его слабости, эта идея и политика предоставляла другим государствам возможности для того чтобы использовать эту слабость в своих собственных интересах. Следует заметить, что последнее вытекало не из самой этой идеи и политики, а из факта отсталости Китая.

В настоящее время Китай мирно развивается, ликвидируя свою отсталость среди соседних стран и в мире в целом. Нередко возникает опасение, не сможет ли Китай в будущем угрожать соседним странам, когда он станет среднеразвитой или высокоразвитой страной. Нам хотелось, чтобы наш анализ был полезен людям для знакомства с этой идеей и политикой. Идея и политика добрососедства - это не только традиция, но и неотъемлемая часть стратегии развития Китая. А проведение идеи и политики добрососедства китайским руководством непременно принесет значительную пользу для дальнейшего развития дружественных и сотруднических отношений между Китаем и всеми соседними странами, для безопасности и процветания региона в целом.

Таким образом можно сделать вывод, что в противовес либеральной глобализации может сформироваться союз России и Китая, основанный на политике добрососедства и скрепляющим элементом этого союза может стать евразийская ось.


Михаил Маринов  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2045