ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1833
Ядерные гарантии северокорейского капитализма
Несмотря на возобновление переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова, нет оснований полагать, что руководство Северной Кореи откажется от продолжения развития своей ракетно-ядерной программы   11 ноября 2011, 09:00
 
На нынешний момент ракетно-ядерная программа является универсальным инструментом торга и бесценным ресурсом корейской дипломатии

Несмотря на возобновление переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова между представителями Корейской Народно-Демократической Республики и Соединенных Штатов Америки, которое произошло 24 октября в Женеве, нет оснований полагать, что руководство Северной Кореи откажется от продолжения развития своей ракетно-ядерной программы.

Никто из бывших коммунистов и комсомольцев со своих должностей уходить добровольно не собирается. Ядерное оружие надежно страховало их от чрезмерного дипломатического давления, а тем более военного вмешательства.

Ракетно-ядерная программа КНДР стартовала в 60-х годах XX века после того, как Ким Ир Сен узнал о готовности США во время конфликта 1950-1953 годов к ядерной бомбардировке Пхеньяна. Корейская программа подразумевает создание боевых ядерных зарядов и средств их доставки до целей – ракет-носителей, в том числе и межконтинентальных баллистических ракет, теоретически позволяющих нанести ядерный удар по территории США.

Несмотря на то, что испытания ракет официально позиционируются Пхеньяном как часть мирной программы освоения космического пространства, международная дипломатия не очень-то склонна верить подобным заявлениям. И основания для скептицизма есть более чем серьезные.

Как известно, постсоветские элиты в России во многом обязаны своими текущими постами и капиталами именно наличием у них остатков ядерного потенциала СССР, которые дают определенную гарантию, что их не выкурят со своих постов различными мерами. В крайнем случае «гуманитарными бомбардировками» по сербскому или ливийскому варианту.

У бывших коммунистических элит стран Восточной Европы ядерных чемоданчиков, как у Ельцина, не было и их представители в 80-х и 90-х годах были законодательно подвергнуты ограничениям на занятие государственных должностей и руководящих постов в организациях, то есть, так называемой люстрации. В итоге эти лица потеряли возможность руководить политической и экономической жизнью своих стран, а главное – без ограничений участвовать в приватизации и присваивать капиталы.

Известно, что глобальные неолиберальные круги время от времени пытаются осуществить этот сценарий и в России. После убийства в 1997 году депутата Галины Старовойтовой, пытавшейся провести в Государственной Думе законопроект «О запрете на профессии для проводников политики тоталитарного режима», стало ясно, что никто из бывших коммунистов и комсомольцев со своих должностей уходить добровольно не собирается. Ядерное оружие надежно страховало их от чрезмерного дипломатического давления, а тем более военного вмешательства.

Кроме того, наличие своих природных ресурсов, специалистов и технологий позволило бы России худо-бедно существовать и в условиях жестких экономических санкций. Тогда были предприняты новые попытки достичь указанной цели. Глава думского комитета по экономической политике Евгений Федоров неоднократно утверждал, что российскому руководству со стороны вышеуказанных кругов в начале 2000-х годов были сделаны выгодные экономические предложения, своеобразный «План Маршалла» в обмен на отказ от ядерных вооружений и ряд аналогичных гарантий.

А Институт Современного Развития, известный своими неолиберальными программами, публиковал доклад «Обретение будущего. Стратегия-2012», в котором утверждалось, что «серьезный вред российской модернизации наносит обладание остатками ядерного потенциала». Интересно, что попечительский совет ИНСОР возглавляет президент Дмитрий Медведев, а сам доклад многие издания поспешили назвать программным документом будущего президента страны.

Блефовать слухами о наличии в своем арсенале межконтинентальных баллистических ракет правящие круги Северной Кореи собираются до тех пор, пока не настанет нужный момент для того, чтобы приступить к рыночным реформам.

Положение же Северной Кореи, оставшейся без помощи СССР, совершенно отчаянное, и международные экономические санкции, которыми она обложена со всех сторон, это положение еще более усугубляют. По причине гористой местности она не может самостоятельно обеспечивать себя продовольствием без специальных удобрений, которые необходимо закупать заграницей.

Промышленность не может хоть сколько-нибудь эффективно работать без топлива, которое КНДР сама не производит и не может импортировать в достаточном объеме из-за тех же санкций по финансовым активам государства и северокорейских компаний, а также иных трудностей. В то же время ее народ вынужден содержать огромную армию, которая составляет примерно 5% в доле всего населения страны для защиты от прямой военной интервенции заинтересованных государств.

Ясно, что долго такое положение продолжаться не может, и что экономика Северной Кореи в этих условиях через какое-то время просто-напросто окончательно перестанет работать. Рано или поздно рыночные экономические реформы корейцам все равно проводить придется. Вопрос только в том, по какому сценарию они пойдут.

Следовательно, есть основания полагать, что ядерное оружие нужно руководству Трудовой Партии Кореи на перспективу - для мягкого и относительно безопасного перехода к рыночной экономике по «русскому сценарию». Кроме того, военно-политической верхушке совершенно необходимо обеспечить какие-то реальные гарантии личной безопасности от атаки глобальных неолиберальных элит после сворачивания коммунистических порядков и постепенного перехода к рыночной экономике в КНДР. Иначе Кем Чен Ира в лучшем случае ожидает судьба Слободана Милошевича, закончившего жизнь в тюрьме Гаагского трибунала.

Таким образом, на нынешний момент ракетно-ядерная программа является универсальным инструментом торга и бесценным ресурсом корейской дипломатии. Об этом красноречиво свидетельствует демонстративное хлопание дверями залов переговоров, как это было в 2009 году, мастерское выдерживание пауз, нарочитая неторопливость и осторожность диалога, что продемонстрировала последняя встреча северокорейских и американских дипломатов.

Использовать ядерный аргумент в качестве джокера и блефовать слухами о наличии в своем арсенале межконтинентальных баллистических ракет правящие круги Северной Кореи собираются, по всей видимости, до тех пор, пока в мире не настанет нужный момент для того, чтобы раскрыть карты и приступить к рыночным реформам.


Андрей Демьянюк  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1833