ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/178
Осетинское слово
В космосе легальности слишком много прорех, а его нормы зачастую оказываются тесны для Политического   12 ноября 2007, 18:48
 
Ситуация с непризнанным государством южных осетин не будет разворачиваться по косовскому сценарию

10 декабря должен был истечь срок принятия решения по статусу Косово, установленный ООН. Однако, сербское правительство решительно выступило против временных рамок в переговорах. Дело затянулось. В очередной раз. В любом случае, поскольку все попытки компромиссного решения проблемы одна за другой терпят крах, наиболее вероятным представляется вариант, при котором решение властей Косово об одностороннем отделении будет поддержано ведущими державами Запада.

 

Государство – это дом народа, который он должен строить сам, и который не должен для него превращаться в тюрьму.

В таком случае косовская тема станет важным прецедентом международной политико-правовой практики, в виду которого перед другими образованиями с проблемным статусом открываются известные перспективы, тем более, что некоторые из них имеют гораздо больше исторических, экономических и, наконец, гуманитарных аргументов в свою пользу.

 

В начале ноября порталом "Ossetia.ru" опубликовано интервью с президентом непризнанной Республики Южная Оетия Эдуардом Кокойты, который в преддверие решения косовского вопроса и в разгар кризиса грузинской государственной системы поделился своими мыслями о будущем республики. Впрочем, мнение осетинского народа нужно знать вне зависимости от положения дел в косовском вопросе.

 

На вопрос журналиста о том, как ему видится судьба южноосетинского вопроса в свете косовского прецедента, президент твёрдо заявил, что «статус Южной Осетии, равно как и Абхазии, со статусом Косово никак не связан». «Сегодняшнее Косово», - поясняет свою позицию г-н Кокойты – «это продукт агрессии НАТО против Сербии и военного развала государства, а Южная Осетия - продукт демократического развития. Косовские албанцы сами начали войну против Сербии и начали истреблять сербов, а мы ни на кого не нападали и никого не истребляли. В 1989 году мы обратились к руководству Грузии с просьбой всего лишь повысить статус Южной Осетии - чтобы она из автономной области (ЮОАО) стала автономной республикой в составе Грузии. Но грузинская сторона отказалась, более того, вообще ликвидировала Юго-Осетинскую автономию. Против нашего народа организовали геноцид, было уничтожено 111 осетинских сел».

 

Разоблачая политику двойных стандартов, применяемую западом в сфере решения международных и межрегиональных конфликтов, Кокойты отмечает: «На Западе говорят, что грузины боролись с сепаратизмом. А в чем тогда перед «демократическими» властями Грузии провинились ее граждане-осетины, которые проживали вне ЮОАО - в Кахетии и Гуджаретском ущелье? Ведь оттуда было больше всего беженцев, 100 с лишним тысяч человек. Вот этот вопрос хочу адресовать правозащитным организациям».

 

Описывая ситуацию с положением грузин, проживающих – как правило, компактно – на территории Южной Осетии, Эдуард Кокойты заверяет, что никакого их притеснения по национальному признаку в республике нет, никто не вмешивается в их внутреннюю жизнь. Особый подход к осетинским грузинам практикуется и в сфере образования. Мало того, г-н Кокойты утверждает, что «растет число граждан Грузии, которые просят политического убежища в РЮО»: «Недавний пример - целая грузинская семья из анклава. Их 11-летнего мальчика Гено Петриашвили похитили, вывезли в сопредельный район Грузии и держали в яме, чтобы склонить его отца, авторитетного человека, к сотрудничеству с МГБ Грузии. А отец обратился ко мне за помощью. Я отдал приказ силами госохраны РЮО и нашего спецназа провести операцию на территории Грузии. И мы сына отцу вернули».

 

Возвращение Южной Осетии в состав Грузии, по мнению президента, одинаково невозможно – вне зависимости от тех или иных государственных порядков, которые сейчас имеют шанс прийти на смену режиму Саакашвили. «История доказала, что сосуществовать с Грузией для нас очень вредно», - делится своими соображениями Кокойты. – «Мы подверглись двум геноцидам - в 1920-м и в 1989-1992 годах. Не говоря уже о культурном геноциде, когда нас заставляли разговаривать на грузинском языке и насильно перевели нашу письменность на грузинский алфавит. Какие бы силы ни взяли верх в Тбилиси - мы будем выступать лишь за цивилизованный и справедливый бракоразводный процесс с Грузией».

 

При этом глава республики трезво оценивает ситуацию и признаёт, что следующим после окончательного отделения от Грузии шагом должно быть объединение двух Осетий, то есть вхождение в состав Российской Федерации. Более того: «Де-юре мы никогда и не выходили из состава России», - заявляет Кокойты. – «Мы даже обращались в связи с этим в Конституционный суд РФ. В 1774 году представители единой Осетии добровольно вошли в состав Российской империи. Из десяти послов, которые были делегированы осетинскими обществами, шестеро прибыли с южного склона Кавказского хребта, то есть с нынешней территории Южной Осетии. Наши предки дали слово, и мы ему не изменим».

 

Что ж, звучит вполне солидно. Ведь глупо отрицать, что современные представления о легальности сложились на основании определённого статус-кво и имели своей целью придать доминации определённых сил и порядков дополнительный вес и устойчивость. Однако, в этом космосе легальности слишком много прорех, к тому же нормы его оказываются зачастую тесны для Политического, а порой и вовсе неадекватны ему. В тот момент, когда это обнаруживается, на поверхность общественного сознания всплывают более древние, более органичные и исторически закреплённые тенденции, связи и подходы к администрированию.

 

Недаром в речах национальных, региональных и государственных лидеров мы всё чаще слышим апелляции не к абстрактным нормам международного права, а непосредственно к народной воле. Без сомнения, относится это и к президенту Осетии, который заявляет, что цель его жизни состоит в служении своему народу.

 

Безусловно, в этом больше правды, жизни, больше честного отношения к политике, субъектами которой являются, прежде всего народы, а не инстанции. Война инстанций против народов – это всего лишь современный вариант завуалированной войны народов. Поэтому если народ стеснён инстанциями, то он либо запутался в своёй исторической судьбе, либо некий другой политический субъект совершенно сознательно, волевым образом вершит над ним это насилие.

 

Государство – это дом народа, который он должен строить сам, и который не должен для него превращаться в тюрьму.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/178